Следующая станция

Почему в Казахстане проголосовали за строительство АЭС

В Казахстане 6 октября прошел референдум о строительстве АЭС. Согласно предварительным данным, явка превысила 63%, проект поддержал 71% участников голосования. Далее власти страны будут выбирать подрядчика, президент Токаев уже заявил, что строительство могут поручить международному консорциуму. Подробности — в материале «Известий».

В Казахстане поддержали строительство АЭС

В Казахстане 6 октября прошел референдум о строительстве АЭС. Согласно предварительным данным, явка составила 63%, в поддержку инициативы выступили 71% участников голосования. «Недействительными признаны 130 тыс. бюллетеней, большая часть из них — из-за того, что выбраны оба варианта ответов», — сообщил председатель ЦИК Нурлан Абдиров.

Интересно, что в разных частях страны референдум прошел по-разному. Так, в городах-миллионниках активность избирателей оказалась относительно низкой, например, в Алма-Ате явка составила 26%, идею строительства поддержали 54% пришедших на участки. В регионах ситуация иная, в Кызылординской области, например, явка превысила 82%, за строительство выступили 78%. Характерно также, что жители поселка Улкен, где предполагается построить АЭС, почти единогласно поддержали инициативу.

Казахстанские СМИ отмечают, что в ходе референдума хватало ярких эпизодов. Так, в поселке Кызылжар проголосовала самая пожилая жительница страны Туймегуль Темирбаева, которой 114 лет. В Западно-Казахстанской области в референдуме поучаствовали семьи, которые нынешней весной пострадали от рекордных паводков, многие из них недавно получили ключи от новых квартир. Не обошлось и без традиционного «парада костюмов», на участках наблюдали человека-паука и других супергероев, динозавра, казахстанских батыров и даже девушку в халате и тапочках.

Согласно данным правоохранительных органов, 6 октября зафиксировано только одно нарушение, которое касалось распространения листовок без выходных данных. Международные наблюдатели тоже высоко оценили прошедшее волеизъявление. Так, представитель ЦИК России Наталья Бударина сообщила, что лично посетила несколько участков. «На каждом мы видели 10–12 наблюдателей, которые охотно шли на контакт, открыто отвечали на наши вопросы. Никаких нарушений не выявлено ни нами, ни национальными наблюдателями, с кем мы общались», — сказала она.

Дальше власти страны займутся выбором подрядчика

В Казахстане дискуссии о строительстве АЭС идут не первый год. В советское время в городе Шевченко (ныне Актау) функционировал атомный энергетический комбинат, где запустили первый в мире реактор на быстрых нейтронах, благодаря ему пустынный регион получал и электричество, и пресную воду. После аварии на Чернобыльской АЭС в республике заговорили о том, что предприятие надо закрыть, к тому же подходил к концу проектный срок службы, в итоге реактор вывели из эксплуатации, сейчас ядерного топлива в нем уже нет.

Постепенно, однако, в стране росла численность населения, действующие мощности устаревали, замаячила перспектива дефицита электроэнергии. В 2014 году в связи с этим президент Нурсултан Назарбаев призвал задуматься о возведении новой станции. «Топить нефтью и газом — это жечь тенге и доллары, это очень дорого. Мы — страна, которая по всему миру поставляет уран, имеем все возможности [для строительства АЭС]. Это чистая энергетика, которая у нас должна быть», — подчеркивал он.

Власти тогда предметно готовились к реализации проекта, для строительства подобрали две возможные площадки — город Курчатов в Восточно-Казахстанской области и окрестности озера Балхаш на юге республики. Президент Назарбаев в ходе переговоров с тогдашним японским премьером Синдзо Абэ договорился, что возводить АЭС будет японская компания. Ожидалось, что строительство начнется в 2018 году, но позже от этой идеи все-таки отказались, проект отложили на неопределенный срок.

С новой силой споры вспыхнули при новом президенте Касым-Жомарте Токаев. В 2019 году он заявил, что если вопрос не решить, то к 2030 году Казахстан столкнется с серьезным дефицитом электроэнергии. «При этом без учета мнения большинства населения решение о строительстве принято не будет», — обещал он. Далее Токаев регулярно повторял, что страна стремится и к углеродной нейтральности, и к энергонезависимости, в таких условиях оптимальным выходом становится мирный атом.

Дополнительный толчок к решению вопроса дал масштабный блэкаут, произошедший в январе 2022 года, тогда в ряде южных регионов пропал свет, электричество, мобильная связь и интернет. После этого президент Токаев заявил о том, что под угрозой вся национальная экономика. «Без чистой атомной энергии мы потеряем всю экономику, не говоря уже об инвестициях, утратим региональное лидерство. Нам позарез нужна электроэнергия, причем атомная, чистая», — отмечал он.

В нынешнем году власти организовали общественные слушания по вопросу строительства АЭС, некоторые из них заканчивались ожесточенными спорами. Противники инициативы напоминали, что Казахстан уже страдал от радиации, в советское время на северо-востоке республики располагался Семипалатинский полигон, где испытывали ядерное оружие. Сторонники говорили, что в стране усугубляется энергодефицит. Согласно официальным данным, в зимний период Казахстан закупает 20% всей потребляемой электроэнергии, в южных регионах показатель достигает 50%.

Теперь после прошедшего референдума сам вопрос строительства АЭС, получается, закрыт, дальше власти страны будут выбирать подрядчика, обсуждать параметры проекта. Известно, что потенциальных застройщиков четверо, это российский «Росатом», китайская компания CNNC, южнокорейская KHNP и французская EDF. В день проведения референдума президент Токаев сообщил, что доверить возведение станции могут не какой-то одной корпорации, а международному консорциуму.

Что говорят эксперты

Казахстанский политолог Марат Шибутов подчеркивает, что референдум прошел без неожиданностей.

— Результаты были примерно понятны еще до дня голосования, соцопросы говорили, что на участки придет 65% граждан, в поддержку инициативы выступит порядка 70% участников. Мы видим, что в итоге так и получилось. Дальше начнется другой важный процесс — определение подрядчика. Я отметил, что на этапе обсуждения вопроса и подготовки референдума свои услуги активно рекламировали только китайцы, остальные потенциальные застройщики оставались в стороне. Учитывая, что президент говорил о международном консорциуме, думаю, что основным подрядчиком могут выбрать китайскую компанию, в качестве субподрядчика может выступить «Росатом», — отмечает он.

Казахстанский политолог Рустам Бурнашев тоже говорит, что референдум прошел спокойно.

— Результаты оказались абсолютно прогнозируемыми даже в разрезе регионов. Многие говорили, что в крупных городах энтузиазма окажется меньше, за пределами мегаполисов инициатива получит большую поддержку, так и произошло. Дальнейшее развитие событий предсказать пока сложно, лучшие предложения, судя по всему, у «Росатома» и китайской стороны, вероятно, они будут сторонами переговоров. Я еще отмечаю, что не стоит ждать какого-то стремительного развития событий, согласование проекта, уточнение всех технических деталей может занять годы, это длительный процесс, — подчеркивает он.

Игорь Кармазин

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

Куба запросила статус страны-партнера БРИКС

Далее

Дикие сливы

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru