Из России около 40% процентов рыбы и прочих биоресурсов экспортируется по носящим формальный характер договорам с офшорами. Об этом по итогам проверки сообщили в Счетной палате.
Отмечается, что по сравнению с заключаемыми напрямую внешнеторговыми контрактами уровень цен при экспорте ресурсов через офшоры значительно ниже. Так, в прошлом году часть подобного экспорта составила 37,5% в денежном и 40,6% в весовом выражении. А уже в первом квартале текущего года данные показатели выросли до 42,7% и 41 % соответственно.
При этом в Счетной палате подчеркивают, что контракты с офшорами носят исключительно формальный характер, поскольку затем продукция направляется в третьи государства. А применение офшорных схем дает возможность значительно снижать цены на биоресурсы.
Помимо этого, в российской рыболовецкой отрасли Счетная палата обнаружила немалое количество так называемых незаходных судов. По информации аудиторов, в настоящее время в рыбохозяйственном комплексе эксплуатируется 2276 судов рыбопромыслового флота. При этом в РФ зарегистрировано только 121 рыболовное судно, из тех которые были приобретены, прошли переоборудование, модернизацию, межрейсовое техническое обслуживание за границей или ремонт, но не заходящие в российские порты из-за необходимости оплаты НДС и таможенной пошлины.
Ориентировочная сумма подлежащего уплате НДС при ввозе всех таких судов в российские морские порты, по данным Росрыболовства, составит порядка 4,3 миллиарда рублей, а сумма подлежащей таможенной пошлины – не менее 1,3 миллиарда рублей.
В настоящее время эти суда базируются, снабжаются, обслуживаются преимущественно в иностранных портах Норвегии, Малайзии, Канады, Хорватии. При этом в доход иностранных государств и компаний в год оплачивая около 7 миллиардов рублей за их услуги.
Как сообщил аудитор Сергей Штогрин, в российских портах от работы «незаходных» судов в случае освобождения их от таможенных платежей ежегодные экономические выгоды могут составить порядка 9,5 миллиарда рублей. Из них около 3,3 миллиардов рублей может пойти в бюджет.
При экспорте рыбы и других морских продуктов, по словам аудитора, часто используются пробелы законодательства. К примеру, запрещен экспорт необработанного трепанга, но по-прежнему легальным остается продукт его переработки.
Служба информации «НВ»