Скептические размышления о «хитром плане Путина»
Меня почти убедили информированные собеседники в том, что Владимир Путин очень сильно разозлился на «наших украинских партнеров». Гораздо сильней, чем на Березовского и Ходорковского. Я в принципе готов в это поверить. Любой другой на его месте поступил бы так же.
Но из этого некоторые информированные товарищи делают вывод, что ВВП непременно нанесет этим самым «партнерам», как говорится, неприемлемый ущерб. Или по крайней мере собирается это сделать. И в это я готов поверить. Я даже не исключаю, что ВВП готов сделать из Украины настоящую Руину. И даже хуже.
После всех этих рассуждений мои собеседники делают вывод, что «Донбасс мы не сдадим». Я уже неоднократно писал, что я на эту тему думаю. Но в данном случае попробую встать на позицию своих собеседников( а это весьма информированные люди), но пойти чуть дальше. То есть поразмыслить о том, сбудутся ли эти «добрые» намерения российских начальников, если предположить их гипотетическое наличие.
Будем рассуждать по методу аналогий. Иногда он дает неплохие результаты.
Одного желания достичь искомого результата мало, это знают все. Нужен еще эффективный менеджмент, налаженный механизм управления государства. А у нас его нет. Всем известно, что российская экономика управляется вручную, то есть с помощью личного вмешательства российского президента в каждую конкретную проблему и болевую точку.
Между прочим и с политикой обстоит дело точно так же. Позвольте не углубляться в причины этого, потому что придется долго и нудно рассуждать об особенностях наших псевдоэлит, для которых государственный интерес весьма факультативен.
Управление государством для российских топ-менеджеров – не более, чем игра. Компьютерная игра, в которой в случае поражения и гибели игрока всегда можно перезагрузиться и начать сначала.
Классический пример такой перезагрузки – недавняя просьба руководителя «Роснефти» Игоря Сечина оказать этой гигантской госкорпорации материальную помощь в размере полутора триллионов долларов( 40 миллиардов долларов). Что это означает? Это означает крах всей корпоративной стратегии этой компании, несостоятельность ее руководителей, которые, между прочим, не из худших. Матпомощь, без сомнения, будет оказана. На запрошенную сумму. А это почти стоимость сочинской олимпиады. И никого не накажут. Нефтегазовые начальники перезагрузятся сорока миллиардами долларов и начнут новую «игру».
Другой пример. Министр образования и науки Ливанов заявил, что из школьного ЕГЭ по русскому языку будет исключена тестовая часть, как это уже сделано по другим предметам. Но ведь еще недавно Ливанов настаивал именно на тестовом характере ЕГЭ. То есть теперь «перезагрузился» и начал новую игру с российским образованием и наукой.
Еще один пример, несколько иного рода. Вчера мне позвонил очень известный российский математик, работающий в оборонном НИИ и возмущенно спросил, не знаю ли я, почему вице-премьер Рогозин вместо того, чтобы денно и нощно, без сна и отдыха возрождать российскую оборонку, развлекается съемками фильма про «Уралвагонзавод». С ответом я долго не тянул – потому что даже суперпатриотичный Дмитрий Олегович «играет», а не вкалывает.
Кстати, о Сочи. Там будет игровая зона. И в Крыму тоже. То есть в условиях нарастающего дефицита финансовых ресурсов и полного отсутствия вменяемой экономической стратегии ничего иного этим регионам российская власть предложить не может. Прямым следствием открытия игровых зон в Сочи и Крыму будет присутствие там этнической мафии. То есть тех господ, которые «держат» этот бизнес в России. Значит активистам террористической организации «Хизб – ут – Тахрир» «работать» в Сочи и Крыму станет гораздо легче. Игровая мафия в России имеет привычку подгребать под себя силовые структуры, и хотя сейчас отнюдь не лихие 90-е на дворе, тенденция тем не менее не исчезла. Значит есть вероятность, что активность ВВП на украинском направлении может быть нейтрализована дестабилизацией и майданизацией стратегических регионов России.
Сценарий исламского майдана был не так давно отрепетирован на территории Татарстана, когда одномоментно рухнул самолет с руководителями республики, загорелись православные храмы, боевики заложили взрывные устройства и обстреляли нефтеперерабатывающий завод.
Не так давно по заказу МЧС учеными Института прикладной математики РАН им. М. В. Келдыша был произведен расчет так называемых рисков на территории всей России. Не углубляясь в математические подробности, скажу, что этот расчет показал нашу высокую уязвимость. Недавняя катастрофа в московском метро косвенно подтверждает этот вывод.
Короче говоря, даже если у Владимира Путина есть намерение твердо отставать геополитические интересы России, осуществить это ему будет крайне непросто, а скорее всего невозможно. Не стоит забывать и про визит в Москву президента Швейцарии в роли «доктора», которого наши американские партнеры послали к российским «пациентам». Рецепты, прописанные этим скромным визитером, не отменены. А это сильно усложняет реализацию любых попыток превратить Украину в Руину.
Поэтому я и не отрекаюсь от своего скептицизма в отношении судьбы Донбасса.
Тем не менее, есть и положительная тенденция. Из-за экономической блокады со стороны Запада Россия медленно, но верно дрейфует в сторону протекционизма и импортозамещения. А это неизбежно вызовет серьезные подвижки во всех отраслях народного хозяйства и политической жизни. Управляемость политикой и экономикой возрастет.
Украина, напротив, движется в сторону полной политической и экономической зависимости от Запада. Ее экономика схлопывается. Социальный хаос нарастает. Украина движется к фашистской диктатуре.
В случае, если боевые действия на Донбассе прекратятся, то отряды нацгвардии и «Правого сектора» вернутся в Киев и смогут взять власть в свои руки. Учитывая, что вслед за военным переворотом обычно следуют переделы сфер влияния в экономике, что вряд ли понравится нынешним украинским олигархам, то в такой ситуации для России откроется окно возможностей изменить ситуацию в Новороссии в свою пользу.
26 августа Путин и Порошенко встретятся в Минске. К этому моменту ополчение Донбасса, скорее всего, добьется ощутимых успехов. Порошенко, видимо, все равно заартачится. Тогда может внезапно закончиться «отпуск» Игоря Стрелкова и господин Ходаковский временно отойдет в тень. Убоявшись новороссийского Бога Войны Порошенко вновь изъявит готовность к переговорам, и Бог Войны снова уйдет в отпуск. Еще раз состоятся переговоры на высоком уровне. Чем они закончатся, предсказать невозможно, так же как невозможно прогнозировать, сколько таких итераций(последовательных приближений) понадобится российским начальникам, чтобы выторговать у Киева приемлемый для народа Донбасса автономный статус Новороссии. Понятно, что Владимир Путин начал операцию «Принуждение к реализму» в отношении Украины. Успех этого мероприятия сильно зависит от настроения других глобальных игроков, и от того, сколь успешно Россия сможет организовать альтернативные фронты для наших американских партнеров. Как в городке Фергюсон, например.
Но главный фактор победы – изменение мотиваций высшего руководства России. Они должны относиться к жизни как к жизни, а не как к игре.
То есть нести полную ответственность за свою работу.
Владимир Прохватилов,
Президент Фонда реальной политики(Realpolitik),
эксперт Академии военных наук
Фото: za-nauku.ru