Интервью главы «Билайна» Михаила Слободина – о том, как операторы связи выживают в кризис и насколько поднимутся цены для абонентов.
В 2015 году на телекоммуникационном рынке произойдет замедление динамики развития, считают эксперты. В интервью Znak.com генеральный директор «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн») Михаил Слободин рассказал, как отрасль переживает кризис, как меняется отношение к абонентам и как сами клиенты реагируют на ситуацию в отрасли, а также о том, как будут развиваться сети 4G и новые технологии, которые сделают автомобили, похожими на мобильные телефоны.
– Последние пару лет фиксируется замедление роста телекоммуникационного рынка. В 2015 году ситуация усугубится с учетом ухудшения общей экономической ситуации в стране?
– Думаю, что роста рынка в 2015 году не будет. Рост в телекоме будет оставаться на уровне 0 или в районе 1-2%. Телекоммуникационный рынок столкнется сразу с несколькими тенденциями. Во-первых, абоненты будут выбирать более рациональную модель потребления, будут больше обращать внимание на то, сколько они платят, а также будут искать варианты оптимизации своих расходов. Во-вторых, телеком-операторы будут искать возможности для компенсации своих затрат, возросших за счет инфляции и изменений курсов доллара и евро. В-третьих, клиенты все больше будут пользоваться смартфонами, и будет расти объем потребления интернет-услуг. В борьбе этих трех тенденций и будет формироваться динамика телеком-индустрии.
– Рост цен на услуги для клиентов будет существенным?
– Он уже произошел по факту. Один из наших конкурентов в международном роуминге поднял цену за мегабайт с 10 рублей до 500 рублей без учета опций. На мой взгляд, это выглядит достаточно странно. Мы пока не корректировали цену за мегабайт, потому что с нового года мы договорились о дополнительных скидках с нашими роуминговыми партнерами. Но эти скидки зависят от того, сколько будет потребляться трафика. Если поток людей, выезжающих за границу, снизится, и уменьшится объем потребления услуг, то нам придется цены повышать. Но в любом случае резкого скачка не будет. Мы можем поднять цены с 5 рублей за мегабайт максимум до 7-8 рублей.
– Ранее звучали прогнозы о том, что смс и голосовая связь будут предоставляться абонентам бесплатно, а борьба развернется в области мобильного ШПД. Какие у вас прогнозы сейчас?
– Уже сейчас рынок движется к тому, что ключевым дифференциатором тарифов будет объем потребления интернет-услуг. В прошлом году цены на них упали раза в два, а в этом году, я думаю, мы придем к замедлению темпов падения или к остановке цен на определенном уровне. При этом бесплатных услуг голосовой связи, скорее всего, не будет еще долгое время, потому что сейчас действуют достаточно высокие тарифы на интерконнект, когда мы как оператор платим, если наш клиент звонит в чужую сеть. В то же время при звонках внутри сети «Билайн» мы сегодня даем клиентам абсолютно честную возможность бесплатного общения, без дополнительных условий.
– Возможно ли перераспределение клиентов между операторами связи, учитывая то, что в кризис появляется желание сэкономить?
– Безусловно, все мы боремся за клиентов. А клиенты сейчас будут гораздо более требовательно относиться к качеству услуг и к непредвиденным расходам, которые возникают из-за отсутствия контроля над тем, за что оператор списывает деньги. Мы полностью отказались от «токсичных доходов», которые возникают у оператора, использующего невнимательность абонента или просто его нежелание разбираться в счетах за связь. Также пользователи станут внимательнее относиться к тому, как быстро и качественно решаются возникающие у них проблемы. Все это будет влиять на изменения клиентских баз.
– Когда вы возглавили «Билайн» в 2013 году, вы говорили, что ваша главная цель – сделать компанию более клиентоориентированной. Это удалось?
– Конечно. За 2014 год компания совершила колоссальный качественный скачок в своем развитии и в философии, в отношении к клиенту. Понятно, что у нас еще не все получается, но мы двигаемся вперед. Мы стали значительно более понятными с точки зрения тарифной политики, мы стали фундаментально более человечными в международном роуминге. Мы сознательно перестали брать с клиентов «налог за глупость». У нас стало все четко, понятно, прозрачно, без попыток заработать на невежестве клиента какие-то дополнительные деньги. В итоге за 2014 год мы прибавили более 700 тыс клиентов по сравнению с концом 2013 года. Это при том, что в 2013 году мы клиентов теряли, у нас был общий отрицательный баланс. Кроме того, сейчас в лучшую сторону изменилось качество нашей клиентской базы.
– Что это значит?
– Есть клиенты, которые покупают телефон, выговаривают начальный баланс и выкидывают симку. А есть те, кто остается с нами на несколько лет. Раньше, как это ни странно, мы были оператором для мигрантов и во многом зависели от этого сегмента. А он, как вы понимаете, очень волатилен. Сейчас их доля в структуре доходов уменьшилась, потому что увеличилась доля постоянных клиентов, резидентов РФ, про которых мы знаем, что они резко не прекратят пользоваться услугами связи. В целом могу сказать, что произошли качественные структурные изменения, которые позволяют нам уверенно смотреть в будущее. Но расслабляться нельзя.
– Почувствовали ли вы обострение конкуренции на рынке за счет объединения «Ростелекома» и Tele2?
– Пока еще не очень. Конечно, конкуренция на рынке станет более жесткой, но и Tele2 нужно понимать, что их компания будет под очень серьезным давлением. Во многих территориях сейчас их клиентская база сокращается, и мы будем способствовать развитию этого процесса. По публичной информации, в Москве они планируют запуститься со второй половины этого года, и для Tele2 это огромный вызов. По скорости Интернета, покрытию, качеству голоса в Москве ситуация гораздо лучше, чем в Лондоне, в Париже, в Берлине, в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе. Чтобы обеспечить такое качество, нужно вложить в сети миллиарды долларов. Сегодня 1 млрд долларов стоит 65 млрд рублей, а всего год назад он стоил 30 млрд рублей. Все доходы при этом по-прежнему в рублях. Клиенты в Москве при этом очень требовательны: ты просыпаешься в пригороде Москвы, и там должна быть связь, садишься в метро, и там должна быть связь, выходишь из метро в центре города, идешь на работу, и там тоже должна быть связь. Если у тебя в одной из этих точек нет связи, значит, оператор для тебя бесполезен. Ты просто достанешь из кармана симку, которую ты, может быть, не подумав, поменял на другого оператора, и все вернется на круги своя.
– Будет ли замедление в темпах развития сетей 4G в связи с кризисом?
– Замедления не будет. Постепенно мы расширяем покрытие, прежде всего, LTE приходит в города-миллионники, затем – в более мелкие муниципалитеты. Но нужно понимать, что на сегодняшний день даже в Москве проникновение девайсов, поддерживающих 4G, составляет меньше 10%, и в 2015 году ситуация вряд ли существенно изменится.
– Почему?
– Во-первых, есть определенный цикл обновления ваших девайсов. Если ваш старый телефон работает, вы не будете тратить деньги на новый исключительно потому, что он поддерживает 4G. Кроме того, в 2014 году была очень большая разница в цене между девайсами, которые поддерживают 4G, и девайсами, которые 4G не поддерживают. В 2015 году разница в цене сократится, но все равно будет существенной. Минимальной этой разница станет к концу 2015 и уже в 2016 году, и именно к этому моменту нужно быть готовым с точки зрения развития сетей.
– Вы будете развивать линейку брендированных девайсов, поддерживающих 4G?
– Да, новинки будут. Мы планируем выпуск 4G-девайсов в средней ценовой категории в районе 5-6 тыс. рублей.
– Несколько лет назад операторы много говорили о проектах в уральских городах, в том числе в Екатеринбурге, по обеспечению бесплатным wi-fi общественного транспорта, кафе, площадей и скверов. Сейчас все эти проекты заморожены?
– Делать эти проекты не было выгодно никогда, а сейчас это еще более чувствительная для бизнеса статья расходов. В настоящее время все проекты, которые не приносят выгоды, будут сокращаться. Бесплатных сервисов будет меньше, это суровая реальность.
– Как вы оцениваете перспективы рынка М2М-сервисов?
– Рынок М2М не очень большой в деньгах, так как трафика генерирует немного. Но это очень крупное направление, которое будет развиваться в горизонте 2017-2018 годов. Я думаю, что, например, наши автомобили все больше будут похожи на мобильные телефоны на колесах. Автомобиль будет постоянно подключен к Интернету. Он де-факто будет предлагать наиболее оптимальный маршрут, огромный объем экспериментов будет связан с self-driving cars за счет того, что через Интернет можно будет постоянно контролировать ситуацию на дороге. Также, думаю, что будет развиваться система «умный дом», которая, во многом благодаря компании Nest, уже сейчас популярна в США. Это все пока дорого стоит по российским меркам, но, думаю, что потихоньку новые технологии будут приживаться.
Справка:
В 2014 году чистый убыток телекоммуникационной компании VimpelCom Ltd (владеет российским «Вымпелкомом») сократился на 74% – до $691 млн по сравнению с 2013 годом, сообщает РБК. Консолидированная выручка оператора снизилась на 13% – до $19,627 млрд. Убыток компании за четвертый квартал 2014 года составил $935 млн, это на 76% меньше показателя за октябрь-декабрь 2013 года ($3,861 млрд). Выручка от услуг связи российского подразделения VimpelCom выросла на 3% в годовом исчислении. Консолидированная выручка компании «ВымпелКом» в 2014 году составила 281,89 млн рублей против 289,910 млн рублей годом ранее. Выручка за четвертый квартал выросла на 5% – с 70,66 млн рублей в октябре-декабре 2013 года до 73,947 млн рублей.
По информации: znak.com