Мала, но справедлива

За что 17-летняя пакистанская школьница Малала Юсуфзай удостоена Нобелевской премии мира.

23

9 октября 2012 года в автобусе, петлявшем по улицам пакистанского города Мингора, возвращались домой после уроков несколько учениц местной школы. Водитель издалека заметил группу мужчин на пустынной улице, которые, как ему показалось, дожидались кого-то. Оказалось, ждали именно этот автобус. Не остановиться было нельзя: в руках у незнакомцев внезапно появились автоматы, спрятанные, как видно, до поры до времени в складках пыльных бурнусов. Нельзя было и не открыть дверь — водитель кожей почувствовал, что он «на мушке».

Когда все мужчины зашли в салон, один из них сразу спросил: кто из детей Малала? Никто даже не успел отреагировать на вопрос: бандит сам узнал Малалу Юсуфзай. Еще бы не узнать — вот уже много месяцев фотографии этой школьницы не сходили со страниц пакистанских (и не только пакистанских) газет.

Два выстрела прозвучали не сразу. Стрелявший почему-то нагнулся, и Малале сначала показалось, что он хочет снять ботинок, чтобы бросить в нее — такое в ее жизни уже бывало. Она пригнулась, закрыла лицо рукой, и это, возможно, спасло ей жизнь — выстрелы оказались не слишком прицельными, а раны — в голову и шею — тяжелыми, но не смертельными. Пули прошли через шею и плечо и ранили еще двух школьниц, сидевших позади Малалы. К счастью, легко. А вот Малала…

Водитель прибавил скорость, и скоро ее, истекавшую кровью, перенесли в карету скорой помощи и доставили в военный госпиталь Пешавара. Состояние было критическим, девочка находилась в коме, шансов на то, что выживет, почти не было. Все, что удалось пакистанским врачам, — это стабилизировать положение. Правительство страны организовало перелет в Великобританию, в Бирмингем, в известную больницу Королевы Елизаветы.

Через два дня Малала вышла из комы, перенесла две сложнейшие операции, в результате которых удалось не только спасти жизнь, но и вернуть потерянный было слух. 3 января ее выписали из больницы, и она переехала с семьей во временное жилище. Кстати, ее отец заявил тогда, что дочь вернется в Пакистан после курса реабилитации в Великобритании. Но ни тогда, ни позже это сделать не удалось.

Впоследствии девочка напишет книгу «Я Малала», где, вспоминая о случившемся, скажет: «Это было чудо, что я осталась жива».

Но кто стрелял в Малалу? Кому хрупкая 14-я (в тот момент) девчушка перешла дорогу? И кто решил наказать ее самым страшным образом, лишив жизни? Ответить на эти вопросы можно, если проследить коротенький, но яркий и богатый жизненный путь Малалы.

Она родилась 12 июля 1997 года в городе Мингора в долине реки Сват провинции Хайбер-Пахтунхва на северо-западе Пакистана. Отец, Зиауддин Юсуфзай, несмотря на традиционную для этих мест религиозность, занимался вполне светским делом — некоторое время владел частной школой, потом управлял сетью государственных школ, имел репутацию просветителя. А еще писал и публиковал стихи, что само по себе говорит о его неординарности и свободомыслии — эти качества отец стремился передать и дочери.

Как видно, он рано разглядел в ней задатки политика. Девочка сначала хотела стать врачом, однако отец отговорил ее от этого, посоветовав «присмотреться» к карьере политического деятеля. Затем она решила стать летчиком, но Зиауддин опять настоял на своем. Нередко вечерами, когда два младших брата и старшая сестра уже спали, Малала подолгу вела беседы с отцом именно на политические темы.

В конце первого десятилетия нового века тихая жизнь провинциального городка заметно усложнилась. Из соседнего Афганистана талибы стали проникать на территорию Пакистана, в Мингоре часто слышали стрельбу — талибы наступали и, в конце концов, взяли под свой контроль весь район Сват. И тут же издали указы, запрещающие музыку и телевидение, наложили табу на посещение женщинами магазинов, резко ограничили их возможности получить образование. Даже обучиться грамоте стало проблемой.

Ненависть к образованию у новых «хозяев жизни» была такой, что они не просто закрывали, а взрывали школы. В адрес отца Малалы зазвучали угрозы — и из-за его просветительской и литературной деятельности, и из-за вольнолюбивых взглядов. Отец не на шутку боялся и за дочь, предлагал ей уехать в другой город и перейти в школу-интернат. Но Малала отказалась.

Впервые в Пакистане услышали о девочке в 2008 году. Тогда отец взял ее «в порядке самообразования» на заседание местного пресс-клуба, но она неожиданно для всех взяла слово наравне со взрослыми и заявила: «Как смеет Талибан отбирать у меня право на образование?». Короткая речь школьницы попала в прессу и не прошла незамеченной.

На юную правозащитницу обратил внимание известный пакистанский журналист Адула Хай Какара и по его предложению в 2009 году Малала стала вести блог для ВВС. Двенадцатилетняя девочка избрала для себя псевдоним «Гюль Макаи» («Василек») и писала тексты на урду, но скоро их стали переводить на английский, и известность Малалы во всем мире стала стремительно нарастать. В своих заметках она рассказывала о жизни родного города под властью талибов, а заодно высказывала свои суждения о положении с образованием девочек и женщин.

Тогда же она стала героиней документального фильма, который был снят при поддержке журналистов из «Нью-Йорк Таймс». Вскоре ее блог, получивший известность и популярность во многих странах, перестал быть анонимным. Её стали приглашать выступить на местном и общенациональном телевидении.

Так Малала стала не по возрасту заметным публичным общественным деятелем. О девочке, высказывавшей весьма зрелые суждения об образовании и критиковавшей талибов, чьи действия вызывали осуждение у многих в Пакистане, заговорили. Представители разных СМИ стали брать у нее интервью, в одном из которых она заявила, что мечтает создать в Пакистане партию, которая будет защищать права учащихся и тех, кто хотел бы получить образование. В 2011 году ей была вручена Пакистанская Национальная молодежная премия мира. А в 2012 году лидеры талибов, действовавших на территории Пакистана, приняли решение убить Малалу.

Ответственность за нападение взял Эхсанулла Эсхан, обладатель странной должности — «главный представитель пакистанских талибов». Он заявил, что Малала — символ неверности и непристойности.

Эти слова вызвали негодование даже у самых правоверных мусульман страны. Исламские священнослужители в Пакистане издали фетву, в которой утверждали, что у покушения на Малалу нет никакого религиозного оправдания. Нападение на школьницу осудила вся мировая общественность и множество международных организаций, включая ЮНЕСКО.

Сама же девочка в уже упоминавшейся выше книге «Я Малала» написала: «Я сожалею лишь о том, что у меня не было возможности поговорить с ним, прежде чем он выстрелил в меня. Теперь он никогда не услышит, что я хотела сказать. Я даже не думаю плохо о человеке, который стрелял в меня — у меня не было мысли о мести — я просто хотела вернуться в Сват. Я хотела вернуться домой».

Кстати, бандит, стрелявший в Малалу, властям Пакистана известен. Правда, найти его до сих пор не удалось.

Можно ли утверждать, что сейчас жизнь мужественной девочки находится вне опасности? К сожалению, говорить об этом, по меньшей мере, рано.

Год назад, 8 октября 2013 года, в день, когда в Лондоне вышла автобиографическая книга девочки «Я Малала», представитель Талибана Шахидулла Шахид заявил в интервью пакистанской газете «The Daily Nаtion»: «Если у нас появится еще один шанс, мы обязательно убьем ее. Ислам запрещает убийство женщин, но можно сделать исключение для тех, кто поддерживает неверных в их войне против нашей религии».

Между тем, Малала не раз говорила о том, что надеется, в конце концов, оказаться дома — вместе со своими друзьями и одноклассниками. И хочет вернуться в страну, где права женщин и девочек были бы полностью защищены, а сама она была бы в полной безопасности.

Николай ПЕТРОВ

редактор журнала «Азия и Африка сегодня»

специально для «НВ»

NB!

Нобелевская премия мира 2014 года присуждена пакистанской школьнице Малале Юсуфзай с формулировкой «…за борьбу против подавления детей и молодых людей и за право всех детей на образование». Она стала самым молодым лауреатом Нобелевской премии за всю ее историю.

Ранее

Вячеслав НЕДОШИВИН: «Адреса любви»

Далее

Язык до зарплаты доведет

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru