Белый дом «крайне разочарован» решением России предоставить временное убежище бывшему сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену. Об этом заявил представитель администрации президента США Джей Карни, передает Associated Press.
Это решение «подрывает многолетнее сотрудничество правоохранительных органов обеих стран». Вашингтон, по словам Карни, продолжает настаивать на выдаче Сноудена и обещает продолжить переговоры по его экстрадиции в США.
На вопрос, повлияет ли предоставление убежища Сноудену на решение Барака Обамы встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным в сентябре 2013 года в Москве в ходе саммита G20, Карни ответил, что вашингтонская администрация в данный момент решает вопрос о целесообразности поездки президента США на встречу.
«Мы рассматриваем такое развитие событий как худший вариант из возможных, и мы крайне разочарованы произошедшим», – уточнил Карни.
Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни добавил, что Сноуден является «не разоблачителем, а преступником», которого обвиняют сразу по нескольким статьям.
В начале сентября этого года американский президент должен приехать в Россию на саммит «большой двадцатки», на котором планировал провести отдельную встречу с Путиным. Кроме того, в августе запланирована встреча министров иностранных дел и обороны двух стран в формате «два плюс два». Согласно заявлению анонимного представителя Белого дома, после решения России по Сноудену судьба этих переговоров также «повисла в воздухе».
Вашингтон неоднократно требовал от Москвы выдать Сноудена, однако получил отказ. МИД РФ сослался на отсутствие между США и Россией соответствующего договора о выдаче обвиняемых. Кроме того, российская сторона заявила о том, что действия Сноудена могут обернуться для него на родине пытками или смертной казнью.
В четверг, 1 августа, Россия предоставила Эдварду Сноудену временное убежище сроком на 1 год. Получив документы, американец покинул транзитную зону аэропорта «Шереметьево», где находился с 23 июня.
Как рассказал адвокат Анатолий Кучерена, Сноуден уехал из «Шереметьево» в безопасное место. Покинуть аэропорт помогали ему его американские друзья, проживающие в Москве, в том числе те, что у него появились в России, пока он находился в транзитной зоне аэропорта.
Служба информации «НВ»