Битый чёс

Почему Зеленский всё чаще говорит о возможном мире

Владимир Зеленский намерен до конца года подготовить «реальный фундамент» для урегулирования украинского конфликта. Однако такой подход политика может объясняться попытками продемонстрировать миру готовность к диалогу, хотя на самом деле его ключевой задачей остается «спасение своей шкуры», говорит «Известиям» экс-депутат рады Владимир Олейник. Во многом подобная дипломатическая эквилибристика связана со сложно прогнозируемым ходом избирательной кампании в США. Гораздо ярче о «реальном» стремлении к миру говорят действия украинских военных: 6 августа они попытались прорваться на территорию Курской области. Чего на самом деле добивается Киев и приближает ли это мир на Украине — в материале «Известий».

Зеленский пообещал подготовить фундамент для урегулирования конфликта

Владимир Зеленский вновь заговорил о мире. На этот раз на своей странице в соцсети Х (бывш. Twitter) он заявил, что цель Украины — «подготовить реальный фундамент» для завершения конфликта уже в этом году. Причем, судя по его посту, Зеленский считает такое развитие событий реальным.

Исходя из логики украинских властей последних лет, урегулирование в Киеве рассматривают исключительно на основе «формулы мира», которую уже неоднократно отвергала Россия как не соотносящуюся с реалиями, сложившимися «на земле». Поэтому, очевидно, Зеленский и его команда создают лишь информационный фон, демонстрируя таким образом якобы готовность к мирным переговорам с Россией.

Действия же Киева во многом указывают на обратное: буквально на следующий день после заявлений Зеленского о стремлении создать основу для будущего урегулирования украинские вооруженные формирования совершили попытку прорыва на территорию Курской области. Само по себе это действие нивелирует утреннюю публикацию украинского лидера.

С другой стороны, очевидно, что в Киеве, по крайней мере кулуарно, действительно могут рассматривать вариант поиска выхода на переговоры с Москвой. Различные источники, включая европейские, указывают на большие потери в рядах ВСУ, а также на сложности мобилизации даже в ее наиболее жесткой модели.

Только за последние два месяца ВСУ потеряли более 115 тыс. военных и свыше 3 тыс. единиц бронетехники, сообщил 6 августа секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу. При этом ранее замначальника Главного военно-политического управления ВС РФ, командир спецназа «Ахмат» генерал-майор Апты Алаудинов и вовсе говорил, что потери Украины могут уже достигать более 700 тыс. человек.

Вместе с тем в пользу создания информационной картины об Украине, стремящейся к урегулированию, в том числе указывают и планы Зеленского пригласить Россию на второй «саммит мира» (первый прошел в июне в Швейцарии). Но и здесь украинский лидер сделал оговорку, что Киев не может идти против желания всех остальных стран, которые настаивают на присутствии РФ на переговорах.

Первый саммит в Швейцарии закончился, собственно, ничем. Москва там не присутствовала, из-за чего многие государства Глобального Юга отказались принимать участие в мероприятии.

В России не подтверждают готовность принимать участие в таких встречах. С одной стороны, нет приглашения — нет темы для обсуждения. С другой, если на втором саммите Киев и его западные партнеры продолжат продавливать пресловутую «формулу мира», вряд ли РФ заинтересует участие в подобном собрании.

Как выборы в США влияют на Украину

Другая проблема для Зеленского — позиция Москвы, которая уже обозначила свои взгляды на предварительные условия для старта переговоров. 14 июня Владимир Путин заявил, что для реального начала мирного процесса Киев должен вывести ВСУ за пределы территории России, обозначенной в Конституции, то есть из Херсонской и Запорожской областей, ДНР и ЛНР. Также Киеву придется принять нейтральный статус (то есть отказ от вступления в НАТО) и отмену западных санкций против РФ. При этом российский лидер четко обозначил, что в дальнейшем с развитием ситуации условия Москвы могут измениться.

Киевские власти не признают это требование. Зеленский в августе заявил, что вопросы «территориальной целостности Украины» должны решаться только ее народом. Впоследствии это породило дискуссии о возможном референдуме на Украине об отчуждении территории в пользу РФ. Впрочем, никаких подтверждающих эти слухи заявлений не последовало.

Однако на позиции Киева влияние может оказывать неопределенность в США на фоне предвыборной кампании. И если в случае избрания демократки Камалы Харрис внешнеполитический курс Белого дома вряд ли претерпит изменения, то вот возможный приход к власти республиканца Дональда Трампа может существенно осложнить ситуацию для Зеленского.

Трамп ранее неоднократно выступал с критикой поддержки Киева со стороны США и заявлял, что в победе Украины никакой выгоды нет. По его словам, конфликт не должен был и начинаться. Причем выбор Трампом в вице-президенты Джея Ди Вэнса также не сулит Киеву ничего хорошего: он неоднократно выступал против продолжения финансовой и военной поддержки Украины. В Верховной раде даже предполагали, что Трамп в случае победы заставит Зеленского уйти в отставку и подписать мирное соглашение «с обоюдными уступками».

К слову, 6 августа Трамп повторил свое обещание привести Россию и Украину к переговорам сразу же после своего переизбрания.

В Москве, правда, нет понимания, каким именно образом экс-президент США может это сделать. «И никаких контактов на этот счет не было», — сообщал ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Но вряд ли о мире на Украине будут говорить чаще, считает экс-депутат Верховной рады Владимир Олейник. «Зеленский не ставит вопрос спасения Украины и украинцев. Стоит вопрос спасения своей шкуры: его заботит только его будущее и будущее его семьи, его не интересует, что будет с Украиной», — сказал он «Известиям».

Более того, мирный процесс сейчас нельзя соотнести с реальной позицией, которую занимает Киев, говорит «Известиям» политолог, член движения «Другая Украина» Александр Дудчак. «Разговоры о мире не имеют ничего общего с позицией Украины. Позиция Украины ничем не отличается от той позиции, которая была в течение двух последних лет», — подчеркнул он.

Возможность переговоров России и Украины

Призывы о мире в последнее время всё чаще звучат и со стороны западных политиков. Так, об этом неоднократно говорили премьеры Словакии Роберт Фицо и Венгрии Виктор Орбан. Также о возможности запустить мирный процесс и до вывода российских войск на границы 1991 года (одно из ключевых требований Киева) высказывался президент Финляндии Александр Стубб.

Также одним из самых громких заявлений стали прозвучавшие в конце июня предложения советников Дональда Трампа Кита Келлога и Фреда Флейтца о лишении Киева помощи в случае отказа от переговоров с РФ. «Мы говорим украинцам: вы должны сесть за стол переговоров, а если вы не сядете, то поддержка Соединенных Штатов закончится», — сказал Келлог.

Москва неоднократно заявляла о готовности к переговорам, однако только на основе «сложившихся реалий, а не на условиях Киева». «Готовы ли мы к переговорам? Да, готовы, но только готовы на переговоры, не основанные на каких-то хотелках после применения психотропных средств, а основанные на тех реалиях, которые сложились, как в таких случаях говорят, на земле», — сказал ранее Владимир Путин.

Секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу 6 августа сделал несколько заявлений о переговорах по Украине, среди которых подчеркнул, что в ходе них бессмысленно вести речь о «формуле Зеленского».

Однако при всех мирных инициативах, звучащих со стороны Киева и Запада, возможность переговоров исключена, пока на Украине действует указ, запрещающий вести их с РФ. Причем ранее Киев уже призывали отменить указ, в частности, об этом сообщал бывший советник второго президента Украины Леонида Кучмы Олег Соскин. «Единственное, что он может сделать, <…> — немедленно отменить указ о том, что нельзя вести переговоры с Путиным», — сказал Соскин.

В российском МИДе при этом есть мнение, что, если бы власти Украины действительно были настроены на переговоры, они бы уже отменили этот указ. Навязывание «формулы Зеленского» в Москве считают лишь пустыми разговорами.

Однако и отмена этого указа сопровождается еще одной сложностью: 20 мая у Зеленского закончился срок действия его президентских полномочий. На Украине действует военное положение, на основании чего он и отменил выборы и продолжает оставаться у власти, хотя это противоречит Конституции страны.

Экс-депутат рады Владимир Олейник отметил: поскольку Россия считает Зеленского нелегитимным президентом, возможную отмену указа должно подписывать законное руководство. «Есть два варианта признать его легитимным: выборы или решение Конституционного суда. Что бы Зеленский ни отменил, он — частное лицо. Представьте, Зеленский отменил указ или подписал указ о капитуляции. Через 10–15 лет новая власть спросит: «Кто подписал это?», а подписало недействующее лицо», — сказал он.

Такого же мнения придерживается и Александр Дудчак. Однако он считает, что Зеленский может подписать документ, отменяющий указ о запрете переговоров с РФ, но только в случае подобного указания со стороны Вашингтона. При этом, по его мнению, США сейчас будут делать всё, чтобы показать, «что они со своей поддержкой не провалились окончательно».

Ирина Горбунова, Валентин Логинов

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

В деревню, в глушь

Далее

Не выше, но ниже

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru