От “Акулы” до “Дмитрия Донского”

США обеспокоены наращиванием военной мощи подводного флота России.

32Так что у советской подлодки-рекордсменки “Акула”, которая была спущена на воду ровно 34 года назад, есть достойные продолжатели. А ведь “Акула” была и остается настоящей легендой: высота с девятиэтажный дом, 20 баллистических ракет, противовес подлодкам класса “Огайо”.

Это до сих пор самая большая подводная лодка в мире. Единственный подводный катамаран, где есть настоящий бассейн с сауной. Появление 20-ракетного атомного гиганта в океане вызвало шок в США, которые тогда еще даже толком не испытали свои новейшие подлодки “Огайо” с заранее разрекламированной ракетной системой “Трайдент”. Тридцать четыре года назад, в сентябре 1980 года, в СССР была спущена на воду атомная “Акула”. Американцы назвали ее “Тайфун” — и, между прочим, это название им подсказал генсек Брежнев.

Недавно ряд американских адмиралов выступили в прессе с тревожной (для США) информацией: русские шагнули очень далеко в военном подводном кораблестроении. Понятно, с чем связан такой “крик души” именно сейчас: в конгрессе верстается оборонный бюджет будущего года, адмиралам хочется “отжать” побольше. Но, вообще-то, эти адмиралы правы: во многих аспектах подводного кораблестроения СССР, а сейчас и РФ, идут впереди США… Наши строящиеся сейчас в том же Северодвинске “Бореи” и “Ясени” опережают подобные атомные подлодки США, Британии и Франции по многим параметрам…

Сплошной гигантизм: построили атомарину-рекордсменку в Северодвинске, на Севмаше, на до сих пор самой крупной военной верфи Европы, в самом большом в мире крытом эллинге, построенном специально для “Тайфунов” цехе 55. У нее самое большое заполняемое водой пространство между легким и прочным корпусом, ее еще называют “водовозом”: в полностью погруженном состоянии она как бы “возит” с собой около 12 тысяч тонн заборной воды! Но зато и 20 баллистических ракет имеет.

Когда видишь эту лодку в сухом доке, убеждаешься — она “ростом” с огромный девятиэтажный дом. На его ракетной палубе, говорят, может развернуться грузовик “Урал”. Лично автор этих строк грузовика на палубе “Тайфуна” не видал, но вот наблюдать разворачивающийся там “УАЗ-Буханку” лицезрел. Без проблем разворачивается! Полное подводное водоизмещение этой лодки составляет 49,8 тысячи тонн, длина — 172 метра, ширина — 23,3 метра.

Это, как сейчас говорят, и был противовес стратегическим подлодкам класса “Огайо” с “Трайдентами”. Это как бы катамаран — под легким корпусом “Акулы” располагаются два прочных корпуса. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй шесть лодок проекта 941. Планировавшийся седьмой корабль, точнее зачатки его конструкции, были разобраны после развала СССР прямо на стапеле северодвинской верфи Севмаш — на металлолом… Кстати, были когда-то идеи “Тайфуны” не утилизировать, а переоборудовать их в подводные транспорты для снабжения Норильска или даже в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.

Работы по созданию подводной лодки “Акула” проекта 941 начались еще 19 декабря 1973 года. Проект разработало знаменитое бюро “Рубин”, которое возглавлял генеральный конструктор Игорь Спасский. Всего было заложено семь “Тайфунов” (не удивляйтесь, ниже объясню, почему лодку по-другому назвал), но один не был достроен. В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, три из шести построенных кораблей проекта были утилизированы. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья базы подводников Западная Лица.

В свое время именно этот самый первый “Тайфун”, который сейчас называется “Дмитрий Донской”, был модернизирован под испытания новой баллистической ракеты “Булава”, которая не так давно была принята на вооружение. В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся три подлодки этого класса — “Северсталь”, “Архангельск” и этот самый “Дмитрий Донской”. Правда, в море ходит только “Донской” — самый первый “Тайфун”, то есть самый старший по возрасту корабль этого проекта, два его “младших брата” стоят у причала в военном порту Северодвинска и океаны бороздить даже и не собираются. А три “Тайфуна”, которые еще помоложе, уже распилены, как говорят моряки, на “иголки”, за их утилизацию заплатили США и их союзники.

Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии, то есть в подводной части, на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, наш головной крейсер проекта 941 вышел на морские испытания на месяц раньше распиаренной в США еще, как говорится, “в колыбели” субмарины “Огайо” — 4 июля 1981 года.

Некоторые дотошные читатели могут озадачиться вопросом: а почему, мол, автор статьи упорно называет самые большие в мире подлодки “Тайфунами”? Ведь вроде бы и название “Акула” встречается. Тут объяснение простое. Очень часто журналисты ошибочно называют именно “Акулой” многоцелевые атомные подлодки проекта 971. А ведь это они лишь по классификации НАТО называются “Akula”. По-русски они, вообще-то, обозначаются как “Щука-Б”.

Ну, а кроме того, вспоминаются слова незабвенного генсека КПСС Леонида Брежнева, сказанные им с нескрываемой гордостью на XXVI съезде КПСС: “Американцами создана новая подводная лодка “Огайо” с ракетами “Трайдент-I”. Аналогичная система, “Тайфун”, имеется и у нас!”. Этот проект советских подлодок создавался в условиях строжайшей секретности, и то, о чем оповестил мир товарищ Брежнев, стало в свое время неким шоком даже для весьма продвинутых спецслужб тогдашнего “вероятного противника”. Есть версия, что Брежнев специально назвал эту лодку “Тайфуном”, чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение. Ну что ж, ему это удалось…

Строительство “девятиэтажных” подлодок (а по высоте они действительно с многоэтажный дом) обеспечивало заказами более тысячи предприятий СССР. Только на Севмаше 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. По причине подписания в 1979 году договора ОСВ-2 и прекращения производства ракет Р-39, которые являлись основным вооружением “Тайфунов”, в середине “нулевых” были утилизированы три таких подлодки.

В свое время автору этих строк довелось не раз бывать на борту “Акул-Тайфунов”. Правда, в море на них выходить не приходилось, на других подлодках служил. Но все равно впечатление от них было сногсшибательное. Довелось там и в сауне попариться, и в великолепном бассейне искупаться, который тоже есть в так называемой зоне отдыха.

Вот какую историю рассказал обозревателю Pravda. Ru накануне дня рождения первого “Тайфуна” северодвинец Владимир Журавлев, который 20 лет был членом сдаточной команды строящихся атомоходов — то есть заводского подразделения, специалисты которого выходят в море на испытания кораблей вместе с военными моряками. Без улыбки на флоте никак нельзя, поэтому улыбнитесь!

Итак, идут заводские ходовые испытания только что построенной атомной подлодки, того самого первого “Тайфуна”. Трое суток как Северодвинск остался за горизонтом. Лодка бороздит испытательный полигон Белого моря уже в подводном положении. Народу на борту человек четыреста — экипаж, сдаточники с верфи Севмаш, наука, военпреды, штабисты. Питание в столовой и кают-компании в шесть смен, каюты и проходы в отсеках забиты под завязку.

Кок, пришедший на лодку пару лет назад с береговой базы (для льготной выслуги) и только недавно переделанный из прапорщиков-краснопогонников в мичманы, заходит в центральный пост, спрашивает у командира: “Тащ к-р, добро наверх дыхнуть-курнуть? Трое суток от котлов не отходил…” И резво отдраивает нижний рубочный люк. Его стаскивают за ноги с трапа уже у люка верхнего. Командир экс-прапора не наказывает: готовит уж больно вкусно и ворует немного.

Ехидный замполит периодически забредает в центральный, тыкает тумблер “Каштана” с биркой “Амбулатория” и мощно рявкает: “Доктор, хватит спать!” И тут же, довольный донельзя, удаляется в свою каюту. Естественно, вздремнуть. Так же регулярно, аккурат когда зам засыпает, в центральном возникает док и просит кого-нибудь позвонить в политруковскую каюту: мол, к береговому телефону начпо (начальник политотдела) базы вызывает.

Зам прибегает вечно взъерошенный, испуганный и мямлит: “Ой, сейчас точно вздрючат за боевые листки (конспекты первоисточников, планы соцсоревнований)”. Поняв шутку, веселится и уходит обратно спать, чтобы ровно через час (как Штирлиц) на автомате проснуться и потревожить сон доктора. Процедура “док-зам” повторяется до бесконечности (под водой повторение — мачеха учения). Каждый раз градус оптимизма в центральном повышается.

Глядя на военных, решают повеселиться и заводчане. По общекорабельной связи звучит команда: “Наладчику такому-то прибыть в центральный пост к береговому телефону”. Наладчик (у которого жена должна со дня на день родить) прибегает, хватает трубку и слышит: “Это главврач роддома, поздравляю, у вас тройня, все девочки!” Бедный парень, у которого две девки уже есть (парня хотел!), чуть не плачет.

И понуро бредет к сдаточному механику просить шила (то есть спирта) на протирку материальной части. С горя. Когда же ему объясняют, что над ним просто подшутили, “протирает” уже с великой радости… В конце концов первый “Тайфун” прошел испытания блестяще.

Замечено: чем меньше надутых щек и гонористых фигур на сдаточной АПЛ, тем лучше ходовые испытания проходят. Пожелаем того же и построенным на “Севмаше” новым российским подлодкам классов “Борей” и “Ясень”. Чтоб без надутых щек и с юмором!

Андрей Михайлов

 

По материалам:  www.pravda.ru

Ранее

Простые россияне стремительно беднеют

Далее

Путин призвал к анализу мировой политики США

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru