ЦИК “Рейтинг” опубликовал новое исследование: рейтинг мэров региональных столиц за апрель месяц.
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал новое исследование: рейтинг мэров столиц регионов Российской Федерации за апрель месяц.
Под «мэрами» в исследовании, как общее правило, понимаются избранные населением главы городов, либо, основываясь на французском первоисточнике, главы городских администраций (сити-менеджеры) в случае отсутствия в том или ином муниципалитете всенародно избранного главы. Как исключение, по результатам экспертных обсуждений и с учётом анализа откликов с мест, признан допустимым выборочный отход от жесткого следования заданному критерию. Такое изъятие позволяет с большей полнотой учитывать местную специфику.
Несмотря на то, что данный сюжет достаточно подробно разъяснялся специалистами ЦИК «Рейтинг», периодически приходится вновь к нему возвращаться, в том числе отвечая на вопросы, безусловно, уважаемых и квалифицированных экспертов. Насколько вопрос запутан, показывает случай происшедший в Вологде: когда в области принимали закон о введении института сити-менеджеров, выяснилось, что сами депутаты не могут понять, кого называть мэрами? В Заксобрании приняли специальное постановление, что мэры, это главы администраций. Но могут ли составители рейтинга мэров не включать в него всенародно избранного в Екатеринбурге как раз на должность мэра господина Ройзмана? Очевидно, что это будет совершенно неправильно. Почему, например, в рейтинге присутствует не избираемый населением мэр Казани? Потому, что согласно городскому уставу, он имеет непосредственное отношение к руководству местной администрации и т.д., и т.п. Так же составители рейтинга не могут полностью абстрагироваться, пусть в виде исключения, от мнений по данному вопросу экспертов, на основании которых по большому счёту, рейтинг составляется. Безусловно, здесь имеется только одно эталонное решение: определение данного вопроса на федеральном уровне, пусть даже носящее рекомендательный характер, которое бы юридически точно разъяснило, кто есть кто в муниципальном руководстве.
При составлении рейтинга исследователи обращались к материалам открытых источников и инсайдерской информации. Но главное внимание специалисты ЦИК «Рейтинг» уделили учёту мнений региональных и федеральных экспертов. Именно этот источник определил конечные результаты работы. Основной массив информации по большинству субъектов России был собран во второй половине марта – середине апреля 2015 года.
Впервые в рейтинг включены представители городов Биробиджан (Еврейская автономная область), Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) и Анадырь (Чукотский автономный округ).
По изложенным ранее причинам в исследовании будут учитываться показатели мэра старой столицы Ингушетии — города Назрань.
В силу недостатка данных в рейтинг не вошли вновь присоединенные субъекты Федерации – Крым и Севастополь. Кроме того, в рейтинге не рассматриваются Московская и Ленинградская области, в силу отсутствия у этих субъектов собственных столиц. В то же время, в исследовании ЦИК «Рейтинг» присутствуют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В данном случае эксперты делают акцент на отношении к их руководителям, как к градоначальникам, а не как к главам субъектов.
В таблицах рейтинга отмечены столицы, где в 2014-2015 годах произошла смена мэров. Для формата и целей исследования признано лишним выделять более ранние даты вступления в должность, так же как акцентировать внимание на некоторых нюансах статуса мэра (например, различать «и.о.» или «временно исполняющий» и т.п.).
В первую группу рейтинга входят мэры, занявшие места с первого по двадцать пятое включительно.
№ | ф.и.о. мэра | город | субъект РФ | динамика |
1 | БОЖЕНОВ Сергей Андреевич | Белгород | Белгородская область | +2 |
2 | ЕВЛАНОВ Владимир Лазаревич | Краснодар | Краснодарский край | -1 |
3 | МЕТШИН Ильсур Раисович | Казань | Республика Татарстан | +1 |
4 | РЯШИН Максим Павлович | Ханты-Мансийск | Ханты-Мансийский автономный округ | +2 |
5 | КОНОНЕНКО Иван Леонидович | Салехард | Ямало-Ненецкий автономный округ | 0 |
6 | МООР Александр Викторович | Тюмень | Тюменская область | -4 |
7 | СОБЯНИН Сергей Семёнович | Москва | Город Федерального значения Москва | +1 |
8 | ТУЛТАЕВ Пётр Николаевич | Саранск | Республика Мордовия | +1 |
9 | ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич | Санкт-Петербург | Город Федерального значения Санкт-Петербург | +4 |
10 | ЕРМАКОВ Валерий Константинович | Кемерово | Кемеровская область | +1 |
11 | КАДЫРОВ Ислам Вахаевич | Грозный | Чеченская Республика | -4 |
12 | ЯЛАЛОВ Ирек Ишмухаметович | Уфа | Республика Башкортостан | +6 |
13 | АБРАМОВ Сергей Васильевич | Магадан | Магаданская область | +8 |
14 | ФУРСОВ Олег Борисович с 16.12.2014, А.В.Карпушкин и.о., Д.И.Азаров сложил полномочия 09.10.2014 | Самара | Самарская область | -4 |
15 | КАЛАШНИКОВ Игорь Викторович | Псков | Псковская область | 0 |
16 | ИВАНОВ Александр Георгиевич | Калуга | Калужская область | -4 |
17 | НИКОЛАЕВ Айсен Сергеевич | Якутск | Республика Саха (Якутия) | 0 |
18 | ГОРБАНЬ Сергей Иванович с 06.11.2014, М.А.Чернышев сложил полномочия 07.10.2014 | Ростов-на-Дону | Ростовская область | -4 |
19 | КОНДРАШОВ Олег Александрович | Нижний Новгород | Нижегородская область | +3 |
20 | ГУЛЕВСКИЙ Михаил Владимирович | Липецк | Липецкая область | +4 |
21 | БЕРДНИКОВ Дмитрий Викторович с 28.03.2015 В.И.Кондрашов сложил полномочия 26.03.2015 | Иркутск | Иркутская область | -5 |
22 | СЫСОЕВ Андрей Иванович | Мурманск | Мурманская область | +7 |
23 | СОКОЛОВ Александр Николаевич | Хабаровск | Хабаровский край | 0 |
24 | БУЛАКИН Николай Генрихович | Абакан | Республика Хакасия | -5 |
25 | ПЛОТНИКОВ Павел Вячеславович с 31.10.2014, О.П.Войнов сложил полномочия 04.10.2014, и.о. до 30.10.2014 | Йошкар-Ола | Республика Марий Эл | +2 |
В первой группе произошло знаменательное событие: впервые за год исследований на первое место в рейтинге поднялся представитель города Белгорода. До Сергея Боженова пул, включающий единоличных лидеров, численно был очень ограничен: в него входили мэры только двух городов, — Краснодара и Казани, соответственно, Владимир Евланов и Ильсур Метшин. Представитель Белгорода нарушил эту монополию.
Так же впервые в первую группу вошел Андрей Сысоев (Мурманск). Вместе с ним прибыл Павел Плотников (Йошкар-Ола). Они заменили выбывших классом ниже Ивана Кляйна (Томск) и Юрия Бобрышева (Великий Новгород).
В истории «исчезновения» Павла Плотникова пока много непонятного и она никак не повлияла на результаты текущего исследования. В любом случае радует то, что данная ситуация разрешилась вполне благополучно.
В относительно благополучной Тюмени (мэр Александр Моор) за истекший период дважды, 24 марта и 10 апреля, происходили обрушения в зданиях. В результате было травмировано три человека, один из которых весьма серьезно, — врачи констатировали перелом позвоночника. Дополнительный осадок в эту историю внесло то, что одна из пятиэтажек, в которой произошло обрушение (как раз та, где пострадали люди), за три года до этого была признана вполне пригодной для жизни. С тех пор жильцы безуспешно призывали городские власти и жилищную инспекцию изменить данное решение, указывали на опасную трещину в стене и т.д. Для того чтобы чиновники начали действовать, потребовалось обрушение, которое только по счастливой случайности не привело к более тяжелым последствиям.
Повышение в рейтинге Сергея Собянина (Москва), пусть и минимальное, наглядно демонстрирует феномен, когда аналитики зачастую вынуждены сравнивать городских руководителей не столько в связи с их успехами, сколько исходя из принципа: «у кого не так плохо».
Эксперты ЦИК «Рейтинг» не могли не оценить обстоятельства увольнения высокопоставленного чиновника городской администрации города Грозного (мэр Ислам Кадыров). В декабре прошлого года одним из объектов, подвергшихся нападению террористов, оказалась средняя общеобразовательная школа столицы Чеченской Республики. Восстановление её шло ускоренными темпами, что, в частности, во время своего визита в Грозный с удовлетворением отметил представитель Президента России в СКФО Сергей Меликов. Затем выяснилось, что часть оборудования для школы было «позаимствовано» из другого учебного заведения с целью произвести должное впечатление на упомянутого чиновника. В конце концов, об этой проделке узнал Рамзан Кадыров, и персональную ответственность за «потемкинскую деревню» в отдельно взятом учебном заведении понес заместитель Мэра — Начальник Департамента образования города Грозного.
Сложение полномочий Виктором Кондрашовым (Иркутск), ярким и достаточно сильным мэром, по оценке экспертов, само по себе несколько ослабило городскую власть. Его сменил Дмитрий Бердников. Новому руководителю практически сразу пришлось столкнуться с масштабной забастовкой водителей. На остановках городского транспорта скопились десятки тысяч людей, при этом частично была блокирована и работа такси. Первопричиной забастовки называют стремление частных предприятий увеличить стоимость проезда, которая оставалась стабильной с 2008 года. Однако, ситуация далеко не исчерпывается данной проблемой. Сами частные перевозчики не желают заключать договора с мэрией, оставаясь фактически на нелегальном положении, но избегая разнообразных видов контроля со стороны муниципальных служб. В свою очередь, без договоров с мэрией невозможно заключение соглашение перевозчиков с Региональной службой по тарифам. Поэтому заявки на повышение тарифов, которые уже неоднократно подвались в эту службу ещё при Викторе Кондрашове, просто не принимались. Обращает на себя внимание отсутствие консолидированного отношения населения к забастовке и её участникам.
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Владимир БЕЛЯЕВ
Академик Российской Академии политических наук, доктор политических наук, сопредседатель Многонационального движение Татарстана «Согласие», член Госсовета при Президенте Республики Татарстан (1991-93 гг.)
Максимальный рейтинг у мэра Казани И.Метшина был в период проведения Универсиады благодаря некоторому преображению центра города. С тех пор этот рейтинг неуклонно падает в силу отсутствия желания мэрии стараться для рядовых казанцев (из-за назначаемости мэров – Татарстан – единственный регион РФ, в котором никогда не было выборов мэра), из-за усугубления социальных проблем при уходе политических на второй план. Казань становится все менее связанным городом, большинство казанцев просто не в состоянии свободно перемещаться по городу. Мэрия одновременно подняла плату за тарифы на коммунальный транспорт до 20 руб. (тогда как в Петрозаводске, где мэр выборный, снизили с 17 до 10 руб.) и обещает дальнейшее повышение, и запретила все бесплатные парковки в центре (и не только) города. Плата же за парковку введена с апреля 2015 г. Такая, что все зарплаты необходимо поднимать на 10 тыс.руб. (тогда как эти 10 тыс. – ныне реально медианная оплата труда в Казани). Вторая ветка метро строится в обычном духе невыборного и не зависящего от населения начальства, но в интересах вышестоящих начальников, любящих блеснуть «потемкинскими деревнями»: от одного спального района до стыка с другим через нежилую зону. Тогда как казанцам требуется соединение 2-й ветки с 1-й, т.е. выход из крупнейшего спального района в центр. В итоге люди не имеют возможности ездить по городу ни на каком виде транспорта.
Та же картина – и в остальных сферах. Люди жалуются, что светящееся панно «Казан-Арены» мешает им спать по ночам, а рядом находятся целые улицы, где нет даже фонарей и разбит асфальт. После пожара в «Адмирале» усилилась борьба с мелким бизнесом, закрываются все новые рынки, не говоря уже об окончательном закрытии ряда больниц. Причиной такой политики является зависимость мэра от президента РТ, а не от населения Казани.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Дмитрий МИХАЙЛИЧЕНКО
Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Республике Башкортостан (г.Уфа)
В условиях продолжающегося экономического кризиса для уфимского градоначальника Ирека Ялалова на первом плане стоит вопрос о сокращении бюджетных расходов. По итогам 2014 года дефицит уфимского бюджета составил более 3 млрд рублей (12,03 % от общего числа расходов). И хотя такая ситуация не является экстраординарной для российских мегаполисов в нынешних условиях, мэрия прилагает значительные усилия для сокращения текущего бюджетного дефицита. Кстати, в самой городской администрации заявляют о том, что к концу 2015 года дефицит бюджета будет сокращен до 800 млн рублей.
Пока же, ситуация с финансированием ряда важных проектов, в том числе и экологических (в северной части Уфы располагается значительная часть топливно-энергетического комплекса Башкирии) остается открытой.
В конце зимы – первой половины весны 2014 г. Ирек Ялалов концентрировался на уборке снега и починки дорог. Если с первой задачей муниципальные служащие справились, то вторая вызвала массу нареканий со стороны жителей. Дошло до того, что Глава Башкирии Рустэм Хамитов сравнил уфимские дороги с лунной поверхностью, имея ввиду, многочисленные впадины, ямы и прочие неровности.
Еще одним проблемным пунктом деятельности уфимского главы являются постоянно циркулирующая информация о несправедливом порядке расселения аварийного и ветхого жилья. Уфимские власти активно этим правом пользуются и сносят жилье в центре города, освобождая площади под элитную застройку. Формально они обладают таким правом, но здесь есть важные нюансы. Площадь Уфы составляет 754,7 км², что на порядок больше сопоставимых с ней по населению мегаполисов (Для сравнения: площадь Казани – 515,8 км², Самары – 466 км²). Иными словами, люди выезжая из старых домов в центре города, вынуждены переселяться далеко от привычных мест своей локализации, что формирует недовольство и скрытый социальный протест.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Евгений МОЛЕВИЧ
Академик Российской академии социальных наук, заведующий кафедрой социологии и политологии Самарского государственного университета
В нашем регионе должность городского начальника называлась по-разному, но вне зависимости от названия она ещё с советских времен рассматривалась как расстрельная. Считанные единицы оставляли её без больших потерь. К таким исключениям относится, в частности, Дмитрий Азаров, который, конечно, перестал быть мэром города не по своей воле, но всё-таки стал сенатором, что вполне почетно. Поэтому то, что Олег Фурсов, хорошо известный чиновник областного уровня, изъявил желание идти на эту расстрельную должность, вызвало некоторое изумление. Для всех была понятна подвешенность статуса самого городского начальника: на день его прихода к власти, официальным главой города являлся председатель гордумы. Сити-менеджер избирался формально, но фактически, это ясно всем, просто назначался губернатором.
Но именно сейчас, в течение последних недель, ситуация в этом плане меняется. В скором времени областная дума должна принять решение о присвоение статуса главы города как раз главе исполнительной власти. Это логично, поскольку городская дума теперь не избирается, а становится просто делегированным органом, представляя собой совокупность депутатов, направленных из районных законодательных собраний. Очевидно, что председатель этой совокупности по своему статусу главой города быть не может. Значит, главой официально становится руководитель исполнительной власти господин Фурсов. Это, безусловно, улучшит его положение, но весь предыдущий период его работы была такая подвешенность: непонятно, кто ты и что ты.
Следует учитывать и субъективный фактор: Самара специфична прежде всего тем, что это страшно неухоженный город, говоря грубо, очень грязный город. Это буквально бросается в глаза. Все, избравшиеся в недавнем прошлом главы города, шли на выборы с торжественными обязательствами, что в отличие от своих предшественников они, конечно, наведут порядок, и Самара станет чистым, ухоженным и организованным городом. В небольшой степени это удалось сделать как раз Азарову: он уделял большое внимание приведению в порядок дворов и, особенно, строительству новых детсадов, здесь его достижения и заслуги абсолютно несомненны, что подтверждают цифры статистики. Но в целом, свои традиционные особенности город не утратил и при нём. К тому же «фурсовский» период пришелся на зиму, а нормальной зимы теперь в Самаре нет, но есть снег, после которого дождь, после которого мороз и две недели абсолютной гололедицы. Всё это безобразие усугубил массовый отъезд из города мигрантов-дворников, которые в Самаре исчезли начисто. В результате давно уже город не был в таком безобразном состоянии, как нынешней зимой. Множество людей из-за гололедицы получило травмы, покалечилось.
Олег Фурсов, конечно, принимал меры, достаточно часто говорил, сколько он сам ездит по городу, что заставляет городских чиновников ходить пешком и так далее, но никаких результатов это не давало. Поэтому, если бы имели какую-то физическую силу проклятья горожан, которые они посылали нынешней зимой на головы городских начальников, я полагаю, что ни один из них в живых бы не остался.
Я как социолог могу сказать: мы в Самаре вообще ранней весной не проводим исследований по всяким городским делам, потому, что всегда получаем субъективно резко заниженную оценку. Даже в конце апреля результаты будут совершенно другие по сравнению с началом этого месяца. Так продолжается из года в год.
Но сейчас всё это, Слава Богу, всё это уходит в прошлое, на улице весна. Горы льда, скопившиеся на нечищеных тротуарах, скоро растают, и, полагаю, отношение к городским властям и лично Олегу Фурсову постепенно начнёт меняться в лучшую сторону. Потому что Олег Борисович человек очень организованный, безусловно, умеющий работать, хорошо понимающий круг своих обязанностей, в частности, по наведению порядка во дворах и на улицах. Видимо, нынешней зимой просто не было для этого никаких ресурсов. Про исчезновение дворников я уже говорил. Принятая сегодня система, запретившая посыпать улицы песком, наверное, была принята с самыми благими намерениями… а чем тогда посыпать? Реагентами? Но это вещь дорогая, кто их покупать будет? В результате люди калечатся, и в чью сторону, в первую очередь, сыпятся проклятья? Разумеется, в сторону городских начальников. Десятки лет улицы посыпались песком, может быть, это и плохо, но разве то, что получили в результате – лучше?
Я уверен, что Олег Фурсов эти проблемы так или иначе начнет решать. По роду своей деятельности мне в своё время достаточно часто приходилось иметь с ним дело, и именно на этом основывается моя уверенность.
То, что Самара, находится в исследовании ЦИК «Рейтинг» достаточно высоко, полагаю, связано исключительно с деятельностью Азарова, который поднял планку. Несмотря на все проблемы, если сравнить положение с тем, которое было при его предшественниках, сразу становится понятна огромная работа, которая была проделана при Дмитрии Игоревиче. Покажите мне такой город, где за два года создали бы несколько тысяч новых мест в детских садах? Но тут сразу нужно отметить, что он сразу занял высокие позиции в федеральной системе самоуправления и, естественно, это сказывалось на его возможностях. У Олега Фурсова такого ресурса нет. Но его будут постоянно сравнивать с Дмитрием Игоревичем, что, конечно, усложнит его положение. Если бы он пришёл после, например, Георгия Лиманского, он, как руководитель, выглядел бы просто прекрасно…[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Раиса БУНЕЕВА
Доктор экономических наук, директор Липецкого института кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права
Команда главы города Липецка Михаила Гулевского у руля на протяжении 13 лет. А значит, сегодняшние непростые времена в экономике для них не в новинку. Градоначальник успешно выводил город на подъем в 2003 и после кризиса 2008-го. Поэтому в отличие от части городов, где еще размышляют, насколько ощутимым будет спад, Михаил Гулевский уже в прошедшем году начал работу на упреждение. И это не только оптимизация расходной части бюджета. Серьезный политический вес градоначальника на федеральном уровне, его вхождение в состав российской делегации Конгресса местных и региональных властей Совета Европы позволяют экономике города рассчитывать на крупные международные проекты. Так, уже весной город планирует получить крупный транш на развитие транспортных систем в рамках межправильственного соглашения о сотрудничестве Министерства транспорта России со Всемирным банком. Общая сумма вложений превысит 2,3 млрд. рублей.
Свою эффективность в Липецке не раз доказывали совместные регионально-муниципальные проекты. На этот раз на фоне сворачивающегося по всей стране автомобильного производства Липецк объявляет о входе представительства автоконцерна «Lifan» в особую экономическую зону «Липецк». Сумма вложения в проект — 300 млн. долларов. И не смотря на то, что де юре завод будет находиться на землях региона, для города это в перспективе трудоустройство 1,5 тыс. специалистов.
В целом кадровые решения текущего месяца, безусловно, отразятся на рейтинге Михаила Гулевского. Так, с началом весны, Михаил Гулевский осуществляет практически ежедневные объезды по городу. Основной вопрос – уборка после зимы и благоустройство. В управленческом стиле липецкого градоначальника в сложные времена переходить на работу в «ручном режиме» и непосредственное участие даже в не по статусу мелких вопросах. На борьбу с оставшейся после зимы грязью нацелены руководители и подчиненные всех профильных подразделений. А недоработки решаются публичными отстранениями от должностей.
Таким образом, политический вес при взаимодействии с региональными властями и на более высоком уровне, а также максимальная открытость в диалоге с населением позволяют Михаилу Гулевскому даже при серьезной оппозиции в городе на протяжении многих лет поддерживать высокий уровень поддержки населения.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Анна ШАМАЕВА
Заслуженный учитель Российской Федерации, председатель координационного Совета по развитию общественного самоуправления (г.Липецк)
Мэр города, бесспорно, является «самым ближним руководителем» для большинства населения. Поэтому отношение населения к нему подвержено гораздо большим перепадам, чем мнение о руководителях региональной или федеральной власти. Работа главы города – это не политика, а решение насущных городских проблем. Он – и главный строитель, и главный дворник, и дорожник в городе. В этом отношении весна для городов Центральной России – лучший ревизор: каковы дороги после зимы, как быстро убран и приведен в порядок областной центр – такова оценка работы градоначальника. Глава Липецка Михаил Гулевский особенно тщательно подходит к вопросам городского хозяйства: ежедневный контроль, объезды, личное участие и принятие жестких кадровых решений за нарушение сроков и срывы мероприятий. Это делает позицию и действия мэра понятной и близкой каждому горожанину, увеличивает доверие к местной власти и привлекает население к массовому участию в жизни города. Основная философия и стратегия работы Михаила Гулевского воплотилась в крупный городской проект «Муниципалитет в шаговой доступности». Опыт Липецка по созданию советов общественного самоуправления, повышению открытости власти, прозрачности принятия решений и учету мнений горожан на протяжении последних лет неоднократно признавался лучшей муниципальной практикой на уровне Российской Федерации.
Охват населения, вовлеченного в систему общественного самоуправления Липецка, на сегодняшний день превысил 20%. Это почти 100 тысяч соратников, работающих совместно с командой мэра. Все это обеспечивает стабильный и позитивный авторитет Михаила Гулевского среди населения на протяжении более 10 лет. Такое признание обусловливает и политический вес главы Липецка. Он является постоянным представителем российской делегации Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Потому высокие позиции в различных федеральных рейтингах – в «Народном рейтинге», в исследованиях «Медиалогии» ЦФО, в рейтинге «100 лучших мэров России» – заслужены и закономерны.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Алексей ХЛОПОВ
Депутат Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»
Еще не будучи мэром, Павел Плотников демонстрировал активную плодотворную деятельность, направленную на улучшение состояния дел города, потому занятие им должности мэра не стало неожиданностью, а, более чем 12-летний стаж работы на руководящих должностях различных комитетов и ведомств, обеспечил детальное понимание проблем города.
При формировании своей команды, Плотников руководствуется принципом «использования ранее накопленного опыта», благодаря которому, в администрации стали появляться фигуры, ранее занимающие руководящие должности в крупных хозяйственных структурах города, что незамедлительно дало свои результаты. Так, назначение в команду мэра человека, занимающего одну из ключевых должностей в местной ТЭЦ, обеспечило безаварийность отопительного сезона.
Требовательный руководитель, принципиальный политик, адекватно и оперативно реагирующий на насущные проблемы города. Так, благодаря ему, беспрецедентное количество осадков прошедшей зимы не стало катастрофой для города. Были мобилизованы не только службы благоустройства, но и органы ГИБДД, обеспечивающие эвакуацию транспортных средств, мешающих очистке городских улиц от снега. Публикации в городской газете рейтингов домоуправляющих компаний и графиков уборки снега на дворовых территориях, позволили и эти, проблемные для уборки снега части города, своевременно приводить в порядок.
В весеннее время наведение порядка выразилось в борьбе с «наливайками». Создание рабочей комиссии, опрос социального мнения, вынесение вопроса на законодательный уровень субъекта – не оставляют сомнений в перспективе решения проблемы.
Умение скоординировать действия контролирующих органов и транспортных служб, позволило решить застарелую проблему с пассажирскими перевозками. Посредством создания рабочей комиссии, были разработаны новые маршруты и графики передвижения общественного транспорта, что разгрузило ранее существующие маршруты с наименьшими затратами.
Немало внимания уделяет мэр Йошкар-Олы взаимодействию с населением. В рамках концепции «Открытый город», жителям города предоставлена возможность посредством СМИ, либо через сеть Интернет обратиться с вопросами непосредственно к мэру и получить прямой ответ.
Решение классической для России проблемы с дорогами, с проездными билетами, поддержка ветеранов, погорельцев, спортивных команд, организация масштабных субботников, переселение жителей из аварийных домов, свидетельствуют о деятельном участии молодого мэра не только в хозяйственной, а, практически, во всех сферах жизни города.
При этом, установленное взаимодействие с бизнес-элитой, позволяет Плотникову использовать, на нужды города и внебюджетные средства, что существенно ускоряет решение проблем. Так, в частности, на привлеченные денежные средства уже приведено в порядок с установкой детских площадок 115 дворов, прогулочные аллеи, проводятся торжественные мероприятия для Ветеранов ВОВ, оказывается помощь инвалидам.
Сегодняшний мэр Йошкар-Олы демонстрирует умение эффективно использовать большое количество, причем не всегда стандартных, механизмов решения проблем. Если ему удастся удержать такой темп и результативность своей деятельности, повышение его рейтинга будет абсолютно стабильным.[/tab][/tabs]
Вторую группу рейтинга составили главы столиц субъектов Российской Федерации, занявшие места с 26 по 56.
№ | ф.и.о. мэра | город | субъект РФ | динамика |
26 | ПОЗДЕЕВ Иван Александрович | Сыктывкар | Республика Коми | 0 |
27 | КЛЯЙН Иван Григорьевич | Томск | Томская область | -2 |
28 | ЛАДЫКОВ Алексей Олегович | Чебоксары | Чувашская республика | +2 |
29 | ТЕФТЕЛЕВ Евгений Николаевич, С.В.Давыдов сложил полномочия 23.12.2014 | Челябинск | Челябинская область | +3 |
30 | ПУШКАРЕВ Игорь Сергеевич | Владивосток | Приморский край | -2 |
31 | ГУСЕВ Александр Викторович | Воронеж | Воронежская область | 0 |
32 | АКБУЛАТОВ Эдхам Шукриевич | Красноярск | Красноярский край | +4 |
33 | АВИЛОВ Евгений Васильевич | Тула | Тульская область | +1 |
34 | БОБРОВ Александр Филиппович | Тамбов | Тамбовская область | +3 |
35 | БОБРЫШЕВ Юрий Иванович | Великий Новгород | Новгородская область | -15 |
36 | КАЛИТА Валентина Сергеевна и.о. с 26.03.2015, А.А.Козлов сложил полномочия 25.03.2015 | Благовещенск | Амурская область | -3 |
37 | ЛОКОТЬ Анатолий Евгеньевич с 06.04.2014 | Новосибирск | Новосибирская область | -2 |
38 | САМОЙЛОВ Дмитрий Иванович с 20.06.2014, и.о. с 26.02.14, А.Ю.Маховиков сложил полномочия | Пермь | Пермский край | 0 |
39 | АРАПОВ Евгений Сергеевич | Оренбург | Оренбургская область | 0 |
40 | БУРЕНИН Александр Григорьевич | Саратов | Саратовская область | +2 |
41 | ОВЧАРОВ Николай Иванович | Курск | Курская область | +4 |
42 | ДЗАНТИЕВ Сергей Шамильевич | Владикавказ | Республика Северная Осетия-Алания | +2 |
43 | ЕМЕЦ Виктор Валентинович | Кострома | Костромская область | +3 |
44 | ПАНЧИН Сергей Сергеевич | Ульяновск | Ульяновская область | -4 |
45 | ДЖАТДОЕВ Андрей Хасанович | Ставрополь | Ставропольский край | +2 |
46 | ТАМБИЕВ Руслан Алиевич | Черкесск | Карачаево-Черкесская Республика | -3 |
47 | ШУЛЕПОВ Евгений Борисович | Вологда | Вологодская область | +1 |
48 | ДАВИДЕНКО Илья Валентинович с 01.10.2014 | Анадырь | Чукотский автономный округ | впервые в рейтинге |
49 | НАДСАДИН Сергей Александрович с 14.09.2014, и.о. с 01.02.2014 | Южно-Сахалинск | Сахалинская область | -8 |
50 | НЕЧАЕВ Александр Витальевич и.о. | Ярославль | Ярославская область | 0 |
51 | КРИВОВ Юрий Иванович Р.Б.Чернов сложил полномочия 18.07.2014 | Пенза | Пензенская область | 0 |
52 | БУЛЕКОВ Олег Евгеньевич с 17.12.2014, С.В.Горячкина и.о., В.Е.Артёмов сложил полномочия 04.11.2014 | Рязань | Рязанская область | 0 |
53 | НАРОЛИН Александр Владимирович | Майкоп | Республика Адыгея | 0 |
54 | ШОХИН Андрей Станиславович | Владимир | Владимирская область | +3 |
55 | ДВОРАКОВСКИЙ Вячеслав Викторович | Омск | Омская область | -6 |
56 | САНДАГИЕВ Зандра Гэндэнович с 26.02.2015, Е.Н.Пронькинов сложил полномочия 22.12.2014 | Улан-Удэ | Республика Бурятия | 0 |
Второй кластер, помимо выбывших из первой группы Ивана Кляйна (Томск) и Юрия Бобрышева (Великий Новгород), пополнился выходцами из третьей группы: Андреем Шохиным (Владимир) и Зандрой Сандагиевым (Улан-Удэ) и, впервые участвующим в рейтинге, Ильёй Давиденко (Анадырь). «На понижение» на этот раз не отправился никто. Несовпадение числа выбывших и пополнивших этот кластер объясняется его увеличением на три позиции за счет добавления в рейтинг представителей трёх новых регионов, при том, что лидирующая и замыкающая группы остались в прежнем числе – по 25 мэров. Благодаря этому, например, мэр Улан-Удэ перешёл в более высокий класс, оставшись на том же месте, что и в предыдущем исследовании.
Эксперты сочли образцовой подготовку к празднованию 9 мая в Челябинске (мэр Евгений Тефтелев), включившей в себя масштабную реконструкцию памятников и мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне. Для столицы Южного Урала эта работа имеет особый подтекст: помимо наличия значимых с художественной и исторической точки зрения подобных сооружений, менталитет жителей города, во всяком случае, в прежние времена, по целому ряду причин был особо восприимчив к тематике, связанной с Великой Отечественной войной.
Благовещенск, так же как Иркутск, потерял на посту мэра достаточно сильного руководителя. Об это свидетельствует, в частности, сам факт назначения Александра Козлова исполняющим обязанности губернатора Амурской области. Приживутся ли к наименованию его новой должности вводные слова «временно исполняющий» — покажет будущее. При этом в Благовещенске, похоже, всерьез задумали в третий раз за пять лет менять муниципальные правила игры: первоначально был принят «модный» закон, о введении должности сити-менеджера; в 2013 году, при одобрении значительной части населения, вернули всенародные выборы мэра; теперь же «в целях экономии» от выборов хотят вновь избавиться. Не вдаваясь в суть вопроса, впрочем, достаточно очевидную, можно констатировать, что когда законы меняются с такой скоростью, уважение к ним быстро пропадает.
Эксперты отметили противоречивость событий последнего времени в Ульяновске (мэр Сергей Панчин). Специалисты ЦИК «Рейтинг» неоднократно подчеркивали, что важнейшими проблемами МСУ является не столько формальный вопрос о том, по каким процедурам выбирают-назначают на должности, сколько проблемы с наличием квалифицированных, профессиональных, независимых от тех или иных элитных группировок, кадров. Предложение политическим организациям Ульяновска принимать участие в формировании кадрового резерва городской администрации, безусловно, важный политический шаг, хотя и не решающий вопроса «независимости» чиновников, но, по крайней мере, увеличивающий число кандидатур на руководящие муниципальные должности. Одновременно поступила информация негативного характера: областная прокуратура обнаружила серьезные нарушения со стороны Комитета дорожного хозяйства Ульяновска при заключении крупного контракта (сумма более 110 миллионов рублей) по строительству автомобильных дорог. В правоохранительных органах открыто заявляют о высокой вероятности коррупционной составляющей в этой истории. На мнение экспертов данная информация повлияла гораздо сильнее, чем позитивная из области городской политики.
Перемещение в подвал этой группы мэра Омска Вячеслава Двораковского отнюдь не случайно: если зимой вверенный его попечению город заваливало снегом, то весной – мусором. Причем «мусорная» проблема с каждым годом только усугубляется. Выездная прокурорская проверка выявила более 27 незаконных свалок. Площадь некоторых из них переваливала за 300 квадратных метров.
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Оксана ЕРОХИНА
Политолог, заместитель декана факультета «Социология и политология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Позиции главы Сыктывкара Ивана Поздеева выглядят вполне устойчивыми. Это закономерно: глава регионального центра имеет давние связи с «командой» губернатора Вячеслава Гайзера и пользуется его поддержкой. В данном случае можно говорить о взаимовыгодном сотрудничестве.
С одной стороны, глава Коми заинтересован в стабильной и управляемой ситуации в столице республики, наличие лояльной администрации в Сыквывкаре помогает успешно решать задачи, связанные с контролем над политической ситуацией в регионе в целом. Важно отметить, что республика Коми – ресурсоемкий регион, в котором сосредоточены интересы нескольких финансово-промышленных групп, местная элита отличается фрагментированностью. Борьба группировок, как правило, протекает латентно и обостряется во время подготовки к ключевым событиям, как это было накануне выборов. В этой ситуации глава республики, помимо использования аппаратных связей на федеральном уровне, стремится опираться на проверенные кадры внутри региона, среди которых мэр Сыктывкара занимает важное место. Иван Поздеев уже не первый год представляет яркий пример губернаторского «доверенного лица».
С другой стороны, мэр Сыктывкара прекрасно понимает сложившиеся за время губернаторства Гайзера «правила игры» и последовательно проявляет себя в качестве абсолютно системной политической фигуры. Учитывая, что при этом Поздеев в целом успешно справляется с задачами руководства региональным центром, поддержка его инициатив со стороны главы региона закономерна. Это укрепляет политические позиции мэра и повышает его популярность: фактически, Иван Поздеев является вторым по узнаваемости и присутствию в СМИ политиком региона (после В. Гайзера). Так же, как и губернатор, Поздеев стремится обеспечивать PR-поддержку своей деятельности, освещая наиболее актуальные для жителей города аспекты (работа ЖКХ) и принимая участие во всех значимых мероприятиях. В среднесрочной перспективе можно прогнозировать сохранение сложившегося в Коми внутриэлитного баланса сил, спокойное развитие ситуации без чрезвычайных происшествий отвечает интересам и губернатора, и мэра Сыктывкара.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Павел САЛИН
Политолог, Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Российской Федерации
Основания для серьезного колебания рейтинга чебоксарского градоначальника отсутствуют, но, как принято говорить, прогноз негативный. Алексей Ладыков известен как жесткий управленец, который относится к городскому хозяйству скорее как к крупной корпорации, которая должна давать прибыль (или хотя бы минимизировать убытки), в то время как социальные издержки отходят на второй-третий план. В условиях кризиса это чревато ростом протестной активности, на что сейчас особое внимание обращает федеральный Центр. Не так давно городские власти оказались под огнем критики после введения платы за капремонт домов, чем не преминула воспользоваться оппозиция. За истекший месяц наметившиеся тенденции получили развитие. Также сити-менеджер Чебоксар постоянно обвиняется в различного рода издержках коррупционного характера, хотя атаки эти наблюдаются практически с самого его назначения на нынешний пост в 2011 году и пока серьезно не повлияли на устойчивость его позиций.
Как представляется, перед Алексеем Ладыковым сейчас стоят две группы вызовов, взаимосвязанных друг с другом. О первой уже говорилось выше — рост протестной активности населения не без участия оппозиции. Если до кризиса федеральный Центр в первую очередь обращал внимание на финансово-экономические показатели на местах, и жесткая бюджетная политика им в целом приветствовалась, то в последний год на первое место выходит социальная стабильность. Если показатели недовольства граждан постоянно зашкаливают, то может последовать резонансная отставка с целью успокоения общественного мнения. В целом, с учетом непотопляемости чебоксарского сити-менеджера, такой вариант ему пока не грозит.
Однако тут в дело вступает вторая группа вызовов субъективного характера. Дело в том, что Алексей Ладыков считается протеже чувашского губернатора Михаила Игнатьева, у которого в этом году истекает срок полномочий. Нельзя сказать, что у губернатора сверхпрочные позиции в регионе, имеет он влиятельных оппонентов и на федеральном уровне, в частности, в 2012 году он был раскритикован новоназначенным министром сельского хозяйства и своим предшественником на губернаторском посту Николаем Федоровым. В связи с приближением «часа Х» — обнародованием решения решения федерального Центра о том, на кого он будет делать ставку на выборах — атаки на -г-на Игнатьева будут нарастать. Бить будут по наиболее уязвимым местам в его окружении, к числу которых можно отнести и Алексея Ладыкова. Таким образом, в ближайшее время можно будет наблюдать рост числа информационных атак на чебоксарского сити-менеджера, также возможно форсирование усилий оппонентов нынешней республиканской власти по организации акций протеста.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Олег МАТВЕЙЧЕВ
Политолог, профессор Высшей школы экономики
Хочу сразу сказать, — я отношусь к тем экспертам, которые считали завышенным положение в рейтинге мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева. За время его правления город стал выглядеть гораздо хуже. Только благодаря обещанию уйти в отставку, ему недавно удалось избежать второй неудовлетворительной оценки за свою работу. Заседание оргкомитета «Победа», проходившее под председательством местного губернатора, действительно превратилось в суд нам Юрием Бобрышевым: практически все выступающие были возмущены бездеятельностью мэрии по поддержанию в надлежащем состоянии воинских захоронений и мемориалов. В случае подтверждения изложенных на заседании фактов перед городской думой вновь будет поднят вопрос об отстранении мэра от занимаемой должности.
Буквально на днях возбуждено уголовное дело по нарушениям при реконструкции водопровода и канализации Великого Новгорода в 2008-2010 годах. Это как раз годы, когда мэром был Юрий Бобрышев. В конце концов, он не выполняет решения судов и указания президента Российской Федерации, что совершенно недопустимо для любого руководителя.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Геннадий КОСОВ
Доктор политических наук, профессор, руководитель ставропольского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО)
Ситуация в Ставрополе в последнее время изменилась. Прилагаются усилия по формированию позитивного образа города, при чем, это не только рекламная и PR-деятельность, но и реальные шаги по благоустройству города, по созданию комфортной городской обстановки. Но деятельность сити-менеджера Андрей Джатдоева продолжает носить в основном не активный, а реактивный характер: возникла проблема – ищем ее решение. Хотя отметим, что реактивные меры зачастую приводят к снятию социальной напряженности. Контролировать ситуацию во многом удается путем сверхактивной работой команды сити-менеджера в информационном пространстве города. Эта работа становится все более профессиональной и агрессивной.[/tab][/tabs]
Третья группа предназначена для мэров, занявших места с 57 по 81.
№ | ф.и.о. мэра | город | субъект РФ | динамика |
57 | ОБЛОГИН Виктор Александрович | Горно-Алтайск | Республика Алтай | -2 |
58 | ХОХЛОВ Алексей Алексеевич с 06.04.2015, С.О.Золкин и.о., А.С.Кузьмичёв сложил полномочия 12.01.2015 | Иваново | Ивановская область | -4 |
59 | ПАВЛЕНКО Виктор Николаевич | Архангельск | Архангельская область | +2 |
60 | ХОВАЛЫГ Владислав Товарищтайович | Кызыл | Республика Тыва | 0 |
61 | ПОЛУМОРДВИНОВ Олег Анатольевич с 12.03.2015 | Астрахань | Астраханская область | +6 |
62 | ЯРОШУК Александр Георгиевич | Калининград | Калининградская область | -4 |
63 | КОДЗОКОВ Мухамед Мартынович | Нальчик | Кабардино-Балкарская Республика | +1 |
64 | ТУМГОЕВ Асланбек Магомедович | Назрань | Республика Ингушетия | +4 |
65 | РОЙЗМАН Евгений Вадимович | Екатеринбург | Свердловская область | -2 |
66 | ИВАНЕНКО Виталий Юрьевич и.о., Е.А.Панченко сложила полномочия с 25.02.2014 | Петропавловск-Камчатский | Камчатский край | -4 |
67 | РАРОВ Сергей Васильевич, А.Т.Дорджиев сложил полномочия 22.10.2014 | Элиста | Республика Калмыкия | +4 |
68 | СУЛЕЙМАНОВ Магомед Валибагандович и.о. с 04.04.2014 | Махачкала | Республика Дагестан | -3 |
69 | ШИРШИНА Галина Игоревна | Петрозаводск | Республика Карелия | -10 |
70 | БЕРНИКОВ Михаил Юрьевич | Орёл | Орловская область | -1 |
71 | ТУЛУПОВ Вячеслав Сергеевич, А.Н.Кистенёв сложил полномочия 01.10.2014 | Брянск | Брянская область | -1 |
72 | АГАШИН Денис Владимирович | Ижевск | Удмуртская республика | 0 |
73 | ПОРШАНЬ Александр Васильевич А.Г.Якушев сложил полномочия 01.10.2014 | Курган | Курганская область | 0 |
74 | ФЕДОРОВА Татьяна Васильевна | Нарьян-Мар | Ненецкий автономный округ | впервые в рейтинге |
75 | АЛАШЕЕВ Николай Николаевич | Смоленск | Смоленская область | +3 |
76 | ТИМОФЕЕВ Юрий Васильевич с 28.05.2014 | Тверь | Тверская область | -10 |
77 | ЧУНАКОВ Александр Иванович | Волгоград | Волгоградская область | -3 |
78 | САВИНЦЕВ Игорь Григорьевич | Барнаул | Алтайский край | -2 |
79 | ЗАБЕЛИН Владимир Анатольевич с 13.11.2014, А.Д.Михалев сложил полномочия 19.09.2014 | Чита | Забайкальский край | -4 |
80 | ПАРХОМЕНКО Андрей Геннадьевич | Биробиджан | Еврейская автономная область | впервые в рейтинге |
81 | ПЕРЕСКОКОВ Александр Викторович с 22.12.2014, и.о. А.А.Преснецов, Д.Н. Драный сложил полномочия 30.10.2014 | Киров | Кировская область | -4 |
Мэров, покинувших третий кластер, заменили представители городов, впервые введенных в исследование ЦИК «Рейтинг», — Татьяна Фёдорова (Нарьян-Мар) и Андрей Пархоменко (Биробиджан).
Безусловно, был момент, когда Татьяна Фёдорова (Нарьян-Мар) сумела приковать к своей персоне повышенное внимание экспертов ЦИК «Рейтинг». На январском семинаре с мэрами городов, проводимом Вячеславом Володиным, она — мэр городка с 22 тыс. жителей, заявила САМОМУ Володину о том, что у нее губернатор незаконно отобрал полномочия, но она подала в Верховный суд и на днях все отсудит. Суд прошел 4 февраля — оказалось, что забрал не губернатор, а заксобрание, а 95-й окружной закон, принятый местными законодателями, юридически совершенно чётко вписывается в исполнение Федерального Закона 136. Суд отказал. Затем Татьяна Васильевна объявила, что её проблему решат на слушаниях в Государственной Думе, назначенных на 9 апреля. Слушания прошли. На её доклад Степан Киричук, первый заместитель председателя профильного комитета Совета Федерации, ответил, что нужно на своем месте хорошо выполнять даже и маленький объем полномочий, а если хочется больше, то нужно переходить работать на следующий уровень власти.
Трагедия с гибелью человека после нападения бездомных собак произошла в Твери (Юрий Тимофеев). По данному факту против местных чиновников заведено уголовное дело.
К пригородам Читы подступает огненная стихия. Возбуждаются уголовные дела против чиновников. Тут самое время вспомнить, что необычно сильные лесные и степные пожары бушевали в Забайкальском крае в прошлом году, точно так же по их факту возбуждались уголовные дела, принимались, как теперь видно, на бумаге, неотложные меры по борьбе со стихией. Создается впечатление, что сейчас всё повторяется в ещё больших масштабах. Безусловно, мэр города Владимир Забелин непосредственно не несёт ответственности за происходящее. Однако ему, как ставленнику губернатора Забайкальского края, не может не перепасть толика «народной любви» к Константину Ильковскому, с приходом которого было связано столько надежд и который, как стало совершенно очевидно нынешней весной, полностью провалил свою миссию.
Похожего рода дежавю наблюдается в Барнауле (мэр Игорь Савинцев). Не успели позабыться катастрофические паводки 2014 года, как многие населенные пункты, в том числе, столицу Алтайского края вновь начинает усиленно подтапливать. При этом не составляли тайны крайне тревожные прогнозы о предстоящей паводковой ситуации. Обильные снегопады, быстрый приход весны, высокая влажность почв сделали своё дело. Конечно, Игорь Савинцев — не чета своему Читинскому коллеге, достаточно сопоставить сроки нахождения чиновников на своих постах. Но «плывущий город» в любом случае не будет способствовать росту популярности местных властей, что краевого, что городского уровня.
Пополнился список пострадавших от падения снега и льда с крыш домов в Кирове (мэр Александр Перескоков). Здесь даже гибель младенца не привела к улучшению работы коммунальщиков: в последней декаде марта с открытой черепно-мозговой травмой в больницу попал ещё один пострадавший. После нескольких дней пребывания в коме, пожилой мужчина пришел в себя, однако потерял зрение, которое, по мнению врачей, скорее всего, вернуть не удастся. Губернатор области Никита Белых, нашел в этой трагедии сразу несколько обстоятельств, смягчающих, по его мнению, вину мэра: данный случай не является смертельным, кроме того, в плохой уборке крыш оказалась виноватой частная управляющая компания, а не муниципальная. Впрочем, нельзя сказать, что на этот раз не было предпринято никаких действий для предотвращения новых ЧП. Сотрудники администрации города провели массовый рейд, показавший, что в городе ещё не все крыши очищены от снега и льда. Для приведения их в надлежащее состояние сформировали оперативные бригады. Есть основания надеяться, что этой весной в Кирове больше никто не погибнет и не будет покалечен в результате падения снега и льда на головы обывателей.
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Петр ГУЖВИН
Генеральный директор ООО «Астраханьбизнесгрупп», депутат Государственной Думы ФС РФ от Астраханской области (2007-2011 гг.)
Руководство Астрахани 12 марта нынешнего года наконец-то избавилось от приставки и.о. Теперь в Астрахани есть глава муниципального образования и глава администрации. Причем, если избрание главы города носило скорее технический характер – депутаты гордумы избрали его из своего состава – то глава администрации, выбранный все теми же депутатами, но уже из числа соискателей, стал фактически исполнять функции мэра. Этим самым главой администрации стал Олег Полумордвинов, занимавший руководящие должности как в муниципальных, так и региональных органах власти. На нынешний пост он пришел с должности заместителя председателя областного правительства. Многие рассчитывают, что впервые за долгие годы между городом и областью будут ровные и продуктивные взаимоотношения. Взять хотя бы тот факт, что главу администрации города впервые в истории включили в состав участников заседаний регионального правительства и еженедельной планерки у губернатора. То есть, по сути, Олег Полумордвинов остался в областной обойме. Безусловно, этот факт положительно скажется на межведомственных отношениях, а в будущем, надеюсь, и на формировании бюджета города.
Все события с его участием, освещаемые в прессе, носят исключительно прикладной характер: борьба с незаконной рекламой, начало сезона благоустройства и ремонта дорог, выездные совещания по чисто рабочим вопросам. Даже ликвидация последствий урагана, прошедшего в Астрахани в первые дни после назначения Олега Полумордвинова прошла слаженно, как по отрепетированному сценарию. Это, кстати, весьма положительный отголосок прежнего места работы нынешнего главы администрации. Более трех лет Олег Полумордвинов являлся заместителем председателя областного правительства по функционированию систем жизнеобеспечения и экологической безопасности.
У Олега Полумордвинова есть все шансы править достойно и корректно. И Астрахань, может быть, впервые за десятилетие, получила нескандального главу администрации, деятельность которого устроит как вышестоящее региональное руководство, так и широкие слои населения, вне зависимости от их политических взглядов.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Олег ШЕИН
Депутат Астраханской областной думы, в 1999-2011 гг. — депутат Государственной Думы РФ
О том, что несёт для Астрахани появление «у руля» Олега Полумордвинова, пока говорить достаточно сложно. У любого человека, занимающего руководящую должность, всегда есть некие декларации, а есть практика действий. Для того, чтобы можно было оценить практику действий, требуется время. Его пока прошло слишком мало, чтобы оценить работу нового городского руководителя. Скорее всего, Олег Полумордвинов сейчас просто погружается в это новое для него пространство, резких движений не делает: их, видимо, следует ожидать несколько позже. Пока же всё достаточно рутинно. Где-то проводится разбирательство по финансовой ситуации в муниципальных учреждениях, могу сказать, достаточно содержательное разбирательство. А какие из этого всего будут сделаны тактически и стратегические выводы, — покажет время.
После развала городской власти, в результате действий бывшего мэра Астрахани Сергея Боженова, ныне скрывающегося где-то за рубежом; ареста Михаила Столярова; совершенно невменяемой управленческой линии Ирины Егоровой, «Единая Россия» должна была решать, проводить выборы или нет? Как известно, от выборов, не только в Астрахани, но и в других городах, отказались. Назначение Олега Полумордвинова, — это привод к власти человека, относительно близкого к губернатору Александру Жилкину. Изначально на пост мэра по линии губернатора рассматривался Расул Султанов, бывший заместитель председателя правительства Астраханской области – министр строительства и дорожного хозяйства нашего региона. Который, насколько я понимаю, не проявил интереса к данному назначению и предпочел не пользоваться сложившейся ситуацией, в силу запущенности положения дел в городе. Насколько сегодня господин Полумордвинов вообще может проводить какую-нибудь линию судить трудно, что объясняется нынешним составом Городской Думы. Нынешние депутаты, сто процентов из ста, получили свои мандаты благодаря Сергею Боженову и фальсификациям. «Жилкинская» составляющая местной «Единой России» была вычищена в ходе выборов 2010 года. В результате в городском парламенте отсутствуют не только представители оппозиции, но и группы поддержки губернатора. Соответственно, до мая-июня месяцев, пока в ходе партийного праймериз и партийных конференций «Единая Россия» не выдвинет некий новый контингент в Городскую Думу, я полагаю, позиция Олега Полумордвинова будет очень сдержана и всегда будет учитывать возможные действия нынешнего депутатского корпуса. [/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Джамбулат ОЗДОЕВ
Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия, председатель Экспертного клуба «Джейрах» (г.Назрань)
Асланбек Тумгоев с момента своего назначения на должность мэра г. Назрань в январе 2012 года очень активно взялся за дело, хотя многие жители не совсем однозначно оценивали решение Городского Совета г. Назрань назначить на эту должность бывшего директора МУП «ПУЖКХ г. Назрань», который только в 2011 году, по его библиографической справке, получил в г. Махачкала высшее образование.
Однако мы хорошо помним, что почти «вечный мэр» г. Москвы Юрий Лужков также был ответственным за коммунальное хозяйство Москвы до своего назначения на эту должность. И еще что очень важно, с самого начала Тумгоева поддержал Глава Ингушетии Юнусбек Евкуров, который как раз обратил на практический аспект опыта работы вновь назначенного мэра, который к этому времени оказался очень востребован. Поэтому первыми шагами Тумгоева, и, кстати успешными, оказалась работа по улучшению водоснабжения и канализации города (бич всей Ингушетии), а также реконструкции и ремонт дорог. Конечно, в этом направлении есть еще куда двигаться, но по сравнению с тем, что было, жители почувствовали разницу.
Еще очень важным моментом в деятельности Тумгоева оказалась его доступность для жителей города, что через несколько месяцев его методика работы по взаимодействию и выстраиванию коммуникации с населением стала примером для других руководимей муниципалитетов.
Год напряженной работы дал свои результаты — Назрань начала меняться к лучшему. Это заметил и Глава Ингушетии, который в 2013 году наградил Тумгоева высшей наградой Республики Ингушетия — орденом «За заслуги».
После известий о трагедии в Хакасии в середине апреля 2015 года, Асланбек Тумгоев первым из глав муниципальных образований Ингушетии откликнулся на эту беду и открыл первый в республике пункт приема гуманитарной помощи для пострадавших от пожаров в Хакасии.
«Сотрудники администрации будут принимать любую помощь, но на текущий момент жители Хакасии, потерявшие имущество и кров, больше нуждаются в одежде, средствах гигиены, обуви, постельных и школьных принадлежностях. Жителям города близка боль этих людей, они хорошо себе представляют, через что им пришлось пройти, сколько страданий и трудностей выпало на их долю. Горожане не раз участвовали в сборе помощи для юго-востока Украины. Надеемся, назрановцы и на этот раз активно подключатся к этой благотворительной акции», — заявил мэр г. Назрани в своем обращении к жителям республики.
Таким образом, учитывая эффективную работу за предыдущие несколько лет работы, умение выстраивать рабочие отношения в коллективе, открытость и доступность населения, и что не маловажно, поддержку Главы Республики Ингушетия, Асламбек Тумгоев имеет серьезные основания для его переизбрания в 2015 году на новый срок мэра г. Назрань.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Александр БОБОШИН
Политолог, руководитель управления внутренний политики Калининградской области в 2010 году
Александр Георгиевич Ярошук политик и руководитель иногда почти карикатурный, но я много лет знаю его как думающего, последовательного и упорного, сложного и противоречивого человека. Так или иначе он всю свою жизнь и карьеру связал с Калининградом. Проблема в том, что большинство задач, стоящих перед ним, как перед мэром не решались и не решаются на городском уровне. Ярошук потратил очень много сил, чтобы получить статус и ресурсы позволяющие эти задачи решать. И хотя Калининград постоянно входит во все рейтинги как один самых удобных для жизни и благоустроенных городов России, прорыва не произошло.
На беду для города, в отличие от своего предшественника Ю.А. Савенко, в политику Ярошук пришел уже сложившимся бизнесменом и в какой-то момент, похоже, оценив издержки, стал просто «осваивать», что было под контролем и основной задачей для себя видел уже лишь сохранение этого контроля.
В результате в Калининграде есть то, что есть и с инфраструктурой, и с архитектурой, и с общественной средой. Могло бы быть и по другому, и даже в России такие примеры есть. Сейчас я не вижу возможностей к серьезной смене концепции развития Калининграда, несмотря на проведенный недавно конкурс «Сердце города» и тому подобные проекты. Конъюнктура слишком плохая для этого и для Александра Георгиевича, и для его команды, и для города.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Руслан МУХАМЕТОВ
Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Свердловской области, Руководитель Центра региональных политических исследований Уральского федерального университета (г. Екатеринбург)
Выход Евгения Ройзмана из партии «Гражданская платформа» вслед за ее основателем М. Прохоровым имеет как свои плюсы, так и минусы. В качестве положительной стороны стоить отметить верность своим политическим принципам и соратникам. С другой стороны, выход из партии не позволит Евгению Ройзману ее использовать в качестве площади для гарантированного выдвижения и регистрации на парламентских выборах 2016 года (если, конечно, он соберется баллотироваться по одномандатному округу).
Со второй половины 2014 года и по настоящее время Евгений Ройзман находится в поисках сферы применения своих сил, направления деятельности. Согласно уставу уральской столицы, полномочия главы города ограничены представительскими функциями (их можно отнести к так называемым спящим полномочиям), председательствованием на заседаниях Екатеринбургской городской думы и приемом граждан. Такие тесные рамки, видимо, не устраивают Евгения Ройзмана, поэтому он решил заняться улучшением имиджа и бренда города. В частности, по приглашению мэра в столице Среднего Урала побывал Артемий Лебедев. Реакция местных пиарщиков на задействование известного дизайнера в качестве возможного разработчика логотипа города была отрицательной. Самая последняя идея мэра, которая получила поддержку городской администрации, — проведение 1 августа 2015 года первого международного Екатеринбургского марафона «Европа-Азия». Таким образом, перед Евгением Ройзманом встал вопрос о содержательном наполнении его мэрства. На данный период времени выбор пал на организацию городского пространства.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Аркадий НАТЫРОВ
Профессор Калмыцкого государственного университета (г.Элиста)
Я не являюсь специалистом в городском хозяйстве или в распутывание хитросплетений местной политики, не могу рассуждать о муниципальном бюджете и подобных узкоспециализированных предметах. Моё мнение, очень субъективное, представляет собой непосредственный взгляд на положение дел в Элисте простого обывателя. Возможно, это как раз то, что должно подойти «Народному рейтингу». Для меня принципиально важно, чтобы в домах горел свет, чтобы не было проблем с отоплением, исправно действовала система ЖКХ, ходил общественный транспорт. Полагаю, что всё это хозяйство последние годы работает в Элисте без перебоев. Кое в чём наш город в лучшем положении, чем некоторые из столиц соседних субъектов Российской Федерации. Например, я могу об этом судить по личным впечатлениям, состояние дорожной сети у нас лучше, чем в городе с миллионным населением — Волгограде. На тот же общественный транспорт, цены у нас до сих пор вполне приемлемые. Однако, сравнивая Элисту и его мэра Сергея Рарова с соседями, необходимо принимать во внимание разницу условий. Столица Республики Калмыкия – очень небольшой город, практически без промышленных предприятий. Всё это накладывает свой отпечаток. Во многих городах России огромную проблему представляет собой зимний сезон с его метелями, гололёдом, заносами, падающими на людей с крыш сосульками. Наш климат во многом избавляет местную администрацию от таких сложностей. Конечно, совсем без перекосов не обходится. Хорошо бы навести порядок с пресловутой точечной застройкой. Но где сегодня с ней нет проблем? После прихода к руководству города Сергея Рарова я пока особой разницы ни в лучшую, ни в худшую сторону не заметил. Правда он ещё очень недолго занимает свой пост. Городское хозяйство работает вполне стабильно и отвечает, с моей точки зрения, предъявляемым к нему требованиям. [/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Владимир ГОРБАЧЁВ
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и политологии Брянского государственного университета, депутат Брянской областной Думы 4-го созыва (2004-2009 гг.)
На наш взгляд, утверждение 17-го декабря прошлого года В.С.Тулупова главой Брянской городской администрации было вполне разумным решением сессии городского Совета народных депутатов (29 набранных голосов из 29). Вячеслав Тулупов оказался наиболее приемлемой кандидатурой на эту должность (вначале – из 4-х претендентов): образование, большой опыт управленческой и общественной деятельности, личные качества. С его назначением общественность связывала надежды на преодоление многолетнего кризиса в управлении областным центром, когда им руководили лица либо временные (А.Н.Кистенев), либо и вовсе с сомнительной репутацией, оставившие после себя длинный шлейф скандалов и крайне низкий авторитет (С.М.Смирнов).
Возможно, Вячеслав Тулупов все же сумеет выразить сложившиеся запросы на авторитетную и уважаемую, стабильную власть в Брянске (чего, на наш взгляд, не было ни в 90-е, ни в «нулевые» годы). По большому счету, глава администрации еще не сделал таких ошибок, которые заметно отразились бы на его репутации. Возможно, поэтому местная общественность пока еще не сделала его объектом своей критики. Более того, некоторые экспертные сети дают ему достаточно высокие оценки среди руководителей областных городов Центрального федерального округа.
Однако, в плане образа в общественном мнении есть, на наш взгляд, проблема, которая непосредственно касается Вячеслава Тулупова и понижает «вес» его образа. Дело в том, что в связи с назначением в сентябре прошлого года Александра Богомаза на должность врио Губернатора Брянской области все внимание общественности переключилось на него, на его образ как политика. Это внимание изначально было подогрето экстремальностью случившейся ситуации: Богомаз пришел на смену Денину, которому президент страны отказал в доверии. Это было «из ряда вон выходящее» событие, которое изначально привлекло внимание к фигуре Богомаза. Все остальное в наше регионе (в том числе и образы иных политиков) стали вытесняться на второй план и даже на периферию. Можно сказать, что фигура первого лица региона (Александр Богомаз) в силу названных нами обстоятельств объективно создала своего рода «тень», в полосе влияния которой оказались другие лица из региональной политической элиты.
В какой-то степени эта ситуация не могла не сказаться и на кадровых изменениях в руководстве областным центром. Так случилось, что опытный и хорошо известный в Брянске и области Тулупов оказался в полосе влияния той «тени», которая возникла в связи с назначением Богомаза. Более того, сильное воздействие этого обстоятельства продолжает иметь место. Во-первых, Богомаз не завершил формирование своей команды, и его кадровые решения привлекают большое внимание общественности, политических кругов; во-вторых, наступила неофициальная фаза предстоящих в сентябре губернаторских выборов (праймериз в «Единой России», иные акции), и это еще больше укрепляет влияние «тени», исходящей от другой, более крупной политической фигуры.
По большому счету, Вячеслав Тулупов находится, как говорится, на своем месте, он соответствует своей должности, он профессионал. Но что касается воздействия названной «тени», то ему будет очень трудно превзойти ее доминантное влияние. К тому же, Тулупов не склонен к так называемому пиару, к выпячиванию своей персоны, и это хорошо для общего дела. Тем более, что Брянск – это город с большой массой накопившихся проблем, о которых общественность не устает (к сожалению, — нередко безуспешно) говорить многие годы: коррупционные скандалы, отсутствие генерального плана развития, «точечное» строительство, разрушение исторического ландшафта и природоохранных зон в черте города, качество дорог, обилие мусора в жилых массивах и иное.
О перспективах Вячеслава Тулупова как мэра города говорить сегодня можно, хотя это мало что даст. Дело в том, что в регионе разворачивается избирательная кампания, и он, скорее всего, будет еще долго находиться в зоне влияния указанной нами «тени». Многое разрешится после выборов. Перспективы Тулупова как руководителя во-многом будут зависеть от нового главы региона и его команды, от взаимоотношений Брянска и Брянской области (межбюджетные отношения, разграничение полномочий, «симпатии-антипатии», партийный фактор и т.д.). Это – фактор времени.[/tab][/tabs]
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Андрей СЕРЕНКО
Политолог, координатор Клуба экспертов Волгограда, главный редактор газеты «Городские Вести»
Система городской власти в Волгограде по-прежнему находится в глубоком кризисе, связанном с низким уровнем компетентности и отсутствием поддержки со стороны общественного мнения. Губернатор региона Андрей Бочаров, до сих пор снисходительно относившийся к сити-менеджеру Александру Чунакову и главе областного центра. председателю гордумы Андрею Косолапову, весной 2015 года впервые объявил о своих претензиях к администрации города и депутатскому корпусу городского собрания. Бочаров лично пришел в гордуму, и выступая перед депутатами, Чунаковым и Косолаповым, предупредил их о персональной ответственности за происходящее в областном центре. «Или вы начнете работать и выполнять свои обязанности, или мандаты на стол», — заявил губернатор. Этот демарш городские чиновники и политические эксперты расценили как последнее предупреждение: судя по всему, если до конца осени 2015 года в Волгограде не начнутся хотя бы точечные позитивные перемены (в ремонте дорог, благоустройстве, наведении порядка на рынках, в земельной политике и т.д.), то отставок в руководстве города уже не миновать.
Открытое недовольство губернатора работой городских властей усилило закулисное соперничество между Александром Чунаковым и Андреем Косолаповым. Эти два муниципальных руководителя не слишком любят друг друга, хотя и стараются не проявлять своих чувств на публике. Каждый из них обзавелся собственными пиарщиками (не слишком высокого профессионального уровня, правда), которые пытаются при ограниченности информационных ресурсов решать задачи информационного спасения своих клиентов — за счет друг друга. Журналисты и блогеры, обслуживающие интересы Чунакова, пытаются все городские грехи сваливать на Косолапова, а аналогичные специалисты, обслуживающие председателя гордумы, столь же задорно переводят стрелки на сити-менеджера и его администрацию.
Стратегию «взаимного слива», команды городских начальников дополняют распространением слухов о наличии у них серьезных покровителей за пределами областного центра. Так, люди близкие к Косолапову активно и «по секрету» делятся с журналистами, блогерами и экспертами о якобы особо доверительных отношениях главы города с губернатором Андреем Бочаровым, а из окружения Чунакова последний месяц столь же активно и также «по секрету» расходятся слухи о якобы его внезапной дружбе с первым заместителем руководителя президентской администрации Вячеславом Володиным. Очевидно, что пиарщики Косолапова и Чунакова пользуются тем, что никто не может проверить подлинность этих слухов. Впрочем, недавний весенний разнос, учиненный городским головам губернатором, уже поставил под сомнение надежность и достоверность сплетен об их высоких покровителях.
Не добавляет оптимизма городской бюрократии и заявление губернатора Бочарова о том, что Волгоград, наряду с городом Волжским и пригородным Городищенским районом, является одним из эпицентров коррупции в регионе. На протяжении последних недель показательные задержания коррупционеров уже произошли в Городище, и теперь местные наблюдатели ожидают аналогичных событий в областном центре.
В соперничестве Андрея Косолапова и Александра Чунакова пока аппаратный перевес на стороне сити-менеджера. Глава региона позволил Чунакову завести в администрацию областного центра нескольких преданных ему людей, Бочаров прикрывает сити-менеджера от политических последствий некоторых особенно резонансных информационных скандалов (прежде всего, связанных с драматическими историями, в которых фигурируют ветераны Великой Отечественной войны). Очевидно, что Чунаков пока нужен региональному руководству и, скорее всего, останется на посту сити-менеджера до тех пор, пока не будут решены вопросы о новых собственниках и менеджерах таких структур, как «Горводоканал» или муниципальные электросети. После этого в услугах Чунакова региональная власть вряд ли будет нуждаться, тем более учитывая негативный имидж неуспешного сити-менеджера и отсутствие у него какой-либо общественной поддержки.
Отличительная черта нынешнего городского руководства Волгограда — его поразительная неспособность наладить диалог с общественным мнением. Информационная политика сегодняшней мэрии Волгограда одна из самых неэффективных и провальных за всю новейшую историю городского самоуправления. Чунаков и Косолапов представляют собой «политических невидимок», физическое существование которых лишь предполагается горожанами, и которые никак не укладываются в долгожданный образ «настоящих хозяев Волгограда» или «отцов города».
Призрачный характер городской власти является одной из причин затянувшейся массовой общественной депрессии в Волгограде. Не видя хозяина в городе, горожане не видят и способов решения многочисленных городских проблем. В поисках альтернативы «муниципальным невидимкам», общественное мнение начинает ожидать от губернатора долгожданного «волгоградского прорыва». И если признаки таких перемен к лучшему не обозначатся до конца 2015 года, то, похоже, расплачиваться за это — своим рейтингом и уровнем общественной поддержки — будет уже Андрей Бочаров. [/tab][/tabs]
Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»
(В конце каждого исследования ЦИК «Рейтинг» предоставляет возможность одному из лидеров прокомментировать результаты опроса, поделиться с читателями и другими участниками рейтинга секретами своих успехов)
[tabs type=”horizontal”][tabs_head][tab_title][/tab_title][/tabs_head][tab]Владимир ЕВЛАНОВ
Глава муниципального образования город Краснодар
За последние 10 лет в Краснодаре накоплен большой опыт в сфере взаимодействия власти и населения. Эта тема чрезвычайно важна, я считаю ее главной в своей работе. Когда я стал исполняющим обязанности главы города в октябре 2004 года, то увидел в этой сфере катастрофические провалы. Встречи представителей городской власти с населением не проводились, решения власти людям не объяснялись, в СМИ была сплошная пропаганда, а не попытка ответить на острые вопросы горожан. Все это нужно было срочно менять, чем мы с моей командой и занялись.
И сейчас я могу с уверенностью сказать, что именно на основе мнения жителей мы выстраиваем стратегические направления развития города, принимаем управленческие решения.
В Краснодаре за последние годы разработаны и достаточно эффективно работают каналы «обратной связи» с населением, что позволяет формировать по-настоящему близкую к жителям власть, подкрепленную инициативой снизу, и в конечном итоге способствует наиболее оптимальному решению самых актуальных проблем территорий.
Мы строим свою работу так, что каждый горожанин знает: он – равноправный партнер власти.
Ведь чем больше людей активно участвуют в общественной жизни, тем точнее и продуманнее становятся решения власти.
В этой сфере я бы выделил три ключевых направления, которые чрезвычайно важны для создания нормальной социальной обстановки в городе.
Во-первых, это выстраивание взаимоотношений с населением через общественные организации, общественные формирования, ТОСы. Это наш актив, с помощью которого формируется общественный климат в городе, вырабатываются главные, ключевые решения.
Во-вторых, это предоставление возможности каждому жителю города напрямую обратиться на все уровни городской власти, ко мне лично, попасть к любому чиновнику на прием, это прямой контакт с руководителями. Мы по всем направлениям развиваем каналы связи с жителями, даем людям возможность задать вопрос и получить на него конкретный ответ.
И третье — это регулярные опросы общественного мнения, социологические исследования, которые проводим на самые актуальные, волнующие людей темы.
Общественное самоуправление в нашем городе – это, прежде всего ТОСы. Они созданы и действуют в четырех внутригородских округах Краснодара.
В настоящее время прошли регистрацию и работают 1605 органов ТОС.
Наш многолетний опыт показывает — только при поддержке общественности, всех жителей города могут быть реализованы в полном объеме программы и планы администрации и городской Думы Краснодара.
Как пример эффективного взаимодействия власти и органов ТОС можно привести ликвидацию последствий «ледяного дождя». Он обрушился на наш город в январе 2014-ого и нанес серьезный ущерб – было нарушено электроснабжение, работа общественного транспорта и связи. Руководители органов ТОС помогли нам организовать массовые субботники по уборке упавших деревьев и обледеневших веток. Большая работа ими была проведена и при сборе гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской областей, прибывших в наш город.
Для более эффективной связи общественных формирований города с органами власти с 2007 года у нас создана структура так называемых территориальных центров. В Краснодаре работают 42 таких центра, которые территориально «привязаны» к границам избирательных округов депутатов городской Думы.
В помещениях территориальных центров размещаются первичные и местные отделения политических партий, общественных объединений, органы территориального общественного самоуправления, пункты участковых уполномоченных полиции. В большинстве из них также размещены приёмные депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края и городской Думы Краснодара.
Через территориальные центры мы имеем возможность информировать население о наших планах и задачах, о решении важных городских проблем, о реализации краевых и муниципальных программ на территории города. Здесь же работают электронные приемные администрации и Думы, есть общественные пункты доступа к Интернету.
Администрация Краснодара тесно взаимодействует более чем с 300 общественными объединениями различной направленности. Одно из ведущих мест занимают общественные организации, деятельность которых направлена на оказание социальной помощи малообеспеченным гражданам; работу с ветеранами, инвалидами, детьми и молодежью; развитие благотворительности.
Мы активно используем все доступные на сегодняшний день каналы обратной связи с населением, в том числе и с использованием современных информационных технологий.
Приведу несколько примеров.
В структуре администрации есть отдел по обращениям граждан и организаций, куда может прийти каждый краснодарец, записаться на прием, оставить обращение, получить справочную информацию. 1 раз в месяц я провожу личный прием граждан, приемы ведут также мои заместители, главы внутригородских округов, руководители департаментов и управлений администрации города.
Только в прошлом году через отдел по обращениям граждан поступило около 30 тысяч письменных обращений краснодарцев. Больше всего горожан волновали вопросы жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, ремонта и строительства дорог. Интересно, что меньше всего вопросов мы получаем по проблемам здравоохранения, работы транспорта, соцобеспечения и соцзащиты.
В Краснодаре регулярно проходят так называемые сходы граждан с участием первых лиц администрации, депутатов городской Думы. Это встречи с жителями конкретной территории, на которые приходит около 200 человек одновременно. На сходах у горожан есть возможность принять самое непосредственное участие в обсуждении проблем микрорайона, поселка, станицы. Выполнение всех наказов со сходов затем строго контролируется. В год проходит примерно 20 таких встреч, участие в которых я принимаю лично, причем выбираются, как правило, самые проблемные территории.
На протяжении последних десяти лет я как глава города общаюсь с горожанами в прямом эфире на городском телевизионном канале «Краснодар – 24». Программа «От первого лица» выходит 1 раз в месяц, в итоге за 10 лет мы провели более 120 прямых эфиров. В ходе подготовки программы через мою пресс-службу поступает около 100 вопросов от жителей города, в сам прямой эфир может позвонить каждый. Все вопросы, которые задают горожане, ставятся на контроль.
На официальном Интернет-портале администрации и городской Думы Краснодара работает интернет – приемная. В этом разделе можно оставить обращение на любую тему. Только в прошлом году таким образом в администрацию поступило 8800 обращений.
У краснодарцев также есть возможность пообщаться со мной в Твиттере, у моего аккаунта около 20 тысяч подписчиков.
Также мы развиваем сервисы обратной связи, разрабатываем мобильные приложения, которые, я уверен, позволят эффективно и оперативно общаться с населением.
Итоговым каналом обратной связи стало проведение ежегодных открытых отчетов главы города перед населением. Они проходят в формате открытой сессии городской Думы, мой отчет за год транслируется в прямом эфире муниципальной телерадиокомпании, в сети Интернет. Сотни жителей присутствуют на отчете и у них есть возможность задать вопрос, дать оценку деятельности городской власти, выступить со своим предложением. Все они обязательно учитываются.
Для того, чтобы знать и понимать настроения людей, видеть объективную картину того, что происходит в городе, мы регулярно проводим социологические исследования. Проходят они абсолютно честно и объективно, так как мы сами заинтересованы в том, чтобы видеть реальную картину. Эту работу проводит социологическая служба города, созданная в 2008 году на базе информационно-аналитического управления.
За 7 лет городской администрацией при минимуме бюджетных затрат проведено около 100 социологических исследований по наиболее важным вопросам жизни краевого центра. Свое мнение смогли высказать более 80 тысяч краснодарцев, то есть практически каждый десятый житель города.
Среди наиболее важных, регулярно отслеживаемых тем – оценка эффективности органов местного самоуправления, межнациональные отношения, уровень защищенности населения от терроризма, проблема наркомании и другие.
Отдельного упоминания заслуживает разработанный по собственной методике социологический проект «Барометр социального самочувствия краснодарцев», который носит характер регулярного мониторинга и ставит своей целью получение оперативной информации о массовых социальных настроениях в обществе, о реакции населения на практические решения власти.
На протяжении пяти лет одним из приоритетных вопросов для городской администрации является мониторинг и оценка восприятия уровня коррупции. Эта тема актуальна не только на муниципальном, но и на общероссийском уровне. В этой связи социологическая служба Краснодара стремится подойти к исследованию всесторонне: наряду с изучением проблемы превышения полномочий в органах власти, уделяется внимание и проявлениям бытовой коррупции.
Все формы взаимодействия с общественностью города мы будем развивать и дальше. Более того, жизнь постоянно вносит свои коррективы, и я уверен, что будут появляться новые каналы обратной связи с населением, новые возможности для краснодарцев обратиться во властные структуры любого уровня, поднять проблему и обязательно решить наболевший вопрос.[/tab][/tabs]
Источник: russia-rating.ru