«Без России жить не могу»

Сегодня девять дней, как не стало Царицы сцены — Народной артистки СССР, выдающейся оперной певицы Елены ОБРАЗЦОВОЙ.

tn_206520_125390564d06

Трудно передать словами, какие горькие чувства испытали знавшие Елену Васильевну в день ее смерти. Лично мне она запомнится живой, веселой и энергичной женщиной, порой жестким и строгим, но и очень добрым человеком.

Мы познакомились 15 лет назад после спектакля «Антонио фон Эльба», который поставил для Примадонны известный режиссер Роман Виктюк. Потом наши встречи с Еленой Васильевной стали регулярными, а поводами для них служили придуманные Образцовой международные конкурсы вокального искусства для молодых и совсем юных певцов.

Последний год Царице сцены, как называли Образцову, дался нелегко. Едва не лишилась Центра вокального творчества, вокруг певческого наследия певицы начались разные конфликты, дрязги и скандалы, которые серьезно больная Образцова тяжело переживала. В ноябре она даже спела на вечере в Большом театре, посвященном собственному 75-летию, а вот аналогичный вечер, планировавшийся в Кремле, пришлось отменить — на него у Елены Васильевны уже не хватило сил…

Мне посчастливилось общаться с этой великой артисткой довольно часто, последний раз — весной 2014 года. Некоторые фрагменты наших многочисленных бесед с ней я и предлагаю читателям «Нового вторника».

— Елена Васильевна, что для вас светская жизнь?

— На светские мероприятия мне ходить некогда. Бывает, конечно, могу случайно забрести по приглашению друзей. А в принципе тусовки меня особенно не интересуют. Хочется и книгу, которую пишу уже лет десять, продолжить, и почитать что-то интересное, и с внуками побыть, и с собаками по саду погулять…

— А Вы бы хотели, чтобы Ваши внук и внучка стали оперными певцами?

— Ни в коем случае! Это очень тяжелая и нервная работа, которой надо посвятить всю свою жизнь. Достаточно того, что певицей стала моя дочь (Елена Макарова — Ред.).

— Знаю, что Вы с ней несколько раз давали концерты в российской глубинке.

— Да нас, наверное, в Книгу рекордов Гиннеса надо заносить! Мы ведь дали 32 концерта, побывали во многих городах «Золотого кольца России» — Пскове, Ярославле, Костроме, Переславль-Залеском… Это было очень нелегко — переезды самолетами, поездами, машинами. Но я получила огромное удовольствие. Я имела счастье еще раз посмотреть живую Россию.

— А в Европе где вы себя наиболее органично чувствовали?

— В Италии, Испании, Японии, Америке. Я хорошо знаю итальянский и французский, преподаю на японском, знаю несколько языков на таком уровне, чтобы поговорить «за жизнь». Недавно два с лишним месяца провела в Японии, мне там тоже было очень комфортно. Но меня всегда тянет домой, без России жить не могу.

— Многие ваши коллеги, говорят, что им хочется уехать из России, потому что здесь культурный и интеллектуальный уровень людей стал снижаться.

— Увы, это горькая правда. Когда мы жили в Советском Союзе, я такого не ощущала… Но разве это правильно — убегать от проблемы туда, где она решена? Я считаю: это и неправильно, и нечестно.

— Какая деятельность для вас труднее — педагогическая или творческая, певческая?

— Конечно, певческая. И хотя педагог тоже устает физически, пение все-таки отбирает все силы, энергию — надо ведь донести до зрителя свое эмоциональное состояние. Но — не опустошает. Более того — еще и новые силы придает . Такой вот взаимообразный процесс.

— Вы обмолвились, что продолжаете работать над книгой. О чем она будет?

— Их две. Я пишу одновременно книгу воспоминаний и еще книгу о технике вокального пения, используя свои знания по физике. Она будет называться «Как я пела».

— А чем еще занимаетесь?

— Провожу мастер-классы для педагогов, на которых ненавязчиво предлагаю лучше меня слушать и внимать моим советам, потому что мне уже скоро сто лет, а я все пою (смеется).

— Вы помните, что вы пели сами, когда вам было 10–11 лет?

— Вальсы Штрауса, народные песни. Но с педагогами я не занималась, пошла в музыкальную школу только в девятом классе, а когда мне было лет шесть мы с подружками пошли записываться в кружок Ленинградского Дворца пионеров. Но подружек взяли, а меня нет! Я так рыдала, что в конце-концов меня все таки взяли в хор.

NB!

Елена Образцова — народная артистка СССР. Родилась в Ленинграде, ребёнком пережила блокаду. Ленинградскую консерваторию Образцова закончила экстерном, на выпускном экзамене получила уникальную оценку — пять с плюсом. Певица выступала в крупнейших театрах и концертных залах — в миланском Ла-Скала, нью-йоркском Метрополитен-Опера, лондонском Ковент-Гардене, в Венской государственной опере. В Испании Образцову признали лучшей в мире исполнительницей партии Кармен. Похоронена Царица сцены на Новодевичьем кладбище в Москве.

«Нам с мамой вместе очень комфортно»

Так говорила о Елене Васильевне Образцовой ее дочь, Елена Макарова

— Елена, это правда, что у Вас несколько образований?

— Я окончила три курса факультета журналистики, консерваторию и фельдшерские курсы. При этом мне пришлось поработать в детской реанимации, так что потрясти меня чем-то и, тем более, выбить из колеи, очень трудно.

— В свое время Вы уехали в Испанию по приглашению самой Кабалье?

— Да, в 1996 году она пригласила меня доучиваться там. Потом она стала включать меня в свои спектакли. Мы объехали с ней много стран — Россия, Италия, Испания, Франция, Эстония, Украина. Незабываемым стал пасхальный фестиваль в Риме. Кстати, Кабалье очень умный человек. Когда она поняла, что не может уже петь Чио-Чио-Сан по возрасту, но при этом может еще многое дать людям, она стала рыться в библиотеках и находить партитуры великих композиторов, которые никто никогда не ставил, или ставил очень редко.

— Как Вы отнеслись к тому, что в спектакле Романа Виктюка «Антонио фон Эльбе» актер Дмитрий Бозин носил вашу маму на руках?

— Я сейчас не помню, как я тогда к этому отнеслась — скорее, никак. Моя мама взрослый человек, она поступает так, как считает нужным — лишь бы ей было комфортно и творчески интересно. Нет ничего ужасного в том, что мама играла в этом спектакле, она ничем себя не унизила и не принизила. И потом, у нее тогда был очень сложный период в жизни, и ей надо было еще в чем-то реализовать себя, кроме оперной сцены.

— На конкурсе «Новая волна» ваша мама многих удивила, спев вместе с Тимати реп?

— А что, разве все оперные певицы должны ходить в бальных платьях? Не стоит делать из них этаких святых, застегнутых на все застежки. То, что моя мама современный человек, и способна в своем возрасте на такое хулиганство — это даже весело. Мама может позвонить и вдруг предложить… послушать свежий анекдот. Когда мы встречаемся после долгого перерыва, мы первые полчаса смеемся. В какой-то момент мы понимаем, что очень друг на друга похожи — в отношении к животным, цветам, и во многом другом. И вообще, нам вместе очень комфортно и удобно.

Подборку материалов о великой певице подготовил

Андрей КНЯЗЕВ

Ранее

Михаил Онуфриенко: Донецкий аэропорт — могильник имени Порошенко

Далее

По ком горят факелы?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru