Во времена «холодной войны» США и СССР регулярно сталкивались в небе
После начала «холодной войны», в конце сороковых годов, авиация США и их союзников начала регулярные полеты над территорией СССР. Далеко не все из них были разрешенными. Самый известный из нарушителей воздушной границы Советского Союза – Фрэнсис Гари Пауэрс. Он, выполняя задание ЦРУ, пилотировал самолет U-2, сбитый под Свердловском 1 мая 1960 года.
Как пишет издание «Свободная пресса», чтобы узнать, насколько советская авиация готова к решительным действиям, какова эффективность системы противовоздушной обороны бывших союзников, западные страны вели активную разведывательную работу. Советские истребители-перехватчики преследовали нарушителей границы и не раз открывали предупредительный огонь.
Два погибших экипажа
8 апреля 1950 года над Балтикой появился самолет-разведчик ВМФ США Privateer, стартовавший с авиабазы Висбаден в ФРГ. Машина углубилась в советское воздушное пространство в районе военно-морской базы Либава. Поднятая по тревоге четверка истребителей Ла-11 потребовала от американцев пойти на посадку, но встретила отказ. В завязавшейся перестрелке нарушитель был сбит, весь экипаж – 10 пилотов – погиб. США выступили с резким протестом, заявив, что пострадал мирный самолет, направлявшийся в Швецию.
Спустя два года, 13 июня в 1952 года, в районе Японского моря близ берегов Советского Союза исчез самолет разведчик США РБ-29. Посольство США в Москве попыталось получить сведения о судьбе летчиков, но безуспешно. Позднее выяснилось, что разведчик был сбит советским истребителем Миг-15 над советскими территориальными водами в 180-ти километрах южнее Владивостока. Никто из 12-ти пилотов не уцелел…
С середины 50-х годов западные спецслужбы поменяли тактику: они стали использовать автоматические дрейфующие аэростаты, которые поднимались на высоту около 30 километров. Истребители СССР типа МиГ-15 бис, МиГ-17П и Як-25 имели «потолок» максимум в 16 тысяч метров, поэтому не могли сбить эти аэростаты, отмечает издание.
Аэростаты запускались с баз в Германии, Норвегии, Италии, Турции, Франции и других стран, проникая в советское воздушное пространство. Они вели разведку от западных границ СССР до Тихого океана. После выполнения задания контейнеры с фотоаппаратурой сбрасывались в назначенном районе и подбирались специальными командами.
Впервые автоматический дрейфующий аэростат летом 1954 года уничтожил капитан Леонид Савичев на истребителе МиГ-17П с радиолокационным прицелом. По мнению специалистов, это произошло случайно – летательный аппарат, обнаруженный над украинским городом Черновцы, почему-то летел на высоте 10 километров.
Однако запуск аэростатов в воздушное пространство СССР не дал ощутимых результатов, ВВС США продолжали глубокую авиационную разведку приграничных районов СССР.
Цель не обнаружена
Однако ПВО Советского Союза не всегда удавалось сбивать самолеты, нарушившие воздушные границы. Так, англичане на бомбардировщике «Канберра» и американцы на различных типах «RB», стартовавшие с баз в Англии и Германии удачно действовали над советской территорией. Например, в 1957-м «Канберра» беспрепятственно долетела до Баку. Спустя год самолеты-разведчики этого типа появлялись в небе Украины, в том числе и над Киевом. Они даже вторгались в Московскую зону ПВО.
И это, несмотря на то, что в 1955 году на вооружение ПВО СССР поступил зенитный комплекс С-25,способный поражать цели на высоте 18 километров….
В марте 1955 года три американских разведчика RB-45 под командованием майора Джона Андерсона произвели ночной разведывательный полет, стремясь установить дислокацию и возможности радиолокационных станций Варшавского блока – на территории Чехословакии, Польши и советских прибалтийских республик. Выполнив задание, воздушные разведчики благополучно приземлились на своих базах.
6 и 7 мая 1956 года шесть RB-47, поднявшись с аэродрома Туле в Гренландии, пересекли Северный полюс и вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Летчики сфотографировали территорию от Анадыря до Берингова пролива, а затем приземлились на аэродроме на Аляске.
В середине пятидесятых годов в США был разработан новый разведывательный самолет фирмы «Локхид» У-2. Это была одноместная машина с турбореактивным двигателем, способная совершать полеты на высоте до 20-ти километров и производить аэрофотосъемку. При этом самолет оставался недосягаемым для советских средств ПВО. У-2 мог пролетать расстояние до девяти тысяч километров без дозаправки и находиться в воздухе почти 11 часов.
Президент США Дуайт Эйзенхауэр сначала был против полетов У-2. Он понимал, что их обнаружение приведет к ухудшению отношений между двумя супердержавами. Однако в июле 1956 года он все же санкционировал пять разведывательных полетов У-2 в воздушном пространстве СССР и других социалистических стран. Первое задание на машине этой марки выполнил летчик Карл Оверстрит, пролетевший над территориями Польши и ГДР.
Полеты над Советским Союзом неоднократно откладывались – сначала из-за плохой погоды, затем – в связи с визитом в СССР начальника штаба ВВС США, генерала Натана Туайнинга. Он присутствовал на воздушном параде в Тушине.
Разумеется, представители советского командования знали о новом самолете-разведчике. Они сначала решили, что наш летчик, видевший У-2, возможно, из-за переутомления значительно преувеличил возможности американского летательного аппарата. Как самолет может в течение 7–8 часов находиться на такой огромной высоте? Советские специалисты считали, что большую часть маршрута машина должна идти на меньших высотах и может быть перехвачена советскими истребителями.
Ложь слишком дорого стоила
1 мая 1960 года Фрэнсис Пауэрс поднял в воздух свой У-2. Но тогда никто из западных специалистов не знал о появлении у СССР оружия новейшего образца.
У-2 пересек государственную границу СССР в 5.36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее Кировабада, что в Таджикской ССР, на высоте 20 километров. Далее Пауэрс совершил пролет Магнитогорска и Челябинска. Следующим пунктом маршрута был Свердловск, а точнее расположенный недалеко завод «Челябинск-65», выпускающий оружейный плутоний.
Но вскоре У-2 был атакован несколькими зенитно-ракетными комплексами С-75. Одна из ракет попала в американский самолет, оторвав крыло, повредив двигатель и хвостовую часть…
Как отмечает «Свободная пресса», для надежного поражения было выпущено еще несколько ракет. Их огнем был случайно сбит один из двух советских истребителей МиГ-19, поднятых на перехват нарушителя, но летевших ниже. Пилот советского самолета старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Второму МиГ-19 удалось уйти от ракеты благодаря своевременному противорадилокационному маневру.
Едва стало известно об уничтожении самолета Пауэрса, президент США Эйзенхауэр заявил, что У-2 заблудился, выполняя задание метеорологов. Но это был слишком поспешный и наивный ход. Москва тут же выступила с опровержением, представив миру обломки разведывательной аппаратуры со сбитого самолета. Перед многочисленными корреспондентами предстал с покаянным видом и сам Пауэрс. Его самолет рухнул близ села Поварня, а 30-летний пилот, катапультировавшись, приземлился у Косулино, где был задержан местными жителями.
Интересно, что 31 мая 1960 года глава советского правительства Никита Хрущев отправил отцу летчика Оливеру У. Пауэрсу телеграмму, в которой, в частности, говорилось: «…Я должен сообщить вам, что вашего сына будут судить по законам Советского Союза. Закон есть закон, я не в состоянии вмешаться в дела, находящиеся в полной компетенции суда. Если вы желаете приехать в Советский Союз, чтобы увидеть сына, я готов помочь вам в этом деле».
Фрэнсис Гари Пауэрс предстал перед советским судом и был обвинен по статье «Об уголовной ответственности за государственные преступления». Приговор был жесткий – 10 лет лишения свободы. Однако 10 февраля 1962 года его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера – он же Рудольф Абель.
Возвратившись на родину, Пауэрс написал книгу «Операция Перелет: воспоминания об инциденте с У-2». На страницах издания есть негативные отзывы о ЦРУ, что и навредило ее автору. Говорят, из-за этого Пауэрс потерял работу в компании «Локхид Мартин», где он был пилотом-испытателем.
Летчик погиб, когда ему было всего 47 лет. Но за год до смерти – в 1976 году – он напомнил о себе призывом: «Не верьте русским! Они хотят нас похоронить».
О воздушном инциденте над Свердловском еще не раз вспоминали в США и в Советском Союзе. Уйдя в отставку, Эйзенхауэр признал, что самое большое сожаление во время его президентства – это «ложь по поводу полета У-2. Я не понимал, насколько высокой может оказаться цена, которую мы заплатим за ту ложь».
Сергей КОВОЛЕВ
Фото: wikimapia.org