Неаполь выбирает русский балет

Светлана Захарова и Руслан Скворцов выступили в “Сан Карло” в премьере, поставленной Людмилой Семенякой

0_a6199_49d9917_XL

Пока российская балетная общественность дискутирует об извечных проблемах традиций и новаторства, сетует на нехватку молодых хореографов, размышляет о судьбах старинного наследия в условиях конкуренции различных танцевальных стилей, Италия без лишних слов находит русскому классическому балету эффективное практическое применение.

Итальянский балет имеет все исторические права стоять в ряду таких общепризнанных символов своей страны, как опера, история, архитектура, кино, мода, кухня. Свой род он ведет с эпохи Возрождения. Итальянцы Гаспаро Анджолини, Филиппо Тальони, Гаэтано и Огюст Вестрисы, Энрико Чекетти были не только виртуозными танцовщиками, но хореографами и педагогами, учившими танцевать всю Европу. Легендарная балерина XX века Карла Фраччи – кумир и авторитет всего балетного мира. А знаменитый танцовщик Роберто Болле – посол доброй воли ЮНИСЕФ.

Неаполитанский «Сан Карло» – один из главных балетных центров Италии. «Это самый большой театр страны и самый древний, старше Ла Скала, – говорит Ленц Чанг, худрук неаполитанского балета. – Его возглавляли Россини и Доницетти, здесь пели все великие певцы и здесь же – старейшая балетная школа, которая не закрывалась даже во время войн».

Сейчас из-за экономического кризиса театр может себе позволить лишь одну-две новые постановки в сезон. «И уж если делать – то только самое надежное, настоящее, что вызывает безусловное доверие. Для нас это русский балет, – отмечает Роберто Джиованарди, представитель ATER, крупнейшей театральной ассоциации Италии, более полувека сотрудничающей с ведущими российскими коллективами. – Поэтому на новую постановку «Жизели» в неаполитанском «Сан Карло» мы пригласили мастеров Большого театра: в заглавной роли – мировая звезда Светлана Захарова, а балетмейстер и автор нынешней версии – ее наставник Людмила Семеняка, одна из лучших исполнительниц Жизели, получившая эту роль из рук великой Улановой».

К этим резонам нужно прибавить и успешный опыт Семеняки-постановщика: ее редакции «Лебединого озера» и «Жизели», осуществленные в России, принадлежат к числу самых интересных и стилистически корректных современных интерпретаций классики.

В Неаполе Семеняка эффектно вписала классические танцы Коралли, Перро и Петипа в романтические пейзажи художника Рафаэле дель Савио, напоминающие сюжеты старинных гобеленов. Игровые эпизоды и отдельные мизансцены она дополнила редакторскими штрихами, небольшими по объему, но предлагающими свежий взгляд на хрестоматийно известный спектакль.

Ни один номер, включая дуэт крестьянской пары, перемещенный в сцену с аристократами, по-новому поставленный массовый крестьянский танец, вариацию Жизели первого акта, исполняемую перед общим финалом, не выглядит здесь «вставным». Каждый эпизод развивает драматическую ситуацию, высвечивает и укрупняет значимость главных героев.

Светлана Захарова в заглавной партии непринужденно соединила блеск звезды с манерами хрупкой деревенской девушки и обликом бесплотной виллисы. Живые танцевальные диалоги, отточенная и дополненная изящными акцентами вариация, трагически возвышенная сцена сумасшествия в первом акте, а также завораживающая пластическая лирика второго акта создали благоговейную атмосферу художественного события. Заданный балериной тон достойно поддержал премьер Большого Руслан Скворцов – истинный благородный граф, не теряющий элегантности ни в ухаживаниях за Жизелью, ни в сценах предательства и раскаяния, ни в виртуозных танцевальных пассажах.

Во втором составе главные партии исполняют кубинские звезды Йоланда Коррейа и Жоэль Карреньо, младший представитель знаменитой балетной династии, а в третьем – молодые солисты Анбета Торомати и Алессандро Макарио.

Принципы Семеняки (цельность спектакля и правила «сквозного действия», составляющие основу русской театральной традиции) нелегко применять в сегодняшней практике, когда труппу собирают «на проект» из артистов разных школ. Поэтому не менее ценной, чем логичная редакция, оказалась фундаментальная работа над стилем и образами, проделанная Семенякой и ее ассистентом, артисткой балета Большого театра Наталией Выскубенко, с исполнителями неаполитанской «Жизели».

Артисты охотно пошли навстречу: их искренне увлекло «проживание» ролей и возможность эмоционального контакта с публикой, тем более с такой восприимчивой и непосредственной в реакциях, как неаполитанская. По-новому в этой «Жизели» выглядит соперник Альберта лесничий Илларион в темпераментном и артистичном исполнении Эдмондо Туччи. Это не привычный ревнивый мститель, а ровесник главного героя, искренне любящий Жизель и выступающий равноправным претендентом на ее сердце.

Обаятельными подростками предстали юные танцовщики Клаудиа Д,Антонио и виртуозный Сальваторе Маццо в свадебном крестьянском дуэте. Труппа точно передает романтический стиль, образуют единый ансамбль, а главное – все участники, в большинстве своем молодые, выглядят здесь яркими персонажами, чьи эмоциональные проявления вызывают живой отклик зала.

В итоге Семеняка без деклараций, «в рабочем порядке» самым органичным образом подключила неаполитанскую труппу к сути русской театральной традиции. Той самой, которая в рассуждениях историков и теоретиков нередко предстает как миф о великом русском балете, а в постановке Семеняки оказывается живой сценической реальностью.

Ярослав Седов

Фото: fiordililia.livejournal.com
По инфомрации: Независимая газета

Ранее

Порно-слайды оскорбили студенток-медичек

Далее

Премия за «Припев»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru