Эксперты предупреждают, что наступают трудные «бюджетные» времена.
Увеличившиеся расходы на оборонку и сократившиеся – на сельское хозяйство и здравоохранение – так в двух словах можно описать главный финансовый документ, по которому придется жить всей стране в ближайшие несколько лет. Принятый недавно правительством РФ бюджет аналитики уже окрестили самым трудным за последние годы. Они предупреждают: скорее всего, 2015 год станет последним годом относительной стабильности. Дальше нас ждет затягивание поясов и погружение в пучину застоя, сравнимого с эпохой заката СССР, пишут «Новые известия».
Подробно изучив проект бюджета-2015, издание приходит к выводу, что страна наступает на те же грабли, что привели в свое время к краху советской империи. Раздутые оборонные расходы, «стройки века», ведущие в никуда, внешняя изоляция, заставляющая страну делать опору исключительно на собственные силы. Которых не так уж и много, пишет издание. Такие проекты, как освоение кладовых Арктики, миллиардные траты на развитие БАМа, строительство трубопроводов с целью повернуть энергетические потоки с Запада на Восток, требуют огромных инвестиций. Надежды на капитал нет: на фоне санкций ЕС и США зарубежные инвесторы фактически внесли Россию в «черный список», усугубило ситуацию дело предпринимателя Владимира Евтушенкова.
Как явствует из проекта федерального бюджета на 2015–2017 годы, расходы на оборонку увеличены. Значит, ближайшие три года бюджет будет строиться на военно-мобилизационных принципах. Дефицит бюджета будет расти, но новых федеральных налогов, в том числе и налог с продаж, власти вводить пока не планируют, отмечает издание.
В то же время, судя по всему, стимулировать рывок экономики, которого потребовал президент Владимир Путин, не получится. На это просто нет денег. Из-за ухудшения экономического прогноза бюджет в 2015 году недосчитается 405,6 млрд. рублей, в 2016 году – еще 1,3 трлн. рублей (в сравнении с законом о трехлетнем бюджете, принятым в прошлом году), приводят цифры «Новые известия».
Правда, ослабление рубля повысит нефтегазовые поступления – почти на 900 млрд. и на 1,2 трлн. рублей соответственно. Другое дело, что расплачиваться за это придется населению, которому неизбежно предстоит столкнуться со всплеском инфляции, ее так и не удалось обуздать в этом году и не ясно, за счет чего можно будет притормозить в следующем.
Серьезно усугубило ситуацию продуктовое эмбарго, введенное в ответ на западные санкции. Власти обещали поддержку местным производителям. Но Минсельхозу так и не удалось добиться повышения расходов на аграрные нужды. В проекте бюджета на 2015–2017 годы нет дополнительной поддержки сельхозпроизводителей. И это притом, что еще в августе премьер-министр Дмитрий Медведев обещал: «Мы и дальше будем поддерживать аграриев. Деньги мы на это найдем». Сказано это было в ответ на желание Минсельхоза в связи с введением эмбарго против западных производителей получить 636 млрд. рублей на ближайшие шесть лет, или дополнительно в среднем по 106 млрд. рублей в год, напоминает издание.
Столько денег, по расчетам министерства, нужно, чтобы простимулировать ускоренное импортозамещение в условиях продовольственного эмбарго. Однако в проекте бюджета, как выясняется, этих денег нет: документ предусматривает увеличение финансирования госпрограммы развития только на 4,4 млрд. рублей в 2015 году и на 1,8 млрд. рублей – в 2016-м. Понятно, что этих сумм катастрофически мало…Что станет последствием недофинансирования сельскохозяйственного сектора в условиях продуктового эмбарго несложно представить: все это несомненно отразится и на кошельке россиян, и на качестве продуктов.
Еды станет меньше, зато пушки будут делать надежные. Затраты по разделу федерального бюджета «Национальная оборона» вырастут в 2015 году в сравнении с текущим годом на 21,2% и достигнут 3,032 трлн. рублей. По сути, оборонные расходы – единственная статья, косвенно свидетельствующая о том, что страна еще продолжает идти вперед. Тот ли это путь – это уже другой вопрос.
Научный руководитель НИУ ВШЭ, бывший министр экономики РФ Евгений Ясин назвал этот бюджет мобилизационным. Он признается, что его удивляет стремительный рост расходов на оборону (хотя внешних угроз для страны нет) на фоне урезания трат на социалку, в частности, здравоохранение. «Это едва ли поможет выйти из кризиса и разогнать экономику», – сказал Ясин «НИ». По оценке эксперта, никаких стимулов для роста в бюджете не прослеживается. «Необходимо менять политические подходы, создавать условия для развития бизнеса. Вместо этого нам предлагают развернуть гонку вооружений, которая якобы способна стать «мотором прогресса». Однако уже советский опыт показал, чем заканчиваются подобные эксперименты», – отметил Ясин. Собеседник «НИ» против того, чтобы огромные деньги тратились на всевозможные «проекты века», в частности, на арктическую экспансию. Хотя они оттягивают огромные ресурсы государства, темпы роста экономики от этого не увеличатся. В ближайшие годы, судя по проекту бюджета на трехлетний период, россиянам придется столкнуться с ростом инфляции, бизнесу – с усилением фискального гнета. Это военно-мобилизационная модель экономики, предполагающая многолетний застой, сделал вывод научный руководитель НИУ ВШЭ.
Бюджет на 2015–2017 годы назвал несбалансированным даже действующий министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, отмечает «НИ». Чиновник отметил, что нельзя считать бюджет сбалансированным, если расходы на экономику, образование, здравоохранение и культуру в три раза меньше, чем на оборону. По мнению Улюкаева, Россия находится в инвестиционной ловушке, когда снижение инвестиций приводит к замедлению экономического роста.
Власти обещают раскочегарить экономический «паровоз» путем огромных трат на «оборонку» и глобальные инфраструктурные проекты. Прогнозируется экономический рост до 1,2% в будущем году против 0,5% в нынешнем. Однако признаков оживления экономики пока не прослеживается.
Эксперты выражают сильные сомнения, что такая модель экономического роста окажется жизнеспособной: огромные расходы на «стройки века» ложатся неподъемным бременем на бюджет.
«Назвать этот документ бюджетом развития – язык не повернется. Обещано, что оборонка станет драйвером роста. Однако для этого у нас нет ни элементной базы, ни опыта, ни технологий, которые можно было бы получить на Западе, – сказал «НИ» политолог Дмитрий Орешкин. – Не важно, сколько денег будет вбухано на оборонные расходы. Вместо того чтобы повышать качество жизни в стране, увеличивать расходы на здравоохранение, значительные ресурсы государством бросаются на оборону неведомо от кого и всевозможные «стройки века».
При этом расходы на здравоохранение в проекте бюджета предлагается сократить на 21,4%. Если в 2014 году затраты по этой статье составят 535,7 млрд. рублей, то в 2015-м они составят только 421,4 млрд. рублей. Сократятся и расходы на образование. В 2015 году ведомство Дмитрия Ливанова может получить всего 611,2 млрд. рублей, что на 6% меньше по сравнению с расходами на образование в 2014 году.
Сократились и расходы на Крым. Причем сразу в четыре раза. В соответствии с документом на федеральную целевую программу по развитию Крыма в 2015 году выделят около 100 млрд. рублей вместо ранее обещанных 373 млрд.
При общем реальном росте расходов федерального бюджета этот рост затронет лишь расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную экономику и социальную политику. По всем остальным статьям, включая образование, здравоохранение, культуру и межбюджетные трансферты общего характера, ожидается снижение реальных расходов.
Александр Дерюгин, директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС, уверен, что для образования и здравоохранения недофинансирование будет означать торможение процессов модернизации данных отраслей, что не замедлит сказаться на качестве соответствующих услуг.
Андрей АРТЕМЬЕВ