Критическую резолюцию по действиям Киева планируется принять через год
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) вчера провела дебаты по ситуации на Украине. По сравнению с январским обсуждением той же темы, когда Россию повторно лишили права голоса в связи с “аннексией Крыма” и “поддержкой украинских сепаратистов”, тон дискуссии оказался гораздо более критическим по отношению к властям Украины. Хотя главную проблему этой страны депутаты ПАСЕ по-прежнему видят в России, многие из них признали: действия новых украинских властей уводят государство в сторону от принципов, которые были провозглашены на Майдане. Собеседники “Ъ” в ПАСЕ уверены: критическая резолюция по Украине будет принята через год. Члены делегации РФ, не участвовавшей в дебатах, удовлетворенно заявили “Ъ”: “Безоговорочная поддержка Майдана сменяется разочарованием”.
Вчерашние дебаты ПАСЕ по Украине прошли в отсутствие делегации РФ, отказавшейся принимать участие в сессиях ассамблеи, пока ей не вернут ключевые права. Российские парламентарии ожидали, что дискуссия выльется в череду упреков в адрес Москвы, но этого не произошло. Прежние тезисы о невыполнении Россией минских договоренностей, о “поддержке сепаратистов” на востоке Украины, поставках оружия в зону конфликта, необходимости вернуть Крым и освободить Надежду Савченко звучали вчера из уст многих выступавших. Однако, в отличие от прошлых сессий, когда критика в адрес России сопровождалась почти безоговорочной поддержкой украинских властей, на сей раз депутаты ПАСЕ высказывались в адрес Киева непривычно жестко. Одним из главных упреков было то, что украинские власти медлят с осуществлением жизненно важных для страны реформ, принимая вместо этого “символические” законы (например, о запрете пропаганды нацизма и коммунизма).
О необходимости серьезных реформ на Украине и налаживания диалога с Россией заявил экс-председатель ПАСЕ, а ныне депутат ассамблеи Жан-Клод Миньон. Глава группы “Объединенные левые” Тини Кокс отметил: “Украина переживает глубокий кризис, признание этого будет первым шагом к решению проблемы. Коррумпированный политический класс и олигархи разрушают страну изнутри. Украинские власти должны перестать принимать безответственные законы и остановить политические убийства. РФ, ЕС, НАТО, ООН — все несут коллективную ответственность за это”. А британский социалист Джон Томлинсон в своем выступлении нарисовал и вовсе апокалиптическую картину происходящего: “Крым по-прежнему оккупирован. Украине приходится ежедневно терпеть агрессивное и экспансионистское поведение России. Однако и действия украинских властей не вызывают восторга в этой ситуации, которая в целом рождает ощущение отчаяния”.
Впервые после смены власти на Украине критика в адрес руководства страны прозвучала в ПАСЕ из уст членов украинской делегации. Депутат Верховной рады от “Оппозиционного блока Юлия Левочкина” пожаловалась на “убийства членов бывшей правящей партии, коррупцию, отсутствие свободы слова”. “Мы хотели демократии, но не приблизились к ней ни на шаг”,— заявила она. Впрочем, главный посыл украинской делегации заключался в том, что за пять месяцев работы нового парламента многое изменилось и сегодня можно наблюдать, как “в восточной части Европы зарождается новая европейская нация”.
В российской делегации удовлетворены тем, как в ее отсутствие на сессии ПАСЕ шла дискуссия. “Среди депутатов ассамблеи меняется отношение к тому, что происходит на Украине. Безоговорочная поддержка Майдана сменяется разочарованием, оттого что нет никаких позитивных изменений в развитии демократических институтов, нет расследования политических убийств, продолжается конфликт в Донбассе, искусственно сдерживают региональные выборы,— заявил “Ъ” член делегации РФ, сенатор Игорь Морозов.— Сыграл роль и другой важный фактор: на дебатах не было России, которая раньше аккумулировала весь критический потенциал ПАСЕ. Мы решили не участвовать весной и летом в сессиях, хотя руководство ассамблеи нас агитирует на это, чтобы дать европейским парламентариям немного прийти в себя. Нынешние дебаты показали, что объект критики смещается в сторону реальных нарушений демократических норм”.