Кого посадишь, то и пожнешь

Самые громкие уголовные дела 2014 года.

photo_115710На громкие судебные решения и уголовные дела уходящий год выдался не менее урожайным, чем предшествующие. Тут были и как откровенно «заказные» уголовные дела (Евтушенков и — в какой раз — Навальный), и смехотворно-абсурдные (начали кошмарить писателей за чтение в парках), и обоснованные, и даже оправдательные, а в единичных случаях — даже гуманные (ну, например, когда тяжелобольных людей отпускали из-под стражи. В Европе, правда, таких бы «гуманистов» уже давно бы сняли с должностей — за то, что не выпустили раньше).

13 января 2014 года Тверской суд Москвы на выездном заседании в СИЗО «Матросская Тишина» рассмотрел уголовное дело парализованного аудитора Владимира Топехина. Временами суд приходилось прерывать, чтобы врачи меняли обвиняемому памперсы. Итог: Топехин, слушавший приговор лежа, получил реальный срок — 6 лет за мошенничество. Мосгорсуд скостил наказание на 2 года, и человека, у которого фактически не функционирует мочевой пузырь, отправили в костромскую колонию. При этом ни районных, ни городских судей, ни прокуратуру со следствием не смутило, что диагноз Топехина подпадает под перечень заболеваний, утвержденный правительством, которые препятствуют досудебному заключению под стражу. И только через полгода областной суд Костромы постановил освободить Топехина от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью. Ответственность за содержание человека под стражей в таком состоянии никто из должностных лиц не понес. Зато Европейский суд уже коммуницировал жалобу парализованного осужденного.

Никто не понес ответственности и за гибель генерала Бориса Колесникова — одного из главных подозреваемых по делу о злоупотреблении полномочиями в антикоррупционном подразделении МВД России. В июне 2014 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах замруководителя ГУЭБиПК Борис Колесников выбросился из окна Следственного комитета в Техническом переулке, куда его доставили на допрос из СИЗО. В СК сразу заверили, что генерал покончил с собой. Между тем адвокаты и родственники погибшего настаивают: до гибели на него оказывали планомерное физическое воздействие и речь как минимум идет о доведении до самоубийства. Трагедии предшествовали несколько черепно-мозговых травм, которые Колесников, опять же при невыясненных обстоятельствах, получил в СИЗО. Администрация тогда заявила, что он «упал с подоконника» и «поскользнулся в душе». Сам Колесников отказывался что-либо говорить адвокатам и посещавшим его членам Общественной наблюдательной комиссии по тюрьмам. Между тем адвокаты получили заключение Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз, из которого следует: травма получена в результате удара по неподвижной голове, так что падения быть не могло.

Но расследовать эти факты, как и гибель, не стали. Самоубийство — и все.

Бизнес. С отрицательным балансом этот год закончил один из лидеров рейтинга «двадцатки» богатейших россиян по версии Forbs, основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков. Он потерял $8,1 млрд прежде всего из-за претензий со стороны правоохранительных органов к приватизации «Башнефти» (по версии следствия, в 2009 году контрольный пакет акций башкирской компании был продан «Системе» по цене, заниженной на 500 миллионов долларов). В результате «Система» была вынуждена без компенсации вернуть государству «Башнефть», а капитализация самого холдинга снизилась с 16 сентября в 9 раз — с $9 млрд до $990 млн. Сам Евтушенков несколько месяцев просидел под домашним арестом (разрешалось лишь ходить на работу). Но 17 декабря 2014 года, когда доллар достиг своего пика, его решили освободить и сняли обвинения в легализации средств при покупке нефтяной компании и предприниматель был приглашен на закрытую встречу представителей бизнеса с президентом.

Для компании «ЮКОС» и ее акционеров год выдался удачным и прошел под девизом «Скупка краденого всегда имеет плохие последствия для скупщика» (слова Виктора Геращенко, сказанные им еще в 2004 году по поводу мутной истории, когда не известная никому фирма «Байкалфинансгрупп», зарегистрированная по адресу рюмочной в Твери, задешево приобрела основной добывающий актив опальной компании «Юганскнефтегаз», затем отошедший к «Роснефти»). В июле этого года зарубежные суды вынесли два принципиальных решения. Так, арбитражный суд в Гааге признал ЮКОС и его бенефициаров ущемленными в правах Российской Федерацией. Арбитраж решил, что «Байкалфинансгрупп» была фиктивной компанией, аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» был сфальсифицирован и связан не с желанием вернуть налоги, а обусловлен намерением государства приобрести самый желанный актив ЮКОСа. Российские власти должны компенсировать судебные издержки и выплатить истцам сумму $50 млрд до 15 января 2015 года, в противном случае на сумму задолженности будут начисляться проценты. Ну а Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в размере 1,86 млрд евро. Страсбург пришел к выводу, что в ходе процесса по вопросам налогообложения компании было нарушено ее право на справедливое разбирательство.

Этот год снова выдался насыщенным для привыкшего ко всему борца с коррупцией и оппозиционного политика Алексея Навального. В этом году его заключили под домашний арест с запретом на пользование интернетом, чем перекрыли возможность общения со сторонниками, коллегами и журналистами. Впрочем, непонятно, что власть пугает больше: сам Навальный или его сторонники? На следующий день после того, как прокуратура потребовала приговорить Навального по делу «Ив Роше» к 10 годам, а его брата Олега — к 8 годам, Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры обязал Facebook заблокировать группу с анонсом акции в поддержку Навального, которая была запланирована на день вынесения приговора — 15 января.  Facebook и Twitter отказались от дальнейшей блокировки страниц сторонников Навального. А приговор неожиданно огласили 30 декабря. Алексей Навальный получил 3,5 года условно, его брат Олег — столько же реально.

Дело врача. Почти весь год гремело уголовное дело врача-терапевта из Красноярска Алевтины Хориняк. Госнаркоконтроль начал проверять выписанный ею в 2009 году рецепт на ненаркотический препарат количественного учета. Пожилую женщину обвинили в тяжких уголовных статьях и отправили под суд. Но врач при немалой поддержке общественности была оправдана. Вместе с Хориняк огромную роль в доступности обезболивания для российских больных сыграл контр-адмирал Вячеслав Апанасенко. Страдавший от онкологических болей в отсутствие обезболивания, он застрелился в феврале 2014 года, попросив не винить в своей смерти никого, кроме Минздрава и правительства. Случаев самоубийства онкологических больных за год было более десятка. 6 января покочил с собой от невыносимой боли генерал Кудрявцев. Именно с их историями связывают новый законопроект: Госдума продлила действие рецепта на наркотические обезболивающие с 5 дней до 15. Это хоть и не решает проблему, но дает больным и их близким шанс пережить длинные новогодние праздники без невыносимой боли.

«Болотное дело». Плодовитым 2014 год выдался на приговоры многочисленным фигурантам дела о событиях на Болотной площади в мае 2012 года. В феврале 2014 года Замоскворецкий суд Москвы признал всех восьмерых фигурантов виновными в участии в массовых беспорядках и применении насилия в отношении представителей власти. Сергей Кривов получил 4 года лишения свободы, Андрей Барабанов — 3 года 7 месяцев, Степан Зимин, Алексей Полихович и Денис Луцкевич — 3 года 6 месяцев, Артем Савелов — 2 года и 7 месяцев, Ярослав Белоусов — 2 года 6 месяцев. Александре Наумовой (Духаниной) суд вынес условный приговор — 3 года и 3 месяца. Все они вины не признали и просили их оправдать.

Ранее были приговорены к реальным срокам Максим Лузянин и Константин Лебедев (оба вышли по УДО), признавшие свою вину. Еще одному участнику событий на Болотной, Михаилу Косенко, судом было предписано принудительное психиатрическое лечение, но в этом году его выписали и отправили домой.

В августе 2014 года вынесли приговор по второму «болотному» делу: Алексей Гаскаров и Александр Марголин получили по 3,5 года колонии, Илья Гущин — 2,5. Елена Кохтарева — 3,5 условно.

Летом 2014 года получили свои сроки признанные виновными в организации беспорядков на Болотной Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев — по 4,5 года каждый.

«Оборонсервис». Бывшему министру Анатолию Сердюкову в этом году повезло больше, нежели в прошлом. Дело о халатности в отношении него прекратили, амнистировали, а сам он перед этим вернулся к жене, то есть встал на путь исправления. Как объяснил несознательным гражданам глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, деятельность Сердюкова тщательно проверяли в рамках масштабного расследования коррупции в оборонном ведомстве. Но под сомнительными документами удалось найти лишь одну подпись министра. И потому, считает глава СК, ответственность за преступные с точки зрения следствия сделки в основном должна понести чиновница Минобороны Евгения Васильева. Процесс в отношении последней весь 2014 год тянулся в Пресненском суде Москвы и продолжится в 2015-м. В свободное от суда время находящаяся под домашним арестом женщина по-прежнему рисует картины, устраивает выставки, пишет стихи и даже снимает музыкальные клипы.

Иностранные агенты. Тяжелым 2014 год выдался для большинства российских НКО. «Иностранными агентами» Минюст принудительно признал 17 НКО. Среди них — «Мемориал», ассоциация «АГОРА», движение «За права человека», «Солдатские матери» в Санкт-Петербурге, «Московская школа гражданского просвещения» и другие. В России все попытки НКО оспорить претензии в российских судах пока оказываются тщетными.

Дело Политковской. Повторный процесс по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской прошел в этом году в Мосгорсуде. Первый — в военном окружном суде, напомню, окончился оправдательным приговором. Но тогда на скамье подсудимых не было киллера и одного из организаторов. Теперь появились. И в мае 2014 года коллегия присяжных сочла вину пятерых обвиняемых полностью доказанной. По мнению присяжных, снисхождения заслужил один из них — Ибрагим Махмудов,  который сообщил в день убийства киллеру о том, что машина Политковской подъезжает к дому. На основании вердикта присяжных судья Павел Мелехин назначил Рустаму Махмудову (по версии следствия, киллер) и Лом-Али Гайтукаеву (организатор) пожизненное наказание. Посредник при организации преступления — бывший милиционер Сергей Хаджикурбанов — приговорен к 20 годам колонии, а братья киллера, следившие за Политковской, Ибрагим и Джабраил Махмудовы — к 12 и 14 годам соответственно. Приговор еще не вступил в законную силу.

Оправдан дважды. Дело о рейдерстве, которым занимался следователь Андрей Гривцов, обернулось для него крахом карьеры, месяцем в тюрьме и пятью годами в качестве подозреваемого и подсудимого. Обвинение сочло, что сотрудник ГСУ Следственного комитета при прокуратуре вымогал у одного из свидетелей по делу, которое вел, взятку $15 млн. Но доказательств у СК против подчиненного не оказалось. Сначала Гривцова оправдали присяжные в Мосгорсуде, однако Верховный суд вернул дело в первую инстанцию, теперь уже к профессиональному судье. Но и районный суд этим летом признал Гривцова невиновным, а Мосгорсуд оставил решение в силе.

Книги в парках и «крупное мошенничество». К концу года Следственный комитет дошел уж совсем до абсурда: у него возникли претензии к компаниям, которые организовывают в Москве летом аполитичный фестиваль «Книги в парках». В рамках фестиваля проходят публичные чтения, презентации книг, концерты, лекции писателей и мастер-классы для детей. Мероприятия проводились при поддержке московского департамента СМИ. Одной из компаний-организаторов проекта «Книги» руководит Александрина Маркво, гражданская жена главы Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова, являющегося соратником Алексея Навального (объявлен в федеральный розыск по обвинению в хищении денег, перечисленных на компанию Навального). Короче, против Маркво (она с мужем еще осенью попросили убежище в Великобритании) в этом декабре СК возбудил уголовное дело, заподозрив в хищении крупной суммы денег и использовании их в личных целях. Правда, пугает представителя СК Владимира Маркина и вот еще какой и впрямь «возмутительный» момент: по его словам, в фестивале «Книги в парках» участвовали писатели и представители творческой интеллигенции, которые «почему-то случайно оказались членами так называемого Координационного совета оппозиции» и Лиги избирателей. Быков, Рубинштейн, Шендерович, Акунин, телеведущие Шац и Лазарева… Рубинштейн и Шендерович, которые отказались общаться со следователем, а Акунин «узнав о вызове к следователю, уехал из России».

Вера Челищева

По информации: www.novayagazeta.ru

Ранее

Россельхознадзор сообщил о продолжающихся поставках овощей и фруктов из ЕС со стороны Белоруссии

Далее

Чужие заказчики умнее наших холуев

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru