ФСО передаст уникальные сокровища Ливадийскому дворцу.
Сотрудники Федеральной службы охраны нашли в Крыму самый настоящий клад. Изделия Карла Фаберже, римские скульптуры, славянские чаши из серебра и хрусталя… Масштабы и ценность находки еще только предстоит оценить экспертам. Но уже сейчас ясно — сокровища должны принадлежать народу, и место им в музее. Собственно, сегодня, 18 декабря, они и будут переданы знаменитому Ливадийскому дворцу.
«МК» выяснил, что это не единственный случай, когда ФСО возвращает ценности в музеи. И самый первый раз это произошло не без участия нашей газеты! С подачи «МК» 9-е управление КГБ (предшественник ФСО) разыскало уникальную плащаницу XVI века. Однако публикацию статьи в те годы запретили цензоры.
Трудно сказать, что испытали сотрудники ФСО, когда нежданно-негаданно в их руках оказались все эти артефакты. Но телефонограмма в Кремль была отправлена немедленно. И новость «за зубцами» восприняли с огромным интересом.
– После обретения независимости Крымом и вхождения в состав России несколько бывших государственных резиденций Украины перешли в ведение Федеральной службы охраны, – поясняют в ведомстве. – Наши сотрудники в Крыму стали делать инвентаризацию И вот на складе одной из резиденций мы нашли полки, уставленные странными предметами. Часть вещей стояли прямо на земле — к примеру, небольшая (около метра) скульптура девочки с книжкой в руках. Это потом выяснилось, что статуя мраморная, да еще работы римских мастеров.
В ФСО не случайно предметы назвали «артефактами» – часть из них непонятного предназначения и происхождения. Но некоторые из них музейщики уже распознали.
– Удивительной красоты предмет, – советник директора ФСО, кремлевский историк, профессор Сергей Девятов разглядывает снимки находок. – Видите, как четко проставлено клеймо? Оно говорит о том, что это произведение всемирного известного ювелира Карла Фаберже, который был поставщиком императорского двора. Именно ему принадлежит тончайшей работы изделие – серебряный ковш, стилизованный под древнерусскую братина (сосуд в форме ладьи для питья на пирах и на поминках, рассчитанный на всю братию, отсюда и название). А вот уникальные вазы оправленные серебром производства XIX века, скульптуры римской эпохи.
Сотрудники ФСО нашли описи на некоторые из них, но они явно не соответствую действительности. Вот, скажем, тот же ковш Фаберже там значится как «подставка для цветов». Ничего себе подставочка…
Откуда вообще все это взялось в резиденциях? Почему это прятали на складах?
Специалисты рассматривают несколько версий. Первая — ценности были спрятаны в катакомбах перед захватом Крыма нацистскими войсками. Во времена оккупации в Германию вывозилось все, что представляло хоть какой-то художественный и исторический интерес. Уже после освобождения полуострова сокровища могли извлечь. Но возникает резонный вопрос — почему власти сразу же не передали эти уникальные вещи в музей? Почему молчали о нем?
Версия вторая — предметы старины и искусства могли быть привезены из хранилищ Гохрана в Крым для обеспечения знаменитой ялтинской конференции 1945 года (когда в Ливадийском дворце-музее собрались главы трех держав – СССР, США и Великобритании). Повторюсь, из Крыма нацистами было вывезено все подчистую, а упасть в грязь лицом перед именитыми гостями в такой исторический момент ну никак не хотелось. Кстати, для Потсдамской конференции, которая проводилась в пригородах разгромленного Берлина в том же 1945 году, завозили даже мебель (не было даже стола для переговоров Большой Тройки). Наверняка предполагалось, что все ценности после крымской конференции вернут в Гохран. Почему не вернули?
И третий вариант — сокровища были возвращены по реституции. Но опять таки не понятно, почему о них не было известно? И почему они оказались на складе резиденции?
И наконец, некоторые эксперты выдвигают самую загадочную версию — согласно ней все эти сокровища нашли где-то на Украине после распада СССР и спрятали в Крыму для украинского правительства. Чтобы украинские президенты и премьеры, приезжая в Крым, на серебре и золоте кушали, как цари и императоры. И есть подозрения, что после всех политических событий раритетные вещи готовили к незаконному вывозу из республики. Не успели..
Как бы там ни было, теперь изделия принадлежат российскому государству и войдут в музейную коллекцию.
– ФСО передает их Ливадийскому дворцу, – говорит Девятов. – Они будут введены в так называемый научный оборот и станут общероссийским достоянием. Они войдут в единую коллекцию России. Люди смогут видеть их в экспозициях разных выставок. Вообще использование их в иных целях уже никогда не будет. Для нас было приятным открытием, что все вещички отлично сохранись и не требуют серьезной реставрации.
То, что ФСО не первый раз передает находки в музеи, мы знали. Но ни за что не могли бы догадаться, что эту «моду» в каком-то смысле задали именно мы. В советские годы репортеры «МК» проведи расследование по поводу исчезновения плащаницы княгини Ефросинии Старицкой, датированной XVI веком. Журналисты предположили, что она была украдена в 1918 году из Иосифо-Волоколамского монастыря. Следы святыни затерялись, но репортеры были уверены — она где-то в Москве или Подмосковье. И ведь не ошиблись!
– Сотрудники госохраны (тогда это было 9 управление КГБ) узнали, что плащаница не только существует, но и проходит предпродажную подготовку, – рассказывают эксперты. – Ее прятали в одном из частных домов в Подмосковье. Разумеется, все это было нелегально. Преступники планировали продать плащаницу за огромные деньги в Европе. А вывести ее должен был проводник поезда Москва-Берлин. Именно во время «обмывания» будущей сделки проводник и торговец были задержаны. Святыню сотрудники госохраны нашли (продавца потом приговорили, насколько мы помним, к 6 годам тюрьмы). В 1986 году реликвию передали в музеи Московского кремля. И она хранится до сих пор в Оружейной палате.
«МК» подготовил большое журналистское расследование, но… цензоры с печати его сняли. В те годы тема православная святынь вообще была под запретом. А уж сообщать о том, что КГБ гоняется за ними и возвращает на родину — нонсенс.
– Но теперь мы все можем об этом говорить открыто, – заявляют ветераны ФСО. – Так что смело можете публиковать новость с задержкой почти в три десятилетия…
По информации: www.mk.ru