Импорт автомобилей в РФ бьет рекорды
Импорт и продажи легковых автомобилей в сентябре достигли рекордных величин перед индексацией утильсбора. Аналитическое агентство «Автостат» насчитало более тысячи представленных на рынке моделей. При этом российский рынок будет и дальше пополняться новыми брендами и моделями. Подробности — в материале «Известий».
«Каждой твари по паре»
За восемь месяцев на российский учет встало 1011 моделей различных брендов, рассказал генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков в ходе выставки-форума CarX 10 октября.
— Из этого количества 392 модели покрывают 99% рынка. Оставшиеся 600 с лишним моделей — это 1% рынка. Условно можно сказать, что каждой твари по паре ввозится. В течение восьми месяцев встает на учет одна, две, три, четыре машины из Китая, Кореи, Японии, Америки, но их очень много. Потом всё это надо обслуживать, подбирать запчасти, содержать. Будет очень интересная история в перспективе, — отметил Сергей Целиков.
BMW с иероглифами
В сентябре было продано более 150 тыс. новых легковых автомобилей, а за девять месяцев продажи достигли 1,154 млн штук. Премиальный сегмент в прошлом месяце рос по отношению к августу 2024 года активнее массового — 10,5% против 0,9%. Если первые места в списке бестселлеров занимают официально представленные в России Exeed и Tank, то на третьем месте — гибриды Lixiang, поставляющиеся в нашу страну неофициально. Значительная часть продаж в премиуме пришлась на машины, которые привозят по альтернативным схемам.
Несмотря на то что доля китайских брендов в сегменте достигла 77%, традиционные марки также пользуются популярностью. Так, четвертое место списка бестселлеров заняла BMW, продажи которой в сентябре выросли на 40% в сравнении с августом этого года и на 35% в сравнении с сентябрем 2023-го. Mercedes-Benz, Audi, Lexus, Land Rover и Porsche также выросли в сентябре в сравнении с августом, хотя их результаты ниже, чем в сентябре 2023 года.
— У нас в зале представлены автомобили BMW. Сзади заходишь, а там иероглифы. То же самое и на представленных на CarX автомобилях VW, Audi, Toyota. То есть классические бренды, к которым мы привыкли, сейчас тоже начали ввозить из Китая. Это китайская сборка глобальных брендов, и я думаю, что эта тема будет развиваться и расти, — отметил Сергей Целиков.
Параллельный импорт вырос достаточно сильно, потому что была возможность купить машину по старым ставкам утильсбора, отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Он также добавил, что динамика рынка зависит от действий регулятора.
Весь традиционный премиум, за исключением BMW, продается хуже, чем китайский. Марки Hongqi и Voyah, представленные в России официально, демонстрируют рост. В сентябре они заняли пятое и шестое места, сумев обойти популярный Zeekr, который оказался в минусе.
Псевдокитайские бренды
В массовом сегменте доминирует Lada, и дальше ее отрыв от китайских брендов будет расти, а их доля снижаться.
— Китайские бренды выводят всё больше суббрендов, и сейчас еще одна тенденция пошла: они замещают свой головной бренд другими брендами. В следующем году Lada будет еще в большем отрыве от остальных марок, потому что они «рассыплются на составляющие». Это связано с попытками уходить от санкций, меньше светиться, но при этом осваивать рынок. Начинает появляться новый сегмент, и он будет расти — это псевдокитайские бренды вроде «Белджи» и Knewstar, — отметил Сергей Целиков.
Чем привлекают машины из КНР
Популярностью стали пользоваться более крупные автомобили: так, сегменты B и B SUV за восемь месяцев этого года показали снижение, а сегменты кроссоверов класса D, наоборот, выросли. Растут и среднеразмерные седаны, которые востребованы в такси и корпоративных парках.
Согласно исследованию «Автостата» и российских автоблогеров, более половины респондентов, купивших китайские автомобили, хвалят их за хорошее оснащение и дизайн, но только треть отмечает хороший уровень качества. В то же время более 65% владельцев уверены, что качество «китайцев» стало лучше.
Какие новинки ждать в скором времени
По подсчетам «Автостата», во втором полугодии дистрибуторы запустят более сотни новинок от BAIC, Chery, Dongfeng, Exeed, FAW, Foton, GAC, Geely, Haval, MG, Omoda, Seres, Skywell, SWM, Tank, VGV, Wey. Некоторые из них — рестайлинг знакомых моделей, часть новинок уже появилась у дилеров.
Оновременно российскую сертификацию проходят и новые марки, которые прежде не были официально представлены в России. К примеру, это Avatr с моделями 11 и 12, Deepal с моделями SL03 и S7, а также eπ (произносится как «Ипай») с моделями 7 и 8.
Кроме того, в России стартуют продажи автомобилей Iran Khodro (IKCO), крупнейшей иранской автомобилестроительной компании.
Дешевле ДВС
Продажи электромобилей в сентябре показали снижение к прошлому году, но за девять месяцев было продано почти 14 тыс. штук, рост составил внушительные 60%. Лидером остается «серый» Zeekr (6,1 тыс. штук), но второе и третье места заняли российские «Москвич» и Evolute, каждый продал более тысячи машин.
Популярность электромобилей будет расти, считает руководитель специальных проектов компании «Моторинвест» Василий Чеботарев.
— Во-первых, продолжается серьезная поддержка в виде субсидирования от государства. Во-вторых, растет интерес к электромобилям в целом у населения. В третьих, утильсбор поднимают на автомобили с ДВС, но он обходит стороной электромобили. Еще год назад ДВС был доступнее электромобиля, сегодня мы наблюдаем тенденцию, когда ситуация может поменяться, — отметил Чеботарев.
«Сентябрь был максимальным»
По итогам сентября 2024 года в Россию было импортировано почти 147 тыс. легковых машин — как новых, так и подержанных. Достигнутый объем импорта является рекордным за последние 16 лет, отметили аналитики «Автостата». Связано это с желанием дистрибуторов ввезти как можно больше автомобилей до 1 октября, чтобы потом достаточно долго распродавать склады, отмечает Сергей Целиков. По его словам, за III квартал сток будет полностью сбалансирован, а импорт немного замедлится. Возможно, дилеры будут распродавать машины, чтобы получить бонусы, считает эксперт. Он предположил, что в ближайшие месяцы продажи будут превышать суммарные показатели импорта и производства. В настоящее время рынок стоит на вершине, с которой, скорее всего, движения вверх нет, резюмирует эксперт.
— Сентябрь был максимальным, с октября стоит ожидать снижение. Вопрос, что будет в декабре и какие сюрпризы нам готовит регулятор. В декабре всегда бывает скачок, — отметил он.
Прогноз «Автостата» на этот год — 1,6 млн машин по оптимистичному сценарию и 1,45 млн по менее радужным оценкам.
Даже при таких объемах рынка многим дилерским центрам сложно будет выжить, считает президент ассоциации автодилеров РОАД Алексей Подщеколдин.
— Мы подошли к рекордной цифре, около 4 тыс. дилерских центров. А продажи у нас будут 1,5–1,6 млн. Получается критическая цифра в 30 автомобилей на дилерский центр. Некоторые продают четыре автомобиля, пять автомобилей. Средняя 30 получается за счет того. что есть дилеры первой десятки, которые продают 50, 60, 100 автомобилей — отметил Подщеколдин.
Евгений Багдасаров
Фото: Новые Ведомости
По материалам: “Известия”