Эта услуга вновь превращается в «сервис для особых случаев»
Цена среднего километра поездки на такси в России в июне этого года выросла до 32,5 рубля за километр — это рекорд за последние десять лет (то есть с начала эпохи «доступного такси от агрегаторов»). И это, очевидно, не предел: уже осенью цены на этот вид транспорта продолжат расти. Явление неприятное, как любое повышение цен, — но сразу по многим причинам закономерное. К чему в результате придет отрасль и сохранится ли такси как сложившееся в 2010-х явление — выяснял «МК».
Данные о подорожании такси публикует официальный Росстат. По информации ведомства, интенсивнее всего — на 4,03% — тарифы выросли за первую половину 2023 года, до этого они активно росли и в первую половину 2022 года — на 2,7%. О причинах подорожания можно догадаться и без статистики: все видят, что происходит с ценами «на жизнь», в том числе и на бензин. А уж цена автомобилей и вовсе взлетела «в космос».
— Подорожание такси удивления у меня не вызывает, такси будет дорожать и дальше, — прогнозирует автоэксперт Петр Шкуматов. — Приличный автомобиль, который можно использовать в такси, даже в экономклассе, уже подбирается в цене к 2 млн рублей. Плюс дорожает топливо, ну и, конечно, ожидания водителей от доходов такси тоже растут. Это все в итоге приводит к тому, что средняя цена поездки увеличивается. По моим расчетам, цена может увеличиться до 50 рублей за километр к концу этого года.
Еще в середине 2010-х расчеты таксистов-индивидуалов показывали: издержки на содержание автомобиля, его амортизацию, комиссию агрегатора выводили прибыль водителя практически в ноль — а в некоторых регионах и в минус. Это к вопросу, почему проникновение вездесущих агрегаторов даже к концу 2010-х не было стопроцентным.
Новый федеральный закон, который вступает в силу с 1 сентября этого года, вводит сразу несколько новых затратных статей. Пусть наиболее сложные пункты этих правил могут в очередной раз отложить (а могут и нет) — подорожание этим не остановишь. И уже сейчас многие из опрошенных «МК» москвичей говорят: на такси стали ездить за последний год намного меньше. Потому что когда на повестку дня уверенно становится экономия на повседневных расходах — а тут тебе предлагают такси за 1000 рублей вместо прежних пятисот… Задумаешься, не здоровее ли будет дойти до метро (даже в дождь).
Кстати, те, кто медленно ко всему привыкает, тут в плюсе: ведь сложившаяся ценовая ситуация примерно соответствует норме конца нулевых — самого начала десятых годов. Когда вызвать такси (тогда еще по телефону) было-таки некоторым событием — и без примерно полутора тысяч делать такой вызов было нерасчетливо: нужно же было иметь какой-то запас. А тогдашние полторы тысячи — это повесомее нынешних, сами понимаете. В общем, роскошь не роскошь, но сервис для особых случаев. К этому, похоже, и возвращаемся.
Впрочем, не совсем. Такси в Москве за прошедшее десятилетие перепозиционировали из премиум-сервиса в вид городского общественного транспорта. Или, по-современному говоря, «мобильности». Вот надо тебе добраться из точки А в точку В — вот тебе все виды транспорта, а если не хватает, то такси и каршеринг (в скобках: только не вздумай садиться за руль личного авто, вот и парковки платные ради этого подогнали).
Что будет с этой моделью в Москве в условиях подъема цен до уровня премиума? «Заплатят», — уверены опрошенные таксисты. Вот удивительно, да? Никакого уныния от вроде бы очевидной грядущей нехватки пассажиров у них нет, нехватки вообще не ожидают. Может быть, и правильно не ожидают: парковочное пространство, дорожная разметка, вообще организация дорожного движения в столице уже не позволят горожанам вернуться за руль личных авто. В Петербурге и других крупнейших городах обстановка, может быть, и не дошла до точки невозврата, но близка к ней.
Так что те, кому денег на такси хватит, будут им пользоваться, те, для кого это станет роскошью, найдут другие способы перемещения. На дворе ведь эпоха мультимодальности: хочешь — на самокате (в том числе и неэлектрическом), хочешь — на велосипеде езжай. Электробусы опять же ездят, трамваи, а в ближайшие годы обещают почти для всех москвичей пешеходную (в пределах полукилометра) доступность метро или электрички.
А что такси причислили к видам городского транспорта — так ведь не любой городской транспорт обязан быть дешевым, что это за советские предрассудки? Вот, скажем, до революции в Москве был трамвай, были извозчики разной категории (в том числе и «рублевые», то есть дорогие, лихачи). А кому на них денег не хватало — ходили пешком по десятку и более километров, и ничего…
Но это в мегаполисах. Регионы, особенно сельская местность, — другое дело. Тут такси штука насущная: без него с вокзала до деревни или дальнего городка не доберешься вовсе, а вечером особенно. Ну так в малых городах пока еще не так радикально зачистили парковки — поэтому у тех, кто может водить, там есть машины, стоящие у тех самых станций и вокзалов. А кто не может — для тех есть «бомбилы» с известными номерами телефонов или просто поднятая на обочине рука. Таких голосующих — чтобы не проиграть — за последние месяцы на трассах стало намного больше, и это наводит на выводы.
Фото: pixabay
Антон Размахнин
По материалам: “Московский комсомолец”