К возведению нового межокеанского канала подключаются Китай и Россия.
В Никарагуа вчера официально началось строительство канала, который свяжет Атлантический и Тихий океаны и станет альтернативой Панамскому. Накануне по стране прокатились протесты против реализации этого мегапроекта китайской компанией, получившей будущий канал в управление на 100 лет. Россия будет оказывать не столько экономическое и организационное содействие, сколько военно-политическую поддержку строительства.
В присутствии президента Даниэля Ортеги в Никарагуа был дан старт строительству так называемого Большого межокеанского канала (БМК). Церемонии торжественного запуска вспомогательных работ прошли одновременно в Манагуа и городе Ривасе на юге страны. Пока речь идет о работах по строительству порта Брито и автодороги, которая свяжет побережье Тихого океана и Карибского моря, сообщил Мануэль Коронель, представитель комиссии, занимающейся проектом.
БМК задуман как альтернатива Панамскому, которому в этом году исполнилось 100 лет. Искусственный водный путь протянется на 278 км, тогда как длина Панамского канала составляет 81,5 км. Объявленное же преимущество БМК – ширина от 230 до 520 м и глубина 30 м, что позволит пропускать суда и танкеры сверхтяжелого класса. Всего же новой водной магистралью смогут воспользоваться более 5 тыс. судов в год. Время в пути от Тихого океана до Атлантики составит 30 час. В проект заложено строительство двух глубоководных портов – помимо тихоокеанского Брито это Пунто-Агила на берегу Атлантики. Предполагается также создание двух зон свободной торговли, крупного аэропорта, нефтепровода и туристических курортов.
Осуществлением колоссального по размаху и стоимости проекта (по некоторым данным, она может превысить 100 млрд долл., хотя еще летом говорилось о 40 млрд), подразумевающего переустройство всего региона и создание гигантской инфраструктуры, занимается малоизвестная компания из Гонконга HK Nicaragua Canal Development Investment (HKND). В прошлом году она без особой огласки получила концессию на 100 лет на прокладку и эксплуатацию канала.
Критики никарагуанской «стройки века» утверждают, что она обернется огромной гуманитарной и экологической катастрофой для беднейшей страны в Западном полушарии. Одним из естественных участков канала (на протяжении 105 км) станет озеро Никарагуа – крупнейший пресноводный водоем во всей Латинской Америке, служащий источником орошения и питьевой воды для сотен тысяч человек. Кроме того, это единственное пресноводное озеро на планете, в котором обитают серые акулы и рыба-пила.
Однако никарагуанские власти убеждены, что благодаря БМК «вся страна шагнет на новый уровень процветания». Прокладка канала вырвет страну из нищеты, даст ей экономическую независимость и создаст до 1 млн рабочих мест, в том числе и в соседних государствах, а потому она начнется в любом случае.
Впрочем, как рассказала «НГ» ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Наиля Яковлева, окончательного варианта проекта БМК все еще не существует. «Ожидается, что он будет готов не раньше апреля 2015 года, – отметила эксперт. – Власти говорят, что проект даст толчок экономике Никарагуа, однако многие местные жители, преимущественно индейцы, опасаются, что им придется покинуть родные места за небольшой выкуп, который предлагает HKND. Протестующие поют национальный гимн Никарагуа, несут государственные флаги и не хотят продавать свои земли китайской компании. Более того, ходят слухи, что китайцы привезут для строительства свою рабочую силу, хотя Ортега обещал никарагуанцам тысячи рабочих мест. Представителей HKND, которые пытаются что-то разъяснить народу, забрасывают камнями. К протестам присоединились представители научной общественности, которые аргументируют свое «против» ухудшением экологической ситуации в регионе и повышенной сейсмической активностью».
В июле Никарагуа неожиданно посетил президент России Владимир Путин. Одной из тем его переговоров с Даниэлем Ортегой, как было потом объявлено, стало обсуждение будущего участия российских государственных компаний в строительстве и эксплуатации БМК. По словам источника «НГ», близкого к российско-никарагуанским переговорам, наша страна будет оказывать не столько экономическое и организационное содействие, сколько военно-политическую поддержку проекта.
России, в частности, предстоит обеспечить безопасность строительства и его охрану от возможных провокаций. В этой связи власти Никарагуа уже заключили с Россией специальное соглашение, разрешив нашим боевым кораблям и самолетам осуществлять патрулирование у берегов страны в Тихом океане и Карибском море в первой половине 2015 года.
Вопрос в том, насколько нужен России никарагуанский канал. По словам Яковлевой, ощутимую выгоду от него получит не Россия, а Китай, который сможет транспортировать грузы по укороченному пути. «В первую очередь канал послужит интересам торговли нефтью между Венесуэлой и Китаем. Ведь одной из причин того, что товарооборот между этими странами рос медленными темпами, было отсутствие адекватного прохода в Тихий океан, – считает эксперт. – Кроме того, неизбежно произойдет эскалация экспортной экспансии Китая на латиноамериканские рынки. По существу, реализация никарагуанского мегапроекта жестко зафиксирует факт ослабления роли США в Латинской Америке и ознаменует выход на экономическую и политическую авансцену в этом регионе Китая».
В этой связи одним из существенных вопросов является участие в проекте китайского правительства. Часть аналитиков считает, что официальному Пекину пока рано заявлять о своем акцентированном интересе в строительстве БМК, но позже его присутствие может возникнуть «за спиной» HKND. СМИ отмечают, например, что охрану главы HKND Ван Цзина осуществляют службы безопасности КНР.
По другой версии, отсутствие дипломатических отношений между Никарагуа и Китаем (Манагуа до сих пор поддерживает связи с Тайванем) является трудно преодолимым препятствием для публичного заявления о поддержке проекта со стороны КНР. Пекин не раз подчеркивал, что будет сотрудничать исключительно с теми государствами, которые не признают независимости Тайваня. Однако, по словам Яковлевой, между Манагуа и Пекином уже начались переговоры об установлении дипломатических отношений при одновременном разрыве отношений с Тайванем, как того требует КНР.
По информации: www.ng.ru