«Русал» договорился о покупке трети китайской металлургической компании для обеспечения поставок глинозема. Компании необходимо сырье на фоне ограничительных мер западных стран
«Русал» (RUAL) подписал соглашение о приобретении 30% акций китайской металлургической компании Hebei Wenfeng New Materials (HWNM) за 1,911 млрд юаней, или $266,89 млн (при расчете использовался курс 7,16 юаня к доллару), следует из сообщения компании на Гонконгской фондовой бирже. Но финальный размер выплат может быть скорректирован в зависимости от объема оборотного капитала и задолженности HWNM на момент закрытия сделки, а также «любых непогашенных или неурегулированных требований по возмещению убытков в соответствии с положениями соглашения». Потолок подобных выплат — 2,5 млрд юаней (или примерно $349,16 млн).
Зачем «Русалу» китайский глинозем
Соглашение между российской и китайской компаниями позволит «обеспечить доступ не только к стабильному источнику глинозема по более выгодным ценам, но и к лучшим в мире технологиям и практикам глиноземного производства и защиты экологии», пояснили РБК в «Русале». Партнеры разделят производимый в Китае глинозем пропорционально долям участия в капитале, говорится в сообщении. Российская компания также сможет получить «доступ к глинозему по конкурентоспособной цене» и обеспечить свои основные поставки сырья. В компании подчеркнули, что сделка позволит укрепить сырьевую безопасность алюминиевой промышленности России, «снижая риски в сфере обеспечения критическим сырьем».
Китайский завод был выбран «Русалом» на фоне расширения производства глинозема в стране — только за 2022 год Китай ввел в строй более 10 млн т новых мощностей. Общий объем производства материала превысил 76 млн т, что больше половины от всего мирового производства. Для сравнения: на долю «Русала» в 2022 году приходилось 5,6% мирового производства алюминия и 4,5% глинозема.
В 2022 году «Русал» лишился поставок около 4 млн т глинозема в год из-за потери контроля над Николаевским глиноземным заводом на Украине, остановки поставок из Австралии и сокращения поставок с собственного завода Aughinish в Ирландии. Австралия ввела запрет на экспорт глинозема и бокситов (алюминиевая руда) в Россию в марте 2022 года, тогда в «Русале» сообщили, что ограничение затронет 20% потребностей компании в этом сырье. В 2021 году Николаевский завод производил до 1,8 млн т глинозема, а ирландское предприятие — до 1,88 млн т сырья (23% от общего выпуска).
Проблемы с сырьем стали одним из рисков для продолжения работы предприятий «Русала» в России: из 8 млн т сырья, ежегодно потребляемого алюминиевыми заводами, более 5 млн т компания закупает за рубежом по ценам мировых рынков, указывал глава Кузбасса Сергей Цивилев в своем обращении к российскому премьеру Михаилу Мишустину. «Себестоимость глинозема с завода Aughinish в Ирландии выросла в 2022 году в два раза вслед за подорожанием газа, — приводил расчеты губернатор. — После утраты Николаевского глиноземного завода и прекращения поставок из Австралии [«Русал»] вынужден закупать глинозем в КНР и других странах АТР по спотовым ценам при стопроцентной предоплате». При этом китайское законодательство не позволяет вернуть НДС при экспорте глинозема, что создает потери в 14 млрд руб. Увеличение закупок глинозема, а также рост затрат на электроэнергию и транспорт вызвали прирост общей себестоимости продукции «Русала» на 9,6%.
S&P Global в январе 2023 года отмечала, что экспорт глинозема из Китая в 2022 году вырос на 741,4%, до 1 млн т, на фоне увеличения поставок в Россию. В сентябре в Reuters сообщили, что Россия стала увеличивать импорт глинозема из Индии и Казахстана на фоне восстановления внутреннего производства алюминия в КНР, и, соответственно, спроса на сырье.
Российский алюминий находится под ограничениями со стороны западных стран. США в феврале ввели 200-процентную пошлину на ввоз алюминиевых изделий из России, а в апреле — аналогичную меру для изделий, которые были произведены из российского алюминиевого сырья. В марте запрет на ввоз из России необработанного алюминия и готовых изделий из него ввела Канада.
В июле европейская ассоциация алюминиевой промышленности European Aluminium призвала не вводить санкции против «Русала», поскольку глобальный охват операций компании делает возможные санкции против нее проблематичными.
Как недостаток глиноземов влиял на «Русал»
Российской компании уже удалось переориентировать часть экспортных потоков в Азию. Согласно промежуточному отчету «Русала» за первую половину 2023 года доля Европы в выручке компании снизилась с $2,9 млрд (40% от общей выручки) до $1,9 млрд (31%), в то время как поставки в страны Азии выросли c $1,6 млрд (23%) до $1,98 млрд (33%).
Аналитики расходятся в оценках, как именно потеря нескольких источников сырья в течение года ударила по бизнесу компании. С одной стороны, в отчетности за первое полугодие 2023 года «Русал» показал удручающую динамику, констатировал руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Андрей Ванин: выручка снизилась на 16,9%, до $5,945 млрд, чистая прибыль упала на 54,3%, до $315 млн, а скорректированная EBITDA и вовсе рухнула на 84%, до $290 млн.
По его мнению, проблемы с глиноземами этому серьезно поспособствовали: еще в прошлом году из-за проблем на внешних рынках производство этого сырья упало почти на 30%. «Русалу» пришлось закупать глинозем у других производителей в 2,5 раза дороже, чем он получал его ранее, — компания потратила $1,8 млрд. В итоге стоимость выпуска алюминия выросла на 31,8%, до $2190 за тонну, отмечал Ванин, и себестоимость росла быстрее, чем цены реализации.
С другой стороны, та же полугодовая отчетность демонстрирует, что «Русал» смог адаптироваться, полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Производственные показатели свидетельствуют об устойчивом положении компании. Так, глинозема в первом полугодии 2023 года было произведено 2,518 млн т (первое полугодие 2022 года — 3,3 млн т); бокситов (влажных) было добыто 6,754 млн т (первое полугодие 2022 года — 6,74 млн т); первичного алюминия было добыто 1,913 млн т (1,891 млн т за аналогичный период 2022-го). Увеличение производства первичного алюминия говорит о том, что компания гибко реагирует на спрос и в случае необходимости может еще нарастить производство», — уверен аналитик.
При этом аналитики отмечали закредитованность «Русала»: по расчетам Ванина на основе последней отчетности, соотношение чистого долга к EBITDA компании достигло 11. Из каких источников будет финансироваться сделка с Wengfeng и добавится ли эта сумма к чистому долгу компании, который по итогам первого полугодия составлял $5,75 млрд, — стороны не раскрыли. При этом по итогам 2022 года «Русал», судя по отчетности, накопил $3,19 млрд в виде кеша и эквивалентов, в том числе за счет заимствований.
К закрытию основной сессии в понедельник, 23 октября, акции «Русала» на Московской бирже стоили 40,46 руб за штуку. За последний год они подорожали на 25%, за месяц — подешевели на 2,2%.
Фото: pixabay
Георгий Смирнов, Сергей Гусев
По материалам: “РБК”