Долго ли российские компании и банки смогут игнорировать решения международных рейтинговых агентств.
В последние дни сообщения о снижении кредитных рейтингов российских предприятий и банков следуют одно за другим, а рынок замер в ожидании присвоения «мусорного» рейтинга всей России. «Лента.ру» попыталась разобраться, насколько плохие оценки способны испортить жизнь отечественным компаниям.
Международные рейтинговые агентства еще в прошлом году прогнозировали ухудшение экономической ситуации в нашей стране. Standard & Poor’s в апреле понизил суверенный рейтинг России до «BBB-» с «BBB», объяснив это рисками ухудшения условий внешнего финансирования. В конце декабря агентство пообещало пересмотреть рейтинг с возможностью понижения до следующего «спекулятивного», или так называемого «мусорного» уровня. Решение должны озвучить в конце января.
Два других крупных агентства — Fitch и Moody’s уже понизили кредитный рейтинг России до последней инвестиционной ступени. За этим последовало снижение оценок российских регионов, госкомпаний, крупнейших частных предприятий и банков. В список попали «Газпром», «Транснефть», «Лукойл», ГМК «Норильский никель», «Роснефть», «Почта России, «Газпромнефть», РЖД, «Татнефть», «Новатэк», «Уралкалий» «Атомэнергопром», РЖД, «ФСК ЕЭС», «Полюс золото», «Ростелеком», «Гражданские самолеты Сухого», ВЭБ, Сбербанк, Россельхозбанк, Росбанк, Газпромбанки и многие другие финансовые и нефинансовые организации.
И это касается не только крупнейших предприятий страны. Так, S&P пересматривает рейтинги шести российских компаний, действующих на рынке недвижимости. «Девальвация рубля и существенное повышение ключевой ставки ЦБ отрицательно повлияли на ожидания экспертов в отношении развития рынка недвижимости в целом, — сообщил источник в ГК «Пионер», также попавшем в список S&P. — Неслучайно рейтинги пересматриваются одновременно нескольким компаниям, а не индивидуально каждой».
За все заплатите?
Оценкам компаний и банков грозит еще большее падение, если «тройка» опустит суверенный рейтинг РФ ниже инвестиционной категории. «В случае снижения суверенного рейтинга России до «мусорного», рейтинги компаний наверняка также опустятся, поскольку, безусловно, рейтинг компании-резидента не может быть выше рейтинга страны», — говорит начальник отдела финансового анализа «Рейтингового агентства строительного комплекса» Александр Яковенко.
Казалось бы, все решения международных агентств влияют только на стоимость заимствований за рубежом. И многие эксперты полагают, что только этим ограничивается весь негатив от падения оценок кредитоспособности страны и субъектов экономики. Дескать, из-за санкций предприятия и так лишились доступа к международным рынкам капитала, поэтому снижение оценок уже не играет особой роли.
Что касается фондового рынка и курса рубля, то тут эффект не должен быть существенным. «Текущие котировки российских активов на рынке настолько занижены, что пересмотр рейтингов не оказывает особого влияния на динамику рынков и цен», — говорит Екатерина Трофимова, член правления, первый вице-президент Газпромбанка. Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин в кулуарах Давосского экономического форума также отметил, что большая часть негативных ожиданий от снижения рейтинга, «связанных с динамикой курса, девальвацией и оттоком капитала уже отыграны рынком».
Однако не все так просто. «Основная проблема для российских компаний заключается в том, что при снижении кредитных рейтингов всеми тремя международными агентствами до «мусорного» уровня кредиторы, используя ковенанты выпусков евробондов российских компаний, могут предъявить требования о досрочном погашении долгов», — предупреждает старший аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Максим Плешков. Проще говоря, может сработать требование досрочного погашения облигаций, если такое условие было предусмотрено.
По подсчетам экспертов, при снижении рейтинга РФ до спекулятивного уровня, сумма кредитов и облигационных займов, предъявленных к срочному погашению, достигнет 20 миллиардов долларов. А совокупные выплаты по внешнему долгу в 2015 году российских компаний, банков и государства при текущих рейтингах (без учета досрочного погашения) — это примерно 130 миллиардов долларов.
Плешков из «Рус-Рейтинга» утверждает, что в случае досрочного предъявления облигаций к погашению сумма, выплачиваемая российскими компаниями, банками и государством может возрасти в 2015 году на 20-30 процентов. «Учитывая то, что уже сейчас для российской экономики закрылось внешнее рефинансирование, снижение может привести к сложностям для ряда компаний по обслуживанию внешнего долга», — рассуждает эксперт.
Долгов больше всего у металлургических и нефтяных компаний, банков, авиакомпаний, предприятий связи и автопрома. Но требования о досрочном погашении предусматривалось далеко не во всех выпусках облигаций. Так, в «Почте России» на запрос «Ленты.ру» ответили, что «действующие кредитные договоры не содержат ковенант (требований), привязанных к изменениям публичных рейтингов предприятия, в связи с чем произошедшее рейтинговое событие не отразится на условиях их действия». Об этом же сообщили в Газпромбанке.
Рука помощи
Впрочем, тем, кому не так повезло, скорее всего поможет государство. «Подушкой для них могут послужить относительно большие золотовалютные резервы России, если Центральный банк примет решение направить их на выплату внешних долгов российских компаний и банков», — говорит Плешков. Золотовалютные резервы России в данный момент — примерно 390 миллиардов долларов. Это немало. «К тому же необходимо учитывать, что значительная часть внешнего корпоративного долга приходится на экспортно-ориентированные компании, генерирующие значительную валютную выручку, которую также можно направить на погашение внешнего долга», — добавляет Плешков.
Финансовые структуры несут дополнительные риски от снижения рейтингов. К оценкам агентств, в частности, привязаны нормативы банков. Однако и финансовый рынок не останется без поддержки. Центральный банк принял решение ориентироваться на рейтинги, присвоенные российским банкам агентствами Standard&Poor’s, Fitch или Moody’s после 1 марта 2014 года. «Это из разряда того, чтобы включать в отчетность валюту и ценные бумаги по курсу, не соответствующему текущей котировке, — объясняет Максим Васин, старший аналитик Национального рейтингового агентства (НРА). — То есть просто аналог решения о том, что в отношении некоторых активов банк может не проводить переоценку качества активов и резервы по таким активам можно не досоздавать».
Поэтому банкиры демонстрируют полное спокойствие. Так, в Газпромбанке и Росбанке «Ленту.ру» заверили в том, что действия агентств носят чисто технический характер, понижения оценок связаны с приведением рейтингов российских эмитентов в соответствие с рейтингом России и никаких особых проблем не предвидится.
Катастрофы не будет
Снижение рейтингов приведет к трудностям в 2015 году для российских компаний и экономики, но катастрофы не произойдет. Государство окажет всю необходимую финансовую и моральную помощь.
Что же касается перспектив дальнейшей деятельности международных рейтинговых агентств в России, то они туманны. «По всей видимости, в России будут уходить от использования рейтингов Fitch, Moody’s или Standard & Poors. Альтернативой может быть создание региональной системы кредитных рейтингов, например, своего рейтингового агентства ЕвразЭС», — полагает директор международно-правового департамента консалтинговой компании IPT Group Алексей Мозжухов.
Не исключено и то, что «западников» просто начнут выдавливать с рынка, обвиняя их в политической ангажированности и необъективности оценок. «В России все чаще делаются попытки ужесточать регулирование и запрещать публикацию мнений, невыгодных государству или госкомпаниям. Международные агентства могут столкнуться с требованиями попасть под регулирование (в том числе с нормами, неприемлемыми для агентств) или покинуть рынок, а также с давлением в отношении оценок, присваиваемых государству и компаниям госсектора», — резюмирует Максим Васин из НРА.
По информации: