История философа, который был трудолюбивым заговорщиком.
…Берег Эгейского моря, близ Афин, 17 июня 323 годa до Рождества Христова.
… Здравствуй, учитель, я вернулся из Вавилона, – вошедший в хижину юноша не скрывал своего удивления – Почему ты здесь, в утлой лачуге, а не в садах Лицея, как подобает великому Аристотелю?
– Здравствуй и ты, Теофраст, – седой сгорбленный старик повернулся к гостю и отложил стилос, которым он выводил на свитке папируса какие-то письмена. – Я пришел сюда, чтобы записать в назидание потомкам историю гибели Эллады и не хочу, чтобы мне мешали назойливые ученики.
– Но мы спасли Элладу,- воскликнул Теофраст, – безумец и клятвопреступник неделю назад отправился в Аид. Он даже не почувствовал странный вкус отравленного вина… Кассандр, Птолемей и Селевк продолжат дело, начатое твоим учеником царем Македонии Филиппом.
– Филипп был моим единомышленником. Он хотел расширить пределы эллинской Ойкумены, донеся нашу культуру, психе, и нашу науку, техне, самым дальним и диким народам. Его сын, Александр оказался великим воином и никудышным правителем. Он казнил моего ученика Каллисфена за то, что тот обличал его недостойные свободного эллина деяния и поступки. Его пленила восточная роскошь и варварская деспотия… А его преемники, диадохи, погрязнут в междоусобных войнах и похоронят мою мечту о Большой Элладе. Пройдут века, и на этих холмах будут жить наши жалкие потомки, зарабатывая на жизнь продажей оливок и рассказами о былой славе Эллады.
– И нет никакой надежды?
– Увы, наша история свернула на обочину. Эллины – великий, но небольшой и бедный народ. Однако, я внимательно наблюдаю за одним племенем на Италийском полуострове. Это Римляне, они своей суровостью сродни нашим спартанцам. Если привить римлянам любовь к греческой культуре, их ждёт великая судьба… Мы должны направить в Италию своих посланцев.
– Лазутчиков и шпионов ?
– Нет. Поэтов и ученых.
…Становление великой эллинской науки и цивилизации началось с Пифагора, тридцать лет прожившего в Египте и Вавилоне. Сочинения Пифагора, записанные его учениками, внимательно изучил Платон, учитель Аристотеля. Таким образом, Аристотель стал наследником великой научной и культурной традиции, восходящей к доисторическим временам.
Особенно важно то, что Пифагор приобщился к древней эзотерической традиции, изложенной в трактате « Tabula smaragdina» («Изумрудная скрижаль») знаменитого Гермеса Трисмегиста, советника и землемера одного из фараонов Древнего Царства. Согласно этой традиции, управлять государством должны – скрыто или явно – люди не просто образованные, а посвященные, то есть узкий круг интеллектуалов, формирующих политическую и социальную стратегию и доносящих ее до высших уровней власти.
Таким интеллектуалом и был Аристотель, посвященный в мистерии Египта и Вавилона, обучавший всевозможным наукам и магическим ритуалам своего воспитанника, наследника престола Александра Филипповича Македонского.
Аристотель был чрезвычайно дружен с царем Филиппом II, подлинно выдающимся правителем того времени. Он видел в македонском царе будущего объединителя Эллады, которую тому предстояло расширить и укрепить, то есть, в сущности, превратить в универсальную империю. Филипп создал непобедимый воинский строй – фалангу. Он понимал необходимость взаимодействия фаланги с конницей и лучниками и учил этому своих командиров. Эту воинскую науку прекрасно усвоил и его сын Александр. Но, честно говоря, тот был ребенком проблемным. Физических упражнений он избегал, хотя с приставленным к нему наставником, Аристотелем, занимался прилежно и охотно. Типичный мальчик, выросший на золотом горшке. Аристотель разжигал его честолюбие рассказами о будущем величии и мировом господстве. Родители Александра беспокоились по поводу его развития – опасались, что мальчик растет чересчур женственным. Мать нашла ему умелую гетеру, Каллистену, и постоянно напоминала сыну, чтобы тот проводил с ней как можно больше времени. Опасения оказались не напрасными – властитель мира оказался бисексуалом. Хотя у Александра было три официальных жены и гарем в 360 персон, но и иные наклонности у него были развиты весьма. Властитель мира не отказывал себе ни в чем.
Если бы Филипп II не был убит, история мира пошла бы другим путем. Считается, что телохранитель Павсаний убил царя из ревности к какой-то наложнице. Тогда еще не было достаточного исторического опыта заказных политических убийств. А ведь гораздо вероятней другая версия – скорее всего Филиппа «заказали» противники объединения Эллады под эгидой македонского царя – таких было немало. В первую очередь это знаменитый Демосфен, прославившийся своими филиппиками – речами против Филиппа II. Трудно поверить, что простой царский охранник воспылал ненавистью к великому царю и своему работодателю из-за простой ревности. Гораздо вероятней, что цареубийство было оплачено Демосфеном.
Как бы то ни было, в 336 году царский престол занял Александр, который сразу же взял быка за рога, то есть начал военные действия. Первоначально все шло по лекалам Аристотеля, представлявшего интересы афинской элиты, мечтавшей о мировом господстве. Александр огнем и мечом объединил греков, жестоко карая непокорных. Затем он двинулся походом против персов, уничтожение которых и было сверхзадачей его учителя.
Аристотель опасался, прежде всего, культурной экспансии процветающей богатой персидской державы. Персидские цари, да и сами персы вовсе не были звероподобными существами, как их показывают в современных американских блокбастерах. Наследники Кира Великого Ксеркс и Дарий были просвещенными и мудрыми правителями. Персидские аристократы – храбрыми и благородными воинами. Однако социальное устройство Персии не позволяло создать эффективную армию. А возможно персы не видели в этом необходимости. Они воевали как мальчишки дерутся – толпой.
А на войне как в спорте – порядок бьет класс. Безупречный воинский строй и великолепное взаимодействие всех родов войск позволило Александру громить всех своих противников – и персов и индийцев. Он разбил бы и римлян, что собирался сделать, но преждевременная смерть помешала этому.
Главным преступлением Александра стали не его сексуальные грешки, не расправы с соратниками, а измена общеэллинскому делу. Вместо того, чтобы создать Большую Элладу, или Большую Македонию, он замыслил общенародное государство, выражаясь современным языком. Он официально объявил себя преемником погибшего Дария – то есть стал персидским царем. Он возвысил персидскую элиту, уравняв в правах с македонцами и греками. Он принудительно женил несколько тысяч своих воинов на персиянках. Не удивительно, что его «убрали» сразу же, как только он закончил свои безумные походы за край света.
Аристотель понимал, что второй попытки построения империи у греков не будет. Он знал о планах Александра двинуть войска на запад, на Рим. А в римлянах он видел будущий имперский народ, который будет уважать эллинов как своих учителей. Безумца, не понимавшего и не признававшего законов геополитики, надо было остановить. Александр умер в Вавилоне в возрасте 33 лет, отравленный агентами великого философа, спасавшего свой народ от бесноватого царя. Аристотель вскоре был вынужден бежать из Афин вследствие происков политических конкурентов. Он умер от язвы желудка на острове Эвбея, окруженный почтительными учениками. Его завет по спасению эллинов и эллинизма был выполнен Теофрастом, сберегшим рукописи ученого и предавшего их в надежные руки строителей новой империи, звезда которой восходила на западе.
…Теофраст был самым преданным учеником Аристотеля. Родился он в Эресе, в семье сукновала Меланта. Вначале он учился философии у своего земляка Алкиппа, затем у Платона, и наконец у Аристотеля. А когда тот удалился в Халкиду, пишет Диоген Лаэртский,Теофраст принял от него школу в 114-ю олимпиаду. У Теофраста был раб – философ, а звали того раба Помпил.
Теофраст был весьма спокойным, разумным и трудолюбивым человеком. Его авторитет у греков был огромен и устойчив, у него учился даже сочинитель комедий Менандр. Его принимал и слушал его речи правитель Македонии Кассандр( тот самый, что казнил Олимпиаду, мать Александра Великого, Роксану, вдову Александра и его сыновей, Геракла и Александра). Приглашал Теофраста и египетский правитель Птолемей Лаг, один из диадохов великого завоевателя. Эти маленькие нюансы подтверждают мою версию об отравлении Александра по наущению Аристотеля. Приложившие к этому руку военные и административные лидеры Эллады продолжали дружбу с учеником и конфидентом Аристотеля Теофрастом, который передавал им инструкции своего учителя, а попутно развлекал рассказами об устройстве Вселенной. Хотя скорее всего эти визиты с научными лекциями были просто прикрытием для организаторов заговора по перехвату власти в Элладе.
Лекции Теофраста посещало множество учеников, иногда до двух тысяч.
На самом деле его звали Тиртам, а Теофрастом (“богоречивым”) его прозвал Аристотель за его божественную речь, как пишет Лаэрций. Сам Аристотель был шепелявым и ценил людей, имевших дар красивой речи.
У Теофраста был острый ум и он исследовал практически все направления науки, которые в то время существовали. Число книг, написанных им огромно. Теофраст прожил 85 лет и умер вскоре после того, как оставил занятия наукой. По этому поводу Лаэрций написал стихи:
Нет, не пустые слова завещаны смертному роду:
Сломится мудрости лук только, расслабь тетиву,
Так Теофраст был жив и силен, покуда трудился,
А отрешась от трудов, в вялом бессилье угас.
В своем завещании Теофраст не забыл упомянуть уже получившего вольную бывшего раба-философа Помпила, даровав ему две тысячи драхм и много разного имущества.
Рассказом о Теофрасте я завершаю рассказы о философах, инженерах и изобретателях Древней Греции и перехожу к истории научной мысли Древнего Рима.
Владимир Прохватилов