Даже миллиарды из бюджета.
Ни принятые программы и транспортная стратегия развития до 2030 года, ни миллиардные вливания из бюджета в отрасль не могут избавить Россию от одной из главных бед – плохих дорог. На этой проблеме на заседании президиума Госсовета заострил внимание президент РФ Владимир Путин. Он выразил недовольство, в первую очередь, несоответствием «цены-качества» при строительстве автотрасс, пишут «Новые известия».
В прошлогоднем отчете о глобальной конкурентоспособности, подготовленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), по качеству дорог Россия заняла 136-е место из 144.Тогда его эксперты оценили качество отечественных трасс на 2,3 балла из 7.
А вот при подсчете стоимости российских дорог получается, что наша страна впереди планеты всей по этому показателю. Так, отмечает издание, самая дорогая магистраль в мире на текущий момент находится именно в России – это совмещенная автомобильная и железнодорожная трасса Сочи – Красная Поляна. 48 км этой дороги построили за 285,4 млрд. рублей. В 228 млрд. рублей оценивается проект 19-километрового моста через Керченский пролив. Его строительство как раз обсуждали на Госсовете.
По данным Минтранса, километр дороги в России стоит от 1,8 млн. до 500 млн. долларов. Для сравнения: в США километр дороги стоит от 1 до 267 млн. долларов, а в Китае – порядка 800 тыс. долларов. Конечно, такой широкий разброс цен объясняется тем, что при сравнении важно учитывать тип дорог, используемого покрытия, количество полос, ландшафт и регион, по которому трасса проходит, пишут «НИ».
Стоимость российских дорог поднимает и значительная протяженность территорий, на которых требуется развитие транспортного комплекса. Существенным фактором удорожания является коррупционный элемент – дорожное строительство считается один из самых забюрокраченных и взяткоемких сегментов экономики.
Кроме того, объясняет старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Екатерина Решетова, за последние 25 лет автомобилей на российских дорогах стало больше чем в четыре раза – сегодня по дорогам ездит до 47 млн. единиц. Но темпы строительства дорог при этом не растут.
На Госсовете отмечалось, что помимо строительства дорог, немалые средства требуются и на поддержание их состояния. И по этому пункту, как отмечают эксперты, Россия отстает от развитых стран. Председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский рассказывает, что ежегодно на строительство и ремонт сети автомобильных дорог выделяется из федерального бюджета более 200 млрд. рублей. Куда же уходят эти деньги? Екатерина Решетова объясняет: до 40% средств тратится на Москву.
Эксперты отмечают, что в России строительство автомагистралей зачастую обусловлено не реальной необходимостью, а очередными «проектами века», типа Олимпиады в Сочи или саммита АТЭС во Владивостоке. Эффективность дальнейшей эксплуатации этих автотрасс в дальнейшем никого не интересует, сетуют специалисты.
Сергей КОВОЛЕВ