Новая госкорпорация – ответ на западные санкции.
Правительство планирует создать очередную государственную корпорацию – «Росгеологию». Она будет помогать сырьевым компаниям справляться с западными санкциями и обеспечивать прирост ресурсной базы природных ископаемых. Но независимые эксперты сомневаются, что эта структура будет эффективной – сначала необходимо проработать механизм контроля над работой госкорпораций. В противном случае она может стать лишь очередной платформой для новых коррупционных схем.
Изменение статуса Росгеологии является ответом на западные санкции, пишет «Московский комсомолец». Издание напоминает, что нефтяным и сервисным компаниям США и Евросоюза запретили сотрудничать с российскими коллегами в нефтегазовой сфере, особенно, в высокотехнологичных областях, связанных с освоением морских месторождений. Львиная доля таких ресурсных баз разрабатывается с привлечением западных технологий, поэтому нашей стране необходимо срочно найти отечественную альтернативу.
Чиновники полагают, что наделение «Росгеологии» новым статусом и полномочиями поможет российским нефтяникам решать проблемы, возникшие из-за запрета на доступ к технологиям и оборудованию для добычи нефти на шельфе.
Однако эксперты не столь оптимистичны, замечает «МК». Сейчас никто из госведомств фактически не отвечает за прирост запасов углеводородов и других природных ресурсов. Добывающие предприятия бурят новые скважины только на тех месторождениях, где они уже работают. Разрабатывая новые структуры, находящиеся в нераспределенном фонде государства, они сильно рискуют, ведь затратив деньги на разведку, в будущем они могут не получить их в свое распоряжение. Лицензии на добычу природных ископаемых распределяются на акционерах и, зная конкретные запасы, претенденты на них бьются до последнего и зачастую выигрывают у тех, кто занимался там разведочным бурением.
По словам Главы Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, если в советское время объем разведочного бурения в стране составлял 7,5 млн метров в год, то сейчас едва превышает 800 тыс метров. В результате, в прошлом году прирост запасов нефти сократился более чем на 15% до 635 млн тонн.
Игроки нефтяного рынка также уверены, что преобразование Росгеологии в госкорпорацию никакого результата не принесет. Это точно не решит дефицита нефтесервисных услуг, уверены и глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, и президент «Роснефти» Игорь Сечин. Вынуждая нефтяников размещать заказы в госкомпаниях, правительство породит новую монополию, работа которой будет далека от совершенства. По мнению нефтяников, полезнее предоставлять компаниям в приоритетном порядке получать лицензии на добычу на тех месторождениях, где они проводили разведочные работы.
Эксперты также отмечают, что госкорпорация — это своеобразная организационно-правовая форма. Она была придумана, отмечает «МК», в 1999 году для создания Агентства по реструктуризации кредитных организаций, которое потом преобразовали в Агентство по страхованию вкладов.
В 2007 учредили сразу шесть госкорпораций, в числе которых – Банк развития и внешнеэкономической деятельности, Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Олимпстрой и другие.
На госкорпорации не распространяются действие закона о «Некоммерческих организациях», регламентирующих порядок осуществления контроля за их деятельностью. Их нельзя ликвидировать в рамках закона «О банкротстве» — такое решение может принять только президент. Их руководство, включая председателей наблюдательного совета и гендиректоров, также назначалось лично президентом.
Любопытно, что госкорпорация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, если такая работа направлена «на достижении цели организации».
Ранее госимущество передавалось корпорациям не в управление, а в собственность. Многие эксперты полагают, что сейчас подобная «безвозмездная приватизация» и слабый контроль автоматически превращает госкорпорации в инструмент коррупции.
Как пишет «МК», в августе 2009 года, по поручению бывшего главы государства Дмитрия Медведева контрольное управление президента и Генпрокуратура проверили госкорпорации. Эффект был ошеломляющим. Возбуждены десятки уголовных дел.
По мнению представителя одной из крупных отечественных добывающих компаний, «Росгеология» и в настоящее время является акционерным обществом, и на 100% принадлежит государству. Непонятно, зачем тогда снова менять ее статус.
По словам Руслана Гринберга, директора Института экономики РАН, в большинстве государственных структур львиная доля полномочий возложена на первых руководителей, что приводит к управленческому дефициту и снижает эффективность. Поэтому, по мнению эксперта, необходим строгий механизм контроля работы госкорпораций, чтобы не возникало предпосылок к возникновению коррупционных схем. Одним из таких инструментов должен стать общественный контроль.
Сергей КОВОЛЕВ