Два дня дома или сутки в тюрьме

Депутаты опять правят Уголовный кодекс

дума

В Государственную думу внесен законопроект, предлагающий засчитывать два дня домашнего ареста только за день лишения свободы. Депутатам представляется, что пребывание обвиняемого в домашних условиях несопоставимо с содержанием в следственном изоляторе. Напомним, что в нижней палате сейчас обсуждается решение о зачете дней нахождения в СИЗО в срок заключения в полуторном, а то и двойном размере.

Внести поправки в Уголовный кодекс (УК) предложили депутаты от «Справедливой России» Олег Нилов и Михаил Емельянов во главе с лидером СР Сергеем Мироновым. Сейчас, как известно, содержание лиц под стражей до судебного разбирательства – сюда же относится и домашний арест – засчитывается в срок лишения свободы из расчета сутки за сутки.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что содержание под стражей в изоляторе – это все же более строгая мера, а значит, два дня под домашним арестом должны равняться одному дню в СИЗО. «Проблема исчисления сроков предварительного ареста в общем сроке наказания назрела уже давно, – сказал «НГ» адвокат Теюб Шарифов. – Однако законодатели никак не могут определиться с коэффициентами данного перерасчета». Он поддержал идею эсэров, поскольку условия для разных подсудимых действительно оказываются неравные: «В изоляторах нечеловеческие условия и жестокое обращение – ведь люди находятся в закрытой камере с запретом на какой-либо вид деятельности. Им положена лишь единственная в сутки одночасовая прогулка. Я не говорю уже о постоянных историях с пытками и убийствами арестованных».

Между тем в феврале Госдума в первом чтении приняла законопроект, приравнивающий день содержания в СИЗО к полутора дням нахождения в колонии общего режима или двум дням в колонии-поселении. Ко второму чтению депутаты предложили поправку, согласно которой под расчет день за полтора подпадут и те, кто сидит на строгом режиме. Есть и альтернативный вариант – той же СР – считать день за два для всех, кто совершил преступления небольшой и средней тяжести, и даже тяжкие – но только если впервые.

«Предлагается исправить очевидную юридическую ошибку: в изначальном законопроекте предполагалось наделить Минюст правом определять порядок применения перезачета срока содержания под стражей, хотя по действующему законодательству это прерогатива судов», – пояснил «НГ» основатель социальной сети gulagu.net Владимир Осечкин.

Напомним, что, по данным Федеральной службы исполнения наказаний, сегодня под стражей и в заключении находится около 671 тыс. человек, из них в СИЗО – 117 тыс.  В московских изоляторах содержится на 25% больше заключенных, чем они могут принять по нормативам, а в подмосковных СИЗО дела еще хуже: в камерах, рассчитанных на 10 человек, бывает и по 50 подследственных. Люди спят по очереди – или на трехъярусных нарах. Правозащитники уже давно требуют от властей предпринять дополнительные усилия для разрешения этой проблемы.

Осечкин охарактеризовал эти требования так: «Во многом благодаря стараниям правозащитников и общественных наблюдателей за тюрьмами политики все же обратили внимание на массовые нарушения прав граждан в период содержания под стражей в переполненных СИЗО, построенных, как правило, еще во времена ГУЛАГа, а то и в позапрошлом веке». Сейчас, по его словам, изоляторы переполнены почти во всех регионах страны. Кстати, плохи дела не только в столичном регионе. «За Уралом ситуация вообще катастрофична, например, в Екатеринбурге, в СИЗО №1, члены общественной наблюдательной комиссии зафиксировали в камере площадью 31 кв. м, оснащенной 10 спальными местами, более 50 человек, которые таким образом содержались в бесчеловечных условиях», – подчеркнул Осечкин.

До конца 2016 года в рамках федеральной программы планируется продолжить работы по постройке новых и реконструкции уже имеющихся изоляторов. Таким образом, может появиться около 13,5 тыс. новых мест для арестованных. Госпрограмма, которая была утверждена правительством еще в 2007 году, предполагает возведение более 200 новых и модернизацию в соответствии с международными стандартами существующих колоний, СИЗО и общежитий. На ее реализацию планировалось выделить 76,5 млрд руб., однако из-за нее бюджет может быть урезан на 18 млрд. Это не позволит построить как минимум 208 новых объектов.

Между тем, по словам Шарифова, сегодня есть и другие, не требующие столь больших затрат меры: «Например, отгораживание туалетов от жилого пространства камер, снятие плотных сеток с камерных окон, разрешение заключенным чаще принимать душ». Да и проблемы с местами можно решить. Сейчас, подчеркивает он, начальники изоляторов обязаны принимать всех направляемых к ним заключенных вне зависимости от того, есть ли для них достаточно места: «Возможно, стоит расширить их полномочия, наделив правом отказывать в приеме новых арестантов, если изолятор переполнен».

Осечкин, в свою очередь, напомнил, что нынешнее законодательство предусматривает компенсацию за нарушение прав граждан, находящихся под стражей: «Минфин по жалобам в прокуратуру выплачивает считаные рубли, и только после обращений в Европейский суд по правам человека некоторые арестанты добиваются выплат по 5–10 тыс. евро. При этом деньги выплачиваются не из кармана тюремщиков или следователей, а из российского бюджета».

Это положение, подчеркивает правозащитник, не устраивает все стороны, поэтому нужны кардинальные изменения по сокращению тюремного населения и приведению СИЗО в соответствие с российским законодательством и Европейской конвенцией по защите прав человека и гражданина: «Мы опросили тысячи заключенных и их родственников и выяснили, что людям нужна не столько денежная компенсация, сколько сокращение сроков и перезачет периода содержания в СИЗО».

Екатерина Трифонова

Фото: yataxistru.blogspot.com

По информации: Независимая газета

Ранее

«Так красиво ушли и так бездарно попались!»

Далее

Был музеем, станет мечетью

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru