Грузия захотела нормализации с Россией
Правящая партия Грузии представила свою предвыборную программу. В ней одним из важнейших приоритетов названо урегулирование конфликта с Россией. В преддверии голосования, которое состоится 26 октября, из Тбилиси также раздаются примирительные речи в адрес Абхазии и Южной Осетии. Подробности — в материале «Известий».
Векторы внешней политики Грузии
«Прагматичная политика и мирное урегулирование конфликта с Россией также являются одним из важнейших приоритетов», — заявил в ходе объявления предвыборной программы правящей партии «Грузинская мечта» премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе.
Помимо этого, рассуждая о важнейших внешнеполитических задачах, он назвал перезагрузку отношений Тбилиси с Вашингтоном и Брюсселем, а также углубление отношений с Североатлантическим альянсом и стратегическое партнерство с КНР.
Глава грузинского правительства подчеркнул также важность дальнейшего углубления отношений с соседними Арменией, Азербайджаном и Турцией.
Парламентские выборы пройдут в стране 26 октября. Правящая партия «Грузинская мечта», которая находится у власти уже 12 лет, попытается одержать победу и в четвертый раз.
Ее главным соперником считается «Единое национальное движение». Для прохождения в парламент партиям необходимо будет преодолеть пятипроцентный барьер.
Предвыборные страсти
По мере приближения к голосованию страсти в стране накаляются. Много шума наделало заявление основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили. В случае победы он пообещал извиниться перед осетинами за войну 2008 года.
Глава правительства Ираклий Кобахидзе, выступая на Генассамблее ООН, призвал жителей Южной Осетии и Абхазии жить в «едином грузинском государстве». Он добавил, что Тбилиси «необходимо восстановить все разрушенные мосты».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил о готовности Москвы помочь Грузии в нормализации отношений с Абхазией и Южной Осетией в случае, если «в примирении и обеспечении договоренностей о ненападении будут заинтересованы все стороны».
Мэр Тбилиси, генсек правящей партии Каха Каладзе положительно оценил слова главы российского МИДа о Южной Осетии и Абхазии. Он признал, что Грузия допускала ошибки в отношении них, стороны должны «вернуть взаимное доверие и жить вместе». Он также предложил Москве предпринять шаги в этом направлении и, в частности, «вывести военнослужащих с этих территорий».
Из-за этих заявлений в Грузии разгорелся большой скандал. Оппозиция обвинила власти страны в «измене родине» и «подготовке к сдаче исконно грузинских территорий России». В свою очередь, бывший грузинский президент Михаил Саакашвили обвинил нынешнее руководство страны в «оскорблении памяти героев».
В Абхазии, хотя и положительно отнеслись к идее о нормализации отношений с Тбилиси, подчеркнули, что и речи не может быть ни о какой интеграции. По словам директора Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Абхазии, бывшего министра иностранных дел Вячеслава Чирикбы, открыть новую страницу в отношениях сторон можно только после признания Грузией независимости Абхазии. Схожую позицию разделяют и в Южной Осетии.
Что думают эксперты
Младший научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров в беседе с «Известиями» отметил, что Москва и Тбилиси уже делали маленькие шаги навстречу друг другу: открыли прямое авиасообщение, повысили товарооборот.
— Позиция Грузии по отношению к России после начала событий на Украине и нежелание становиться разменной монетой в противостоянии Запада и Москвы вызывают симпатии к Тбилиси со стороны экспертного сообщества. Появлялось множество предположений о возможной нормализации отношений между государствами, — отметил политолог.
Однако он считает, что говорить о полном налаживании отношений всё же довольно рано.
— В первую очередь важно понимать, что позиции сторон по статусу Абхазии и Южной Осетии крайне противоположны. Для России эти государства — признанные на официальном уровне партнеры, важные элементы кавказской политики, а для Грузии — потерянные территории и национальная травма, — полагает специалист.
Аналитик подчеркнул, что эти различия были ярко продемонстрированы в ходе 79-й сессии Генассамблеи ООН, когда российский министр иностранных дел Сергей Лавров, комментируя процессы в регионе, заявил, что Абхазия и Южная Осетия должны сами решить, в каком формате может произойти нормализация с Грузией.
— На что генеральный секретарь партии «Грузинская мечта» отметил, что со стороны РФ должны быть предприняты определенные шаги, например вывод российских вооруженных сил с территории Абхазии и Южной Осетии. С такой расстановкой приоритетов тяжело говорить, что Россия и Грузия могут прийти к какому-либо компромиссу, — считает собеседник «Известий».
Гузаеров уверен, что в данной ситуации необходимо, чтобы хоть одна из сторон пошла на уступки. Но ни Грузия, ни тем более Россия сейчас к этому не готовы.
— В Грузии вопрос территориальной целостности является одним из факторов объединения разных политических сил. Не зря большинство населения страны не поддержали идею Бидзины Иванишвили о необходимости принесения извинений за войну 2008 года, — добавил политолог.
Он особо обратил внимание на то, что в предвыборной программе, озвученной премьер-министром Грузии, содержатся также пункты о перезагрузке отношений с США, ЕС, углублении сотрудничества с НАТО.
— Западный вектор внешней политики Грузии остается ключевым для страны. И говорить об укреплении российского вектора или переориентации внешней политики страны не приходится. Да, Грузия пытается разрешить некоторые противоречия в отношениях с РФ, но данные перемены в риторике руководства страны могут быть конъюнктурными, — подытожил эксперт.
Грузинский политолог Арчил Сихарулидзе в разговоре с «Известиями» предположил, что слова премьер-министра Кобахидзе являются частью предвыборной кампании.
— Возможно, есть ощущение и осознание того, что надо реально заняться теми главными вопросами, которые мучают грузин. Это сами политические проблемы, безработица, а интеграция — это скорее травма, поскольку она в списке приоритетов не на первом месте и не на втором или третьем. Это такая великая цель Грузинского государства, которая, по сути, и предрешила вопрос интеграции Грузии в НАТО и ЕС, — считает специалист. — Возможно, у «Грузинской мечты» есть осознание, что интеграция важнее вступления в альянсы. И власти стараются эту тему поднять. Однако конкретных решений предпринято не было, — пояснил эксперт.
По словам политолога, в настоящее время сложно прогнозировать, будет ли что-то сделано. Он напомнил, что такие люди, как Паата Закареишвили, которые предлагали реально заняться данным вопросом, были выдворены из коалиции. Сейчас любое заявление со всех сторон — «это грузинский тост», считает Сихарулидзе.
— Политическая культура в Грузии, вместо того чтобы расти, падает ниже и превращается в такой популизм с обещаниями, которые в реальности невозможно выполнить и которые приведут и партию, и государство к кризису. И это все хорошо понимают, — резюмировал специалист.
Ксения Логинова
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”