Чиновники придумали, как защитить туристов.
В правительстве предложили запретить перевозку российских туристов без обратных билетов. Эту идею уже поддержал Минтранс РФ, сказал глава Ростуризма Олег Сафонов. Минкультуры также опубликовало проект закона, призванного гарантировать туристам возврат домой, проживание в гостиницах, а также создающего реестр туроператоров, обязанных иметь финансовое обеспечение своей деятельности.
В целом на сегодняшний день из-за банкротства туроператоров пострадали уже 130 тыс. наших граждан. Прекратить деятельность может еще не одна компания, прогнозируют эксперты.
«Наша позиция – чтобы турист, выезжая за рубеж, имел два билета – и туда, и обратно. Мы активно взаимодействуем с Министерством транспорта и с авиакомпаниями на этот счет. Даже разработан проект постановления правительства по данному вопросу», – цитируют «Новые известия» главу Ростуризма. Сафонов подчеркнул, что Минтранс РФ посчитал здравой идею продажи путевок только с билетами, которые обеспечат возвращение. Он добавил, что ведомство еще обсуждает, как избавить туристов от рисков выселения из отелей из-за неуплаты за номер, указав, что соответствующий законопроект уже готовится.
Как пишет издание, вчера Ростуризм опубликовал законопроект, призванный «усилить ответственность участников туристского рынка и повысить уровень правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ». Разработало документ Минкультуры России. Законопроект вводит такие понятия, как электронная путевка с 2018 года, единый федеральный реестр турагентов в дополнение к уже существующему реестру туроператоров. Компании, которые туда не включены и не предоставили все нужные о себе сведения, не смогут получить разрешение на работу. Каждый туроператор должен иметь договор о страховании гражданской ответственности, банковскую гарантию или иное финансовое обеспечение, а турагенты – финансовое обеспечение на сумму не менее 500 тыс. рублей.
Обязательным условием договора между туристом и туроператором будет выдача клиенту электронного пассажирского билета на перевозку до пункта назначения и обратно, а также документа о бронировании гостиницы или иного средства размещения, пишут «Новые известия». А в договор между перевозчиком и туроператором должно включаться положение, гарантирующее возвращение туриста независимо от финансовых взаимоотношений между участниками этого договора, уточняет издание. Компании также должны перечислять взносы в резервный фонд (ранее фонд был компенсационным) объединения туроператоров, членами которого являются все организации, занимающиеся выездным туризмом. Средства фонда предназначены исключительно для экстренной помощи туристам. Обсуждаться законопроект публично будет до 16 октября.
Тем временем, как уточняет издание, с 16 июля уже около 130 тыс. россиян пострадали из-за обанкротившихся туроператоров. Более 70% были клиентами компаний «Нева» (приостановила деятельность 16 июля), «Лабиринт» (2 августа), «Солвекс-турне» (8 сентября), «Южный Крест» (10 сентября), «Верса» (частично приостановила деятельность 15 сентября), сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Досрочно вывозить домой из-за проблем с неоплаченными отелями и обратными билетами пришлось около 56 тыс. человек. «Российский туристический рынок переживает глубокий системный кризис, спровоцированный политическими и экономическими факторами. 2014 год оказался для турбизнеса значительно хуже, чем даже кризисный 2009-й, когда снижение выездного турпотока составило 15–20%. В этом году падение спроса на турпоездки достигло 30–50%, а после первых четырех-пяти банкротств продажи туров практически остановились», – рассказала Тюрина «Новым известиям». Нехватка оборотных средств и жесткая конкуренция на рынке вызвали эффект домино, обрушив еще 10 компаний. Сумм финансовых гарантий закрывшихся фирм часто не хватает на возмещение туристам. Стоит заметить, что Россия стала не первой страной, где туротрасль оказалась в кризисе. В Великобритании, например, в 2010 году разорилась 41 компания.
Как напоминает издание, 5 сентября Ассоциация туроператоров России обратилась с открытым письмом к министру транспорта Максиму Соколову. Участники отрасли предложили не позволять выписывать туристам путевки с билетом только в одну сторону и законодательно закрепить ответственность авиакомпании перед пассажиром, обязав ее возвращать людей на родину независимо от статуса рейса и взаимоотношений с контрагентами.
Вице-президент ассоциации «Турпомощь» Дмитрий Горин в разговоре с «НИ» признал, что поправки в существующий закон крайне необходимы. Их, по словам эксперта, предлагал экспертный совет Минкультуры, в который входят участники рынка. Он также пояснил, что вопросы к закону еще есть, например, касающиеся процента по финансовому обеспечению, но основные положения в нем прописаны правильно. «Компании, которые строили свой бизнес за счет привлечения средств, не смогут работать при таком законе. Зато оставшиеся будут под контролем. Риски же банкротства исчезнут, когда прекратятся санкции, рост курса евро и вернется доверие клиентов, – отметил эксперт. – Еще одно преимущество нового закона позволяет клиенту понимать, сколько точно денег он получит, если что-то пойдет не так, и при желании застраховать всю сумму».
Гендиректор Клуба защиты прав туриста Дмитрий Давыденко, в свою очередь, заявил, что не видит смысла в обязательном финансовом обеспечении для турагентов, поскольку в случае их банкротства страдает в первую очередь туроператор, несущий ответственность перед клиентом. Закон и так позволяет туристу быть защищенным, просто он не исполняется. «Турагенты должны иметь обеспечение перед туроператорами, а туроператоры – перед туристами. Поэтому обязательное финансовое обеспечение для туроператоров – это правильное требование», – сказал Давыденко «НИ» и подчеркнул, что закон нуждается в доработке. Он советует сегодня покупать путевки у самых крупных операторов страны, которые контролируют 90% рынка и оборот которых составляет миллиарды долларов. «У крупных операторов есть собственные самолеты, отели, доступ к дешевым деньгам. Остальные 1,5–2 тысячи операторов сегодня находятся в зоне риска, и предсказать, какой из них обанкротится, в современных условиях нельзя», – отметил Давыденко.
Андрей АРТЕМЬЕВ