США и ЕС рассматривают возможность новых санкций в отношении РФ.
Отношения между Россией и Западом подверглись новому испытанию, самому серьезному с лета прошлого года, когда после эскалации конфликта на Украине США и ЕС ввели секторальные санкции против РФ. Нынешнее обострение вызвала трагедия в Мариуполе, где в результате обстрела погибли более 30 человек,— Украина и Запад возложили ответственность на ополченцев и поддерживающую их Москву. США обещают ужесточить давление на Россию, на экстренное заседание соберутся на этой неделе главы МИДов ЕС. После Мариуполя о смягчении санкционного режима речи больше не идет, напротив, звучат требования о новых санкциях против РФ. Источники “Ъ”, близкие к Госдепу США, не исключают, что дело дойдет до отключения России от системы SWIFT.
В четверг главы МИДов 28 стран–членов Евросоюза соберутся на экстренное заседание по Украине: с призывом созвать такую встречу выступила председательствующая в ЕС Латвия, обеспокоенная резкой эскалацией в Донбассе. Источники “Ъ” в структурах ЕС разошлись во мнениях относительно того, будут ли в ходе этого заседания приняты решения о введении новых санкций в отношении России. “Скорее всего, министры лишь сделают жесткое заявление с оценкой ситуации на юго-востоке Украины, но решений по санкциям принимать не будут: нынешняя эскалация в Донбассе стала неожиданностью для большинства в Брюсселе, и там нет четкого плана действий,— признает один из собеседников “Ъ”.— Дело в том, что еще недавно в ЕС не исключали, что в марте часть санкций в отношении России вообще будет снята, но теперь об этом можно забыть”.
Второй собеседник “Ъ” согласился, что, скорее всего, министры решений по новым санкциям принимать не будут, но не исключил, что они призовут глав государств и правительств ЕС согласовать такие меры в ходе намеченного на 12 февраля саммита или раньше. “Потенциал для расширения санкций есть”,— заверил он, отказавшись раскрыть детали. Собеседники “Ъ” в структурах Евросоюза убеждены: РФ поддерживает ополченцев, значит, несет ответственность за эскалацию насилия в Донбассе.
Если после недавних взрывов в Волновахе и Донецке, когда погибли десятки мирных жителей, включая детей, наблюдатели от ОБСЕ не называли прямо виновных, то событиям в Мариуполе они дали однозначную оценку: по их мнению, жилые районы города обстреляли с востока и северо-востока — из населенных пунктов, контролируемых ополченцами. Отсюда непривычно жесткая реакция верховного представителя ЕС по иностранной политике Федерики Могерини, которая еще недавно призывала коллег подумать о возобновлении практического сотрудничества с РФ (см. “Ъ” от 19 января). “Я открыто призываю Россию использовать свое влияние на лидеров сепаратистов, а также остановить любые формы оказания им военной, политической и финансовой поддержки,— заявила она в субботу вечером.— Дальнейшая эскалация открытого военного конфликта неминуемо приведет к серьезному ухудшению отношений между ЕС и Россией”.
Если Могерини призвала РФ отмежеваться от ополченцев, то глава Совета ЕС Дональд Туск, по сути, возложил на Москву основную ответственность за срыв перемирия. “Умиротворение поощряет агрессора к большим актам насилия. Наступило время ужесточить нашу политику на основании холодных фактов, а не иллюзий”,— написал он в Twitter.
Источник “Ъ” в структурах Евросоюза пояснил резкую реакцию представителей Брюсселя тем, что там после прогресса, достигнутого в минувшую среду на переговорах глав МИДов “нормандской четверки” (см. “Ъ” от 22 января), рассчитывали, что ситуация в Донбассе стабилизируется. “Теперь же в ЕС подозревают Москву в двойной игре: с одной стороны, она предпринимает шаги для дипломатического урегулирования кризиса, но в то же время не отказывается от поддержки сепаратистов, подрывающих усилия переговорщиков,— пояснил собеседник “Ъ”.— Надеюсь, ситуацию удастся изменить”. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер вчера также призвал не “объявлять об окончании дипломатических усилий”. По его словам тот, кто допускает мысль о прекращении диалога, должен быть готов к тому, что ситуация на Украине будет “пущена на самотек”.
Между тем президент США Барак Обама вчера также пригрозил России ужесточением санкций. Он обвинил в обострении ситуации “поддерживаемых Россией сепаратистов с российским оборудованием, финансированием, российской подготовкой и российскими войсками” и добавил, что США “продолжат оказывать экономическое давление на Россию”.
Источник “Ъ”, близкий к Госдепу, не исключил, что дело дойдет до отключения России от системы SWIFT. “Это было бы очень болезненно (для РФ.— “Ъ”)”,— сказал он, напомнив, что подобные меры уже принимались в отношении Ирана. При этом собеседник “Ъ” выразил сомнение, что “европейцы согласятся на такие меры”, добавив, что США могут действовать и в одиночку.
Впрочем, по словам источника “Ъ” на платежном рынке, единственное, что могут предпринять США,— запретить взаимодействие через SWIFT американским и российским банкам напрямую, в форме директивы, или же путем воздействия на работу операционного центра SWIFT в США, через который идет взаимодействие американских банков с зарубежными. Однако повлиять на работу европейских банков, как и любых других вне США, с российскими по SWIFT США не могут, так как это взаимодействие идет через неподконтрольные Америке операционные центры SWIFT в других частях света.
Другой источник “Ъ”, близкий к Госдепу, уточнил подход Вашингтона: “США будут стараться, как и раньше, продвигать дипломатическое решение, хоть это пока не дало нужного эффекта. Но что касается другого пути (санкций.— “Ъ”), наши возможности далеко не исчерпаны. Тот, кто думает иначе,— ошибается!”
Ситуацию на Украине сегодня также обсудят на экстренном заседании постпреды ОБСЕ. Кроме того, по просьбе Киева в Брюсселе состоятся внеочередные консультации Комиссии НАТО–Украина. Источник “Ъ” в штаб-квартире НАТО заверил, что “там настроены очень серьезно, к России накопилось много вопросов”. “Есть ощущение, что в Москве нас держат за дураков,— возмутился он.— Но в России должны понимать: полная потеря доверия со стороны Запада обернется для нее крайне негативными последствиями”.
То, что Россия и Запад видят обострение украинского кризиса с диаметрально противоположных позиций, продемонстрировали и дебаты в Совбезе ООН. Его члены даже не смогли согласовать текст заявления после трагедии в Мариуполе: Россия категорически возражала против предложенного Великобританией и поддержанного западными делегациями осуждения “воинственных призывов” руководства ДНР. В итоге появилось заявление не Совбеза, а генсека ООН, в котором разделяются оценки, предложенные Лондоном.
Едва ли не единственным позитивным сигналом стало заявление президента Порошенко по итогам “интенсивных контактов” с мировыми лидерами. По его словам, достигнута договоренность о проведении переговоров в “женевском формате” — с участием РФ, Украины, ЕС и США. Источник в администрации президента Украины объяснил “Ъ”, почему речь зашла именно о “женевском” формате: “Для нас принципиально важно, чтобы к переговорам были подключены США. В отличие от Парижа и Берлина, они не зависят от Москвы ни в плане энергопоставок, ни в каком-либо другом”.
О расширении формата переговоров говорят и в Москве, предлагая включить в них представителей ДНР и ЛНР. Глава МИД РФ Сергей Лавров вчера обсудил этот вопрос с госсекретарем США Джоном Керри. Как следует из заявления МИД РФ, Москва настаивает на “прямом диалоге” Киева с Донецком и Луганском.
На Украине 25 января было объявлено днем траура. Лидеры страны обвиняют РФ в “прямой агрессии”, а депутаты Рады требуют ввести военное положение, прекратить экономические связи с Россией, перекрыть границу и разорвать дипотношения. Впрочем, президент Петр Порошенко настроен пока более сдержанно. Выступая вчера на экстренно созванном заседании Совета национальной безопасности и обороны, он заявил: “Мы не дадим подорвать минские договоренности. Мы должны обеспечить их неукоснительную реализацию, в том числе и через механизм трехсторонней контактной группы”.
Глава же ДНР Александр Захарченко сделал ряд жестких заявлений, поставивших под сомнение перспективы минского процесса. Так, в пятницу он объявил о начале контрнаступления и пригрозил украинским военным “новым котлом” вокруг Дебальцево. Захарченко дал понять: минские договоренности для руководства ДНР более не существуют, стало быть, переговоры об их реализации больше не нужны. “Мы сейчас наступаем, какие переговоры?” — заявил глава ДНР, добавив, что самопровозглашенная республика отказывается от дальнейшего обмена пленными — едва ли не единственного реального достижения минского процесса.
“Обострение ситуации в Донбассе связано с тем, что минский формат урегулирования себя исчерпал. В его основе лежала попытка стабилизировать ситуацию, обходя сущностные вопросы (статус сторон, перспективы их взаимоотношений и пр.), в надежде на то, что перемирие приведет к затуханию боев и позволит на неопределенное время отложить тему в сторону. Обязательным условием функционирования такого формата была фиксация линии размежевания, что и предусматривалось изначальными договоренностями. Однако в силу разных причин этого сделать так и не удалось, что подорвало всю и без того шаткую конструкцию”,— заявил “Ъ” главный редактор журнала “Россия в глобальной политике” Федор Лукьянов. По его мнению, новое обострение “похоже на желание ополченцев отодвинуть линию разграничения и принудить украинскую сторону к большей гибкости на переговорах в каком-то модифицированном формате”.
“Конфликт рано или поздно закончится новыми переговорами, но стороны рассчитывают подойти к ним, имея более прочные позиции и более широкий набор инструментов для достижения своих целей. В ближайшее время вполне реальна дальнейшая эскалация, в ходе которой как Киев, так и ополченцы попытаются получить дополнительные рычаги давления друг на друга”,— предположил “Ъ” директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев. Проигравшей стороной при эскалации конфликта, по его мнению, окажется РФ: ответственность за эскалацию Запад в любом случае возложит на Москву.
Выходом в создавшейся ситуации, по оценке экспертов, может стать реализация минских договоренностей. “Эти соглашения несовершенны и интерпретируются сторонами по-разному. Но пока это единственный формат, который мы имеем”,— напомнил “Ъ” гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его мнению, хоронить минский процесс пока рано, несмотря на объявленный ДНР отказ от прежних переговоров. “Мы не раз были свидетелями того, что позиция руководства ДНР и ЛНР менялась достаточно быстро,— говорит эксперт.— Поэтому нельзя исключать возврат самопровозглашенных республик к минскому процессу”.
По информации: kommersant.ru