Вечный торг

Как Венгрия противостоит Евросоюзу

Парламент Венгрии вновь не смог собрать кворум и ратифицировать заявку Швеции на вступление в НАТО. Принятие решения, которое, казалось, было одобрено Будапештом еще несколько недель назад, снова откладывается. Только теперь для того, чтобы собрать последний необходимый голос в свою пользу, шведскому правительству, похоже, придется приложить еще немного усилий. Ситуация развивается в контексте противоречивой атмосферы в отношениях кабинета Виктора Орбана и властей Европейского союза. Судя по всему, компромисс, о котором было заявлено по итогам саммита ЕС, практически ничего в этом смысле не поменял. «Известия» рассказывают подробности.

Швеция всё там же

5 февраля венгерский парламент должен был собраться на внеочередное заседание, последнее перед началом двухнедельных каникул. Оно было созвано по инициативе шести оппозиционных партий. Однако кворум, необходимый для принятия решения, набран не был. Все 133 депутата правящего альянса «Фидес — Христианско-демократическая партия» бойкотировали заседание. Теперь парламентарии соберутся на работе только 26 февраля, по окончании каникул.

Мате Кочиш, возглавляющая «Фидес» в парламенте, заявила, что ратификация вступления Швеции в НАТО может произойти в начале очередной парламентской сессии «при условии встречи премьер-министров Венгрии и Швеции в Будапеште». Позднее с тем же посланием выступил государственный секретарь по вопросам общественной дипломатии и внешним связям Золтан Ковач.

«Лидер парламентской группы подчеркнула, что стремление правительства Швеции вступить в НАТО должно побудить его к визиту в Венгрию. Так же, как это было в случае с Турцией. Ратификация зависит от важности, которую Швеция придает этому вступлению, и ее готовности участвовать в прямых обсуждениях в Будапеште», — приводит слова чиновника издание Politico.

При этом еще 24 января премьер-министр Виктор Орбан, в ноябре единогласно переизбранный лидером «Фидес», официально призвал депутатов одобрить вступление шведского королевства в НАТО. «Я подтвердил, что правительство Венгрии поддерживает членство Швеции в НАТО. Я также подчеркнул, что мы продолжим призывать парламент проголосовать за присоединение Швеции и завершить ратификацию при первой возможности», — говорилось в его сообщении в соцсети X. Впоследствии Орбан отметил, что пригласил посетить Будапешт премьер-министра Швеции Ульфа Кристерссона. Тот, в свою очередь, высказал желание приехать в Венгрию уже после ратификации, что было бы «естественно» в данной ситуации.

Реакция на несостоявшееся голосование как в самой Венгрии, так и за ее пределами была ожидаемо резкой. Депутат от либерально-демократической коалиции Агнес Вадаи заявила, что именно демарш Орбана поставил страну в «очень неловкое положение». «Я думаю, что это очень личное для Орбана, и также очень иррационально то, что он делает, несмотря на всё оказываемое давление», — сказала она Associated Press.

Особенно интересным представляется тот факт, что эта ситуация являет собой точное повторение июльских событий. Тогда венгерский парламент рассматривал шведскую заявку в последний день летней сессии, но заседание также не состоялось из-за бойкота правящей партии.

Отношения Венгрии и Швеции далеки от идеальных. Будапешт неоднократно высказывал недоумение относительно внешнеполитических шагов Стокгольма. Именно из-за существующих разногласий венгерский парламент, так же как ранее турецкий, рассматривал заявки Финляндии (одобренную еще в марте 2023 года) и Швеции. Упомянутый госсекретарь Ковач объяснял это решение демонстрацией скандинавами «морального превосходства», которое «подрывает двусторонние отношения».

В том же духе высказался министр иностранных дел Петер Сийярто. Дипломат отметил, что было бы «справедливым», если бы Кристерссон посетил венгерскую столицу до ратификации — точно так же, как он приехал в Анкару до ратификации Турцией. Принятие приглашения доказало бы, что это важный вопрос для Швеции, заявил глава МИД Венгрии.

Отдельное раздражение Будапешта вызывает публичное давление, которое его союзники по НАТО оказывают на принятие решения. Например, на несостоявшееся 5 февраля заседание парламента страны прибыла делегация дипломатов стран альянса во главе с послом США Дэвидом Прессманом, с которым у правительства Венгрии чрезвычайно натянутые отношения.

Вполне возможно, что для Швеции вопрос вступления в НАТО не является приоритетным, считает эксперт клуба «Валдай», старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.

— Шведы не борются за вступление в альянс. Такое ощущение, что эта тема не является достаточно важной и для шведского истеблишмента, и для общества. Стокгольм как будто подталкивали это сделать, а сейчас внешнее давление не такое сильное. С другой стороны, Швеция важна для НАТО — в противном случае вступившая Финляндия окажется в уязвимом положении. Что же касается Венгрии, то, вероятно, вопрос ратификации шведской заявки является предметом многостороннего торга, — заключил эксперт.

Вступление Швеции в НАТО так или иначе состоится, это вопрос времени, считает младший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Никита Белухин.

— Думаю, что Венгрия пытается использовать ситуацию для разрешения в свою пользу конфликтов с ЕС. Швеция особой проблемы не видит и считает, что основные препятствия на пути в альянс уже преодолены, — отмечает эксперт.

Медиапобеда на саммите ЕС

За этим дипломатическим спектаклем, очевидно, скрывается более обширный контекст. Политику венгерского правительства называют обструкционизмом и злонамеренным саботажем в «важнейшем деле укрепления северного фланга НАТО». Не меньше проблем Будапешт создает для евробюрократии. После длительного публичного и крайне неприятного для Брюсселя торга вокруг выделения средств для Украины Орбан хотя и не добился всех поставленных целей, тем не менее сумел представить достигнутое как победу в еще одном раунде против руководства ЕС, которое он ранее открыто называл «недостаточно хорошим» для нынешних времен.

По итогам дискуссий, фактически в одиночку навязанных Будапештом остальным членам союза, венгерский премьер-министр сумел высвободить часть замороженных для своей страны средств в фондах ЕС: €6,3 млрд плюс еще к €10 млрд, открытых в декабре. Деньги же для Украины будут выделяться из других источников. «…Мы получили предложение и в конце концов выработали механизм проверки, который гарантирует разумное использование средств, и получили гарантии того, что деньги Венгрии не окажутся на Украине. После долгих переговоров мы приняли это предложение», — сказал Орбан в видеообращении по итогам саммита.

После этого он демонстративно отказался от ужина с лидерами ЕС и вместо этого встретился с протестующими бельгийскими фермерами. «Это ошибка Европы — лидеры не принимают всерьез глас народа. Это проблема номер один. Говорим ли мы о миграции, о войне, об Украине, о чем угодно — глас народа лидеры не принимают всерьез. Это дефицит демократии», — сказал протестующим Орбан, добавив, что на предстоящих в июне выборах в Европарламент у европейцев будет возможность выбрать «новых лидеров».

ЕС обеспокоен перспективами

Отдельное беспокойство Брюсселя вызывает постепенное увеличение числа союзников и сторонников Орбана — как на общеевропейском уровне, так и среди отдельных государств. Недавно избранного премьер-министра Словакии Роберта Фицо и главу лидирующей в предвыборных рейтингах Австрийской партии свободы (FPÖ) под руководством Герберта Кикля называют «двумя новыми Орбанами».

В том же контексте — ожидаемая победа европейских правых на выборах в Европарламент и сразу после — шестимесячное (с июля) председательство Венгрии в Евросоюзе, в ходе которого, как уже заявили в Будапеште, будет поставлен вопрос об усилении государственного контроля за европейскими институтами. Сторонников консервативной платформы Виктора Орбана по всей Европе гораздо больше, чем кажется, отмечает Дмитрий Офицеров-Бельский.

— Орбан не считается одиночкой. Он является выразителем мнений множества европейских политиков, но отличается от них тем, что может себе позволить озвучивать антисистемную точку зрения, ничем особенно не рискуя, — подчеркивает собеседник «Известий».

Орбан неоднократно заявлял, что является сторонником Дональда Трампа и считает, что его возвращение к власти в США сможет решить многие вопросы глобальной безопасности, с которыми, по его мнению, не могут справиться нынешние Вашингтон и Брюссель.

Премьер-министр Венгрии и 45-й президент США — политические союзники, исповедующие одни и те же взгляды, отмечает эксперт клуба «Валдай», заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.

— У Орбана с Трампом общие враги: это нынешнее руководство Евросоюза, Сорос и либеральная элита в целом. Поэтому он ожидает активных действий со стороны Трампа. Это и снимет прессинг со стороны «коллективного Брюсселя». Во-вторых, приход к власти усилит позиции правопопулистов в Европе, к коим относится и сам Орбан. В-третьих, они оба сторонники национальных государств и противники глобализма и так называемого «евроатлантического единства», — заключил эксперт.

Андрей Кузмак

Фото: Новые Ведомости

По материалам: “Известия”

Ранее

Минфин изменил политику в отношении иностранной валюты

Далее

Эксперты КНР считают, что энергосотрудничество с Россией будет только укрепляться

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru