Государственный технический осмотр автомобилей может вернуться уже в ближайшее время
Источники «Октагона» утверждают, что такой сценарий сегодня активно обсуждается участниками отрасли. Это связано со старением автопарка страны, замедлением процесса его обновления на фоне геополитических проблем и, как ни странно, поддержкой инициативы внушительным числом автовладельцев. Главная задача – возобновить процедуру в таком виде, чтобы она не ассоциировалась с тотальной коррупцией. Но идей по поводу нового механизма у профессионального сообщества пока нет.
Согласно результатам всероссийского опроса водителей, проведённого Национальным автомобильным союзом (НАС), 51 процент респондентов считает, что государство должно контролировать техническое состояние транспортных средств. 43 процента придерживаются мнения, что не должно. При этом наиболее позитивно к контролю относятся респонденты из Северо-Кавказского и Северо-Западного федеральных округов – 55–57 процентов. На Дальнем Востоке, напротив, 53 процента опрошенных утверждают, что государственный техосмотр не нужен.
Выше всего поддержка необходимости техосмотра у молодых водителей – 62 процента выступают за государственный контроль, а ниже всего – у самых возрастных, среди которых лишь 42 процента выразили согласие.
Как рассказывает «Октагону» вице-президент НАС Антон Шапарин, полученные результаты свидетельствуют о том, что, даже несмотря на произошедшую ранее дискредитацию системы техосмотра, большинство россиян всё же уверено, что контроль технического состояния – важное направление государственной политики. Собеседник отмечает, что российский автопарк стареет – в среднем автомобилям сейчас более 14 лет, и темпы старения парка увеличатся на фоне снижения продаж новых машин.
Эксперт полагает, что государство должно стремиться к созданию полноценной системы технического осмотра автомобилей, аналогичной существующим в большинстве развитых стран мира.
– Без этого на наших дорогах будет всё большее количество автомобилей, не соответствующих даже минимальным критериям технической безопасности, которые не должны эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Такая система должна диагностировать критические неисправности и давать водителю время для их исправления, – заключает Шапарин.
Фактически для большинства российских автолюбителей техосмотр был упразднён с сентября 2022 года. От прохождения ТО освободили все автомобили, принадлежащие физическим лицам, если эти машины не используются для коммерческой деятельности. Причём действует это правило вне зависимости от возраста автомобиля. В том случае, если владелец использует машину в коммерческой деятельности (например, в такси или при работе курьером), то диагностическую карту придётся получать. Также она понадобится при смене собственника и любой перерегистрации машины в ГИБДД, если она старше четырёх лет. Процедуру техосмотра придётся проходить и в случае внесения изменений в конструкцию автомобиля – например, после установки газобаллонного оборудования.
Источник издания в ГИБДД России поясняет, что во многом решение об упразднении техосмотра оказалось вынужденным:
– Сначала государство попыталось заметно ужесточить контроль за пунктами техосмотра и прекратить повсеместную практику продажи диагностических карт без реального осмотра автомобиля. Но из этой идеи мало что вышло.
«В итоге система техосмотра была полностью дискредитирована в глазах граждан: дошло до того, что факт подделки большинства диагностических карт признавало даже руководство Российского союза автостраховщиков». – Источник «Октагона».
Вице-президент НАС Антон Шапарин с этим соглашается: по его словам, в ходе реформы государство не смогло создать условия для появления достаточного количества пунктов техосмотра, отвечающих избыточно жёстким критериям Минтранса.
Дискуссия о необходимости возвращения техосмотра началась после изучения данных статистики: по сведениям ГИБДД, ежегодно происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий, основной или сопутствующей причиной которых становится техническая неисправность. По оценкам ведомства, чаще всего в аварии попадают автомобили с конструктивными изменениями, информация о которых отсутствует в регистрационных документах. Кроме того, в дорожных сводках фигурируют машины с неисправными внешними световыми приборами, а также с шинами, не соответствующими модели автомобиля.
Представитель одного из крупных операторов технического осмотра на условиях анонимности сообщает «Октагону», что обсуждение возможности возвращения ТО в том или ином виде на рынке действительно началось:
– Рассчитывать на благоразумие и сознательность самих автомобилистов не стоит: как показывает практика, многие готовы ездить без щёток стеклоочистителей, со слабыми тормозами, привязав руль на проволочку.
Собеседник издания убеждён, что система должна вернуться, однако в скорректированном виде, чтобы это устроило все стороны процесса. Этот момент обсуждают и депутаты Госдумы.
– В прежнем виде техосмотр был настоящей гаванью коррупции. Талон техосмотра буквально приобретался за фиксированный прайс, и никто не смотрел на реальное состояние транспорта, – заявляет депутат Госдумы Виталий Милонов.
«Не думаю, что нам надо возвращаться к такой, мягко говоря, неудачной практике. Необходимо смотреть на реальное состояние автомобильного парка в каждом регионе – количество новых машин, количество пяти-семилетних и более старых». – Виталий Милонов, депутат Госдумы РФ.
Парламентарий придерживается точки зрения, что органы МВД в каждом регионе сами должны определять процедуру техосмотра в зависимости от этих факторов.
Новая процедура ТО должна соответствовать требованиям времени, говорит коллега Милонова, заместитель председателя думского комитета по экономической политике Артём Кирьянов. В беседе с изданием он признаёт, что техосмотр, к сожалению, в своё время стал одним из самых коррумпированных направлений деятельности в сфере государственного контроля. В итоге это привело к решениям, которые не в полной мере оправданны с точки зрения безопасности, – к отмене обязательных проверок.
Ранее вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов публично заявил: 80 процентов российских автовладельцев ездят с купленным техосмотром. Главной причиной этого явления было то, что за использование поддельной диагностической карты водителей не наказывали.
Опрошенные «Октагоном» парламентарии сходятся в том, что возвращение техосмотра в прежнем виде невозможно, поскольку за последние годы произошло бурное развитие цифровых форматов, которые изменили структуру взаимодействия человека и государства.
– Элементы технического контроля состояния транспортных средств со стороны государства необходимо вводить именно с позиции клиентоцентричности государства, исключая возможности дополнительной нагрузки на человека – как технической, так и финансовой, вызванной коррупциогенными факторами. Предложение таких форматов должно исходить в том числе от экспертного сообщества, – комментирует Артём Кирьянов. Правда, пока их нет.
В настоящее время политики озвучивают лишь некоторые соображения относительно реформирования отрасли.
Например, сенатор Айрат Гибатдинов усомнился в необходимости осмотра нового автомобиля, который используется одним владельцем и исключительно в личных целях. По его мнению, разумна мысль об обязательном техосмотре авто в случае ДТП и спустя несколько лет с начала эксплуатации – такая мера позволит проверить наличие неисправностей и поломок.
– Главный вопрос – в каком виде будут возвращать ТО. Поскольку очевидно, что в прежнем варианте заинтересованы только коррупционеры, вероятно, новая система будет основана на принципах максимальной прозрачности и затронет не все категории транспорта, – резюмирует руководитель одного из технических центров Михаил Пальмов.
Однако в неофициальных беседах участники профессионального сообщества всё чаще высказывают опасения по поводу того, что система вернётся практически в прежнем виде.
Фото: pixabay
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”