На сердце руку положа…

Белгородскую область впору объявлять если не на осадном, то на особом положении. И это — накануне выборов в местную Думу.

0_77a27_2a80769_XL

Нетрудно догадаться, какая партия одержит на них очередную убедительную победу. Но сделать это будет ой как нелегко — уж больно непростая ситуация сложилась в области перед выборами, которые пройдут осенью текущего года. И потому готовить электорат к торжеству капиталистической демократии необходимо заранее. Задача — архитрудная, и тем, кому предстоит ее решать, не позавидуешь.

Достаточно сказать, что госдолг области упорно и быстро подбирается к астрономической сумме в 50 миллиардов рублей! Это — только по официальным данным, а что в реальности… Причем особо следует подчеркнуть: госдолг — если проанализировать последние 20 лет — наращивается все быстрей и быстрей! Еще на старте 2014 года он составлял 37 миллиардов, а к началу нынешнего — уже 47 миллиардов. Белгородская область прочно обосновалась в компании лидеров по размеру госдолга среди регионов России. И ведь не понять, куда эти деньги уходят, на что тратятся?

Печально, но факт: белгородцы вымирают — смертность превышает рождаемость. И что особенно удручает — этот процесс идет без заминки в течение всей новейшей истории. Официально в конце 2000 года в области родился 1,5-миллионный житель. На 1 января 2015 года численность населения составила менее 1 548 тысяч человек. Но даже эта малость — итог не естественного прироста, а механического, за счет приезжих.

Вот последние данные: в 2013 году умерло 21,4 тысячи человек, родилось — 17,9 тысячи, в 2014 году — более 21,6 тысячи и 17,8 тысячи соответственно… Коэффициент рождаемости в области остается значительно ниже среднего по стране и, наоборот, коэффициент смертности — выше. Почему?

Этот вопрос даже не к местной медицине, а в первую очередь — к местной власти. Деньги на здравоохранение та всегда выделяла неохотно, норовя «сэкономить». И правда, много ли больным людям надо… Именно из-за незащищенности (в медицинском значении) областного банка крови в 2003 году здесь произошел беспрецедентный случай — донор, больной СПИДом, заразил сразу трех пациентов! Заражение через донорскую кровь — чрезвычайная редкость (все случаи в стране наперечет), а в Белгородской области — сразу три трагедии.

Разрушается в области и советская система родовспоможения. Уже в нескольких районах закрыты единственные роддома, и роженицам, дабы разродиться, приходится отправляться в Белгород… В райцентре Красная Яруга после долгих лет обещаний в декабре 2007 года торжественно открыли, наконец, новый роддом, а уже в августе 2009 года по-тихому — без гостей и завязывания в узелок ранее разрезанной ленты — его закрыли.

— Денег на содержание роддома у нас нет, — объяснил мне тогда глава районной администрации Валерий Бурба.

«Убытки от рожениц и младенцев» (так называли чиновники расходы на содержание роддома) составляли в год чуть больше миллиона рублей… Впрочем, разве это большие деньги, если у губернатора Сахалина одна ручка стоила 36 миллионов! В коллективном письме в нашу редакцию будущие мамы вопрос тогда поставили ребром: «Почему власти хотят сэкономить именно на роддоме? Ехать в область — это сотни километров, к тому же добираться надо своим транспортом… Так что же мы хотим повысить — рождаемость или смертность?!».

Но риски, что рожать будут теперь на обочинах дорог (пару лет назад женщина родила на ступенях областного роддома — муж не смог достучаться ночью!) власти не пугают.

В области постоянно дорожает все! Самое страшное, что растут цены на продукты, и полноценное питание для немалого числа семей давно стало проблемой. Сложилась более чем поразительная ситуация: даже те продукты, что производятся внутри области, не только дорожают сейчас, хотя и не имеют никакого отношения к западным санкциям. Задолго до событий на Украине белгородцам продавали их же сахар, например, их же молочные сливки дороже, чем жителям Москвы.

Будь наоборот, так хоть логикой бы пахло, доставка продуктов из области в столицу тоже денег стоит. Население в провинции обдирают как липку, и не знать об этом местные власти не могут. Особую пикантность происходящему добавляло то обстоятельство, что олигарх Вадим Мошкович, владелец «Русагро» и белгородского сахара, многие годы занимает место сенатора в верхней палате парламента от… Белгородской области. И только сейчас его «вдруг» тихо из Совета Федерации убрали.

Население нищает на глазах. Свидетельство тому — рост числа должников в области. В прошлом году было возбуждено 21,5 тысячи только новых исполнительных производств — больше, чем в 2013 году. Прежде всего страдают те белгородцы, кто поверил, что завтра будет лучше, чем вчера, и взял кредит… Тамошний главный судебный пристав прямо-таки с гордостью сообщил: около 30 процентов всех задолженностей списывается с банковских карт должников, прежде всего зарплатных, а еще приставы ходят по домам и забирают всё, что представляет какую-либо ценность. Ну, и как жить белгородцам, у которых отняли холодильник, телевизор, компьютер? Что там еще такого ценного может быть у простого человека? Не антиквариат же, не полотна знаменитых художников! И как им и их семьям жить, когда зарплату отбирают?!

Неподъемными становятся и коммунальные расходы, которые растут буквально на глазах. Сейчас де-факто поднята цена на электроэнергию — таким «естественным» образом сбытовая компания заставляет население оплачивать… свои потери. А жителей областного центра уже ждет новый удар: с 1 июля резко увеличивается плата за воду! Так решили депутаты горсовета: тариф на нее подняли сразу на 40 процентов, на канализацию и сток — аж на 70! Посещение мест, куда и цари пешком ходили, подорожает по тарифу сразу с 13 с полтиной до 23 рублей. Что ж, выход прост: меньше есть-пить, и белгородцы сэкономят дважды — на продуктах и на канализации.

А еще белгородцев изо всех сил пытаются превратить в Иванов, родства не помнящих, историей своей не дорожащих. В 2003 году власти отдали приказ разрушить кинотеатр «Родина» — по-настоящему историческое здание, которое было дорого многим жителям областного центра. Он был первым построен в Белгороде после Великой Отечественной войны, с него начиналось восстановление полностью разрушенного города. Отнюдь не случайно он получил гордое имя «Родина». А местные власти денег на ремонт реликвии пожалели.

И совсем свежий пример: в марте 2013 года в Белгороде снесли памятник Ленину, стоявший на главной площади города. Снесли тайком, ночью.

Когда наци на Украине крушили памятники Ильичу, депутаты Госдумы кричали о «вандализме», «варварстве», «дикости»… Но когда в своем Белгороде это сделали, все промолчали — и трусливые местные коммунисты, и их главный глашатай в столице Геннадий Зюганов.

В сложной, очень сложной ситуации идет местная власть и ее партия на выборы в областную Думу.

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

БЕЛГОРОД — МОСКВА

Ранее

Под водой, да не в обиде

Далее

Немцы спешат на подмогу

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru