США, Китай и Великобритания получат больше шампанского из России в 2015 году.
Как выяснили «Известия», отечественные производители игристого вина патентуют свои торговые марки в Великобритании, США и Китае, намереваясь в этом году резко увеличить экспорт своей продукции за рубеж и экспортную выручку. Главными потребителями российского шампанского за границей остаются экспаты из России, эмигранты и жители Китая, полюбившие наше «полусладкое».
Так, в петербургском ЗАО «Игристые вина» рассказали, что на днях получили патент на товарный знак в Великобритании по линейке «Наследие мастера «Левъ Голицын» и «Лев Голицын. Коронационное». Также компания ждет одобрения на охрану своих товарных знаков в Германии, Литве, Польше, Бельгии, Швеции, Финляндии. В перечисленные страны Европы компания рассчитывает поставлять свое шампанское. Кроме того, начнутся поставки в Китай, где вошло в моду полусладкое игристое вино. Там продукцию хотят позиционировать как субпремиальную и продавать по €4–6 за бутылку.
— В страны, где винные традиции достаточно сильны, например во Францию, Италию и Испанию, мы расширяться не будем — там иностранное вино вообще не покупают. Мы хотим присутствовать в тех странах, где много российских экспатов, которые продукт знают и будут его покупать. Будем присутствовать или в розничных сетях-дискаунтерах или в специализированных магазинах, где продаются российские товары, — рассказывает директор по маркетингу «Игристых вин» Кирилл Калмык. — На данный момент ведутся переговоры с дистрибуторами. Рассчитываем попасть и в розничные сети. Цена за бутылку в Европе составит €8–12.
Как говорят в компании, в ближайшие годы объем экспорта должен достичь 2 млн бутылок в год (это 5% от общего объема продаж компании — 40 млн бутылок). До 2015 года компания ЗАО «Игристые вина» не экспортировала алкоголь. К сожалению, «Игристые вина» будут экспортировать «русские» марки вина, выпущенные не из российского винограда, — в компании признались, что используют виноградное сырье из Чили, Аргентины, Италии, Испании и Южной Америки. По данным базы СПАРК, оборот компании в 2013 году составил 3,8 млрд рублей, чистая прибыль — 284,2 млн рублей. ЗАО «Игристые вина» контролируется Василием Драганом.
Еще одна компания, планирующая практически вдвое нарастить поставки игристого вина за рубеж, — ОАО «Абрау-Дюрсо», имеющее собственные виноградники в Краснодарском крае. Российское предприятие недавно зарегистрировало права на свои товарные знаки в США. Также в планах производителя выйти и на китайский рынок.
— В прошлом году, по предварительным данным, «Абрау-Дюрсо» поставило на экспорт 15 тыс. девятилитровых кейсов (135 тыс. л), в этом году рассчитываем увеличить объем экспортных продаж за счет рынков США и Китая. Нельзя сказать, что в связи с высокой волатильностью рубля российским виноделам стало легче продвигать свои вина за рубежом. Наоборот, в странах ближнего зарубежья, где взаиморасчеты ведутся в рублях, торговать своей продукцией стало гораздо сложнее, — говорит гендиректор управляющей компании ОАО «Абрау-Дюрсо» Павел Титов (семья Титовых контролирует компанию). Оборот «Абрау-Дюрсо» за 9 месяцев 2014 года — $64,8 млн, чистая прибыль — $50 млн.
И у «Абрау», и у «Игристых вин» есть активы за рубежом. В 2010 году «Абрау-Дюрсо» приобрело у Moet & Chandon дом шампанских вин Chateau d’Avize виноградники в Шампани (Франция). Сделку оценивали в €5 млн. В ноябре 2013 года «Игристые вина» выиграли организованный итальянскими властями тендер, в результате которого вместе с соинвесторами «Игристые вина» получили в собственность винодельню Contarini (Италия). Соинвесторами выступили поставщик виноматериалов испанский бизнесмен Антонио Кала Морено и итальянский кооператив виноделов. «Игристым винам» принадлежат 70% бизнеса. Сумма сделки составила €8 млн.
Отчасти наращивание продаж за рубеж производители связывают с волатильностью рубля и желанием компенсировать свои валютные издержки на покупку тары, пробки, этикеток. По мнению президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, вывод продукции на рынок Европы, Азии и США — это одна из приоритетных тенденций в ближайшие годы для российского виноделия, и компаний-экспортеров будет становиться всё больше.
Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, напротив, убежден, что в ближайшие 5 лет экспорт игристого вина нельзя расценивать как бизнес, а скорее как имиджевые акции компаний.
— Экспорт вина из России носит эпизодический и имиджевый характер, если компаниям удается договориться. Можно поделить его на три направления: страны СНГ, страны бывшего соцлагеря, которые не входят в СНГ, и дальнее зарубежье, — говорит Дробиз. — Доля экспорта «тихого» и игристого вина из России исчисляется несколькими десятками тысяч дал (декалитр, 10 литров) или сотнями тысяч бутылок. Для сравнения, продажа водки и крепкого алкоголя из России в зарубежные страны превышает 5 млн дал. Попытки нарастить объемы экспорта вина не изменят ситуацию. Россию в Европе, да и вообще везде, не воспринимают как винодельческую страну. Наши вина за последние 5 лет получили 250 высоких наград на международных винодельческих конкурсах в Лондоне, но потребителей так и не завоевали. Чтобы экспорт вина превратился в бизнес, нужны многомиллионные вложения в продвижение за рубежом.
Менее всего оказались готовыми наращивать экспорт производители «тихих» вин защищенного географического наименования (сырье произрастает в определенном регионе страны). Так, председатель совета директоров небольшого краснодарского «Шато ле Гран Восток» (за 2013 год 25 млн рублей выручки, 155 тыс. рублей чистой прибыли) Елена Денисова сообщила «Известиям» о том, что ее предприятию не до экспорта: нужно удовлетворить внутрироссийский спрос.
— Мы экспортировали на Лазурный Берег Франции, в Японию идет позитивное развитие (продали две небольшие партии дорогого вина). В условиях бурного импортозамещения катастрофически не хватает продукции. Ведь мы не делаем наше вино иначе, как только из нашего винограда. А он плодоносит только раз в году! Поэтому взрывной спрос на рынке внутри РФ делает экспорт неактуальным экономически, только репутационно, — сообщила Денисова.
По данным Союза виноделов и виноградарей, в 2014 году потребление «тихого» и игристого вина в России достигло 1 млрд л. Около 30% вина в России составила импортная продукция, столько же производится внутри страны из зарубежного сырья. Доля собственного вина, изготовленного из российского винограда, занимает 40% рынка.
По информации: izvestia.ru