Россияне скупают электронику в преддверии учебного года
Россияне скупают электронику в преддверии нового учебного года. Продажи ноутбуков выросли по сравнению с прошлым годом минимум на 20%, смартфонов — на 40%, рассказали «Известиям» ритейлеры и дистрибьюторы. В некоторых сетях рост составил 2–2,5 раза. Экипировать школьника девайсами стоит от 40 тыс. рублей за минимальный комплект, подсчитали в Mobile Research Group. Повышенный спрос на гаджеты участники рынка связывают с развитием параллельного импорта — купить нужное устройство сейчас не проблема. Эксперты же говорят об отложенном во время пандемии и санкционной кампании спросе на такую технику. К тому же многие стремятся сейчас запастись ей, опасаясь роста цен.
Портфельные инвестиции
Перед началом учебного года (ритейлеры называют этот сезон «снова в школу» — от аналогичного английского термина back to school) в России по сравнению с тем же периодом 2022 года значительно вырос спрос на ноутбуки, смартфоны и другие гаджеты. Об этом «Известиям» рассказал менеджер одного из вендоров, его слова подтверждают участники розничного рынка. Так, в июле и в первые недели августа продажи ноутбуков по сравнению с прошлогодними в среднем по России выросли на 20%, сообщил источник «Известий». И даже больше, утверждают опрошенные изданием продавцы.
— В июле-августе 2023 года россияне приобрели на Wildberries на 75% больше ноутбуков и компьютеров, чем годом ранее. Растет и спрос на различную оргтехнику, например, многофункциональные устройства (рост на 281%), принтеры (на 101%). Популярность же смартфонов увеличилась на 38%, — перечислили в пресс-службе маркетплейса.
Некоторые участники рынка говорят, что спрос в сезон «снова в школу» в этом году оказался даже выше, чем в 2019-м — последнем «спокойном» году до пандемии и санкционных кампаний. Это отмечает менеджер одного из вендоров.
— Мы видим самый высокий спрос на электронику с 2019 года в нашей розничной сети в период back to school . Например, с июля по середину августа продажи смартфонов в МТС увеличились в два раза в штуках по сравнению с тем же отрезком прошлого года, в то время как на всем российском рынке этот показатель составил 40%, — сообщил гендиректор розничной сети МТС Андрей Губанов. — Также в этот период виден высокий спрос на ноутбуки и планшеты, продажи которых увеличились в 2,5 раза и на 20% соответственно.
В июле-августе заметно увеличились штучные продажи ноутбуков — более чем на четверть относительно прошлого года, спрос также превышает показатели 2021 года, рассказали «Известиям» в «М.Видео – Эльдорадо».
— Мы также видим рост интереса к другим категориям товаров для обучения, связи и развлечений, которые стали неотъемлемой частью списка покупок перед 1 сентября: смартфонам, смарт-колонкам, планшетам, ПК, — отметил представитель объединенного ритейлера.
За последние четыре недели было продано порядка 2,5 млн смартфонов (за аналогичный период 2022 года — 1,6 млн), подсчитали в ГК «F+ tech-Марвел».
Минимальный «гаджетный» набор школьника старших классов — компьютер и смартфон, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Родители, как правило, покупают ноутбуки стоимостью от 30 тыс. рублей и чуть выше: сейчас лэптопы по цене до 50 тыс. рублей разлетаются как горячие пирожки, утверждает эксперт. Стоимость смартфонов с функционалом, достаточным для старшеклассника, — от 10 тыс. рублей. Для ребенка помладше достаточно более дешевого устройства, считает он.
Импорт с замещением
Всплеск покупок смартфонов и планшетов в преддверии нового учебного года — следствие отложенного спроса на гаджеты для детей, считает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. В 2020–2021 годах дети много времени проводили дома и пользовались той техникой, что была под рукой, в прошлом же году выбор гаджетов сократился — перед началом учебного года параллельный импорт только налаживался, вспоминает он. К тому же покупатели стремились крайне осторожно тратить деньги.
— Теперь дефицита нет. К тому же рост курсов иностранных валют стимулирует родителей купить новую технику для ребенка поскорее, пока не выросли цены, — рассуждает эксперт.
Руководитель направления «Ноутбуки» компании diHouse Роман Овсиенко увязывает рост продаж в период «снова в школу» с восстановлением поставок.
— В 2022 году изменились внешние условия, что привело к резкому всплеску спроса в марте-апреле и дальнейшему спаду продаж вследствие ухода ряда брендов, изменения логистики и курса валют. Осенью прошлого года нормализовался процесс параллельного импорта, и с тех пор практически любой востребованный товар начал спокойно приходить на наш рынок, — отметил он.
Сейчас выстроены все внешние и внутренние процессы, рынок подстроился под новые реалии и товара стало сильно больше, добавляет он.
— В прошлом году период перестройки каналов поставок пришелся как раз на летний период, что сказалось на снижении продаж в августе 2022 года, но сейчас мы видим, что они восстановились, — отмечает директор re:Store Расим Лемберанский.
Кроме сезонности на повышение покупательской активности влияет стабильная ситуация с ассортиментом и наличием товарных запасов под разные запросы, а также скидки и промоактивности, запущенные перед началом нового учебного года, утверждают в «М.Видео – Эльдорадо».
За последние два-три года у производителей и поставщиков сформировался достаточно большой сток: это общемировой тренд, отметил представитель «F+ tech-Марвел». Большие запасы дают возможность расширять число специальных предложений, привлекать покупателей через акции и распродажи, говорит он.
В этом году в продажах «снова в школу» активно участвуют и отечественные производители компьютерной техники.
— Их доли в продажах также растут, совокупно они занимают уже около 5% рынка, — оценил представитель «F+ tech-Марвел».
Отечественные производители компьютерной техники наблюдают стабильный рост спроса на продукцию: основные продажи приходятся на регулируемый и корпоративный рынки, сообщили «Известиям» в Минпромторге. По мере насыщения этого сегмента российские компании выходят и в розничные сети, добавили в ведомстве.
Фото: pixabay
Валерий Кодачигов
По материалам: “Известия”