В Российском павильоне в Канне представили Global Russians.
В рамках 68-го Каннского кинофестиваля и кинорынка прошла презентация альманаха студенческих работ Global Russians, который ежегодно составляют организаторы Российского павильона: компания “Роскино” при поддержке стратегических партнеров — открытого акционерного общества “Аэрофлот — Российские авиалинии”, Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и холдинговой компании “Синдика”. Из Канна — ЛИДИЯ МАСЛОВА.
Как сказала на презентации генеральный директор “Роскино” Екатерина Мцитуридзе, презентация Global Russians — самый любимый и знаковый проект для Российского павильона, в этом году решившего расширить географию поиска талантливой молодежи. Расширилась эта география преимущественно в сторону Кабардино-Балкарии, точнее, мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, а также сокуровского некоммерческого фонда поддержки кинематографии “Пример интонации”. Судя по представленным в Российском павильоне пяти короткометражкам, как педагог, умеющий задать интонацию, Александр Сокуров не знает себе равных: все фильмы его учеников и подопечных сделаны как под копирку — во вполне узнаваемой стилистике, однако лишенной некоторых важных сокуровских компонентов, которые молодым авторам пока не даются (например, своеобразный юмор, так или иначе почти всегда зашитый в подкладку самых серьезных фильмов Сокурова).
Впрочем, на словах будущие мастера философского кинематографа теоретизируют вполне умело, например, автор фильма “Первый я” Кантемир Балагов признался, что до мастерской Александра Сокурова “вел весьма растительный образ жизни”, а мастерская дала ему “сознание и ответственность” и теперь главной в его кинематографическом творчестве является задача осознать свое существование. Пока что режиссер Балагов осознал свое существование как борьбу, в первую очередь с внутренними обстоятельствами, а во вторую — с внешним миром. Примерно тем же самым занимается его герой в картине “Первый я”, который решает начать молиться Аллаху, но встречает на этом пути препятствие в лице собственной матери, которой по каким-то неясным причинам выбор сына не нравится. Главной, наверное, режиссерской находкой становится стенд с наружной социальной рекламой “Аллах любит терпеливых”, которая выглядит как бы моралью басни, однако, словно боясь показаться непонятым, режиссер в финале пристегивает к слогану о терпении титр: “Будет он молиться или нет?”
От такого буквального разжевывания своих мыслей воздержалась еще одна сокуровская ученица — Кира Коваленко, в фильме “Они ушли от меня” пытающаяся обрисовать специфические отношения между родителями и детьми на Кавказе и особенности отношения к молодежи, иногда странные на европейский взгляд. В центре сюжета — искания юной девушки, старающейся как-то освободиться от господствующего родительского мнения: по словам режиссера, ее картина создавалась для того, “чтобы родители и старшее поколение сумели довериться молодому человеку и понять его”. Аналогичной педагогической тематике посвящен фильм Олега Хамокова “Армия”, где речь идет уже о судьбе юноши, отбывающего срочную службу. Показывая героя то отжимающимся, то энергично дубасящим боксерскую грушу, режиссер, как он сказал, пытался выразить свои размышления по поводу такой категории, как сила,— по мнению автора “Армии”, “сила, культивируемая в ущерб духовному воспитанию, приводит к разрушительным моментам”.
Еще один участник альманаха Global Russians, Шамиль Ягафаров,— студент другого выдающегося петербуржца Константина Лопушанского, однако его фильм “Было лето” снят под непосредственным художественным руководством Александра Сокурова, который оказывал содействие на каждом этапе, отсматривал пробы и обсуждал с начинающим режиссером изобразительное решение и монтаж. Сокуровский присмотр во многом чувствуется: когда каждая бабочка, севшая на цветок, преподносится с некоей метафизической загадочностью, хотя сама по себе история довольно простая и конкретная — о двух братьях, которые во время деревенских каникул влюбляются в одну местную девушку. Отдельным актерским этюдом в этой несколько затянутой 36-минутной картине становится камео митька Виктора Тихомирова в роли селянина, который идет топить щенков.
И наконец, завершила альманах картина “Твой сын” Дениса и Кати Тереничевых, охарактеризовавших себя как “самоучки” и попавших под покровительство Александра Сокурова с уже готовым фильмом о деревенском почтальоне, который проникается сочувствием к женщине, тщетно ждущей писем от сына из Чечни, и начинает писать ей эти письма сам. Как описала психологическое содержание своего “доброго и чистого фильма о любви и одиночестве” Катя Тереничева, “если рассматривать любовь как мышцу, то у мамы она прокачана, а у почтальона атрофирована”, однако на словах все это выглядит более интересно и глубоко, чем на экране, где разворачивается вполне клишированная и поверхностная мелодраматическая конструкция.
В завершение презентации Global Russians Екатерина Мцитуридзе в качестве лирического отступления поделилась грустной новостью о том, что организованный ею Международный медиафорум, впервые прошедший в октябре в Санкт-Петербурге, в этом году не состоится, потому что городское правительство урезало финансирование. Впрочем, печальная интонация быстро сменилась обнадеживающей: члены общественного совета медиафорума (куда входит и Александр Сокуров) договорились о том, чтобы в дальнейшем это грандиозное мероприятие проходило на федеральном уровне и таким образом меньше зависело от петербургского комитета по культуре, очень мешавшего организаторам в прошлом году, в частности, своими гомофобскими настроениями.
По информации: kommersant.ru