От ведомства одновременно требуют стабильности и новаций
Прошедшие вчера в Госдуме слушания по “Основным направлениям налоговой политики РФ на 2016-2018 годы” (ОННП) зафиксировали множество претензий к документу. Минэкономики не нашло в “направлениях” стимулов для экономического роста, Счетная палата — способов поддержки региональных бюджетов, депутаты — ответов на иные вызовы, кроме чисто фискальных. Впрочем, реальных предложений о том, каким способом можно было бы увязать новые льготы и эксперименты с наложенным президентом мораторием на рост налогов, запретом на сокращение социальных и оборонных расходов и резким падением нефтяных доходов, вчера так и не прозвучало.
Парламентские слушания по направлениям налоговой политики на следующую трехлетку на этот раз получились весьма представительными и даже состоялись до утверждения этого документа правительством, а не после, как бывало ранее. Говорить, впрочем, об эффективности мероприятия по-прежнему не приходится, “направления” не являются документом, обязательным к исполнению, поэтому, даже если Госдуме и удается в него что-то вписать, это, как правило, ничем не заканчивается. И наоборот — в прошлом году власти внезапно едва не одобрили идею введения налога с продаж, заменив его в последний момент торговым сбором, при том что ни тот, ни другой платеж в принятых за пару месяцев до этого ОННП-2014 вовсе не упоминались. К тому же в этом году собравшимся в Госдуме специалистам обсуждать было особо и нечего. В исполнение обещаний Владимира Путина документ провозглашает мораторий на увеличение фискальной нагрузки и, по выражению замминистра финансов Сергея Шаталова, переводит налоговую политику в режим паузы (подробнее об ОННП — в “Ъ” за 24 апреля).
Именно с моратория начал свое выступление представивший ОННП министр финансов РФ Антон Силуанов. “Характер документа был определен посланием президента”,— заявил министр, пояснив, что политики неувеличения бремени правительство будет придерживаться как минимум до 2019 года. Да и без моратория, добавил министр, по части реформ в последние год-два сделано немало: налоговый маневр в нефтянке, деофшоризация, переход на рыночный налог на недвижимость,— так что теперь Минфину надо сосредоточиться на правоприменении всего принятого.
Мораторий не запрещает снижать налоги, но этого Антон Силуанов не обещает. “Дальнейшее снижение налогового бремени в РФ неосуществимо без принятия решений по сокращению бюджетных расходов”,— заявил министр, признав, что налоговая нагрузка в России (36%; считается как отношение налоговых доходов к ВВП) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского союза. “Свидетельствует ли это о меньшей конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с этими странами? Возможно”,— ответил сам себе министр, заметив, однако, что эти государства тратят на оборону и социалку много меньше России (у Китая военные расходы — 2% ВВП, у Казахстана — 1%, у РФ — более 4% ВВП).
Выступивший затем глава Минэкономики Алексей Улюкаев слегка покритиковал ОННП. Документ, по его словам, описывает лишь фискальную составляющую налоговой системы. “Но эта система — не только механизм ресурсного обеспечения обязательств государства, но и мощный инструмент экономической политики, который способен мотивировать или демотивировать бизнес для инвестиций, импортозамещения, выхода на новые рынки”,— напомнил отвечающий за экономический рост министр. Алексей Улюкаев указал, что приведенные Минфином цифры фискальной нагрузки не учитывают неналоговых платежей. “У нас введено больше 70 таких разного рода обременений. Оценка их стоимости для бизнеса — примерно 3% ВВП”,— сказал министр (о решениях правительства по “неналогам” “Ъ” писал вчера).
Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова зашла к ОННП с другой стороны — бюджетной. По ее словам, документ не дает ответа на вопрос о том, каким образом правительство будет решать проблему большого дефицита региональных бюджетов: “Отсутствует анализ влияния на доходы бюджетов и экономику уже принятых налоговых изменений, а также предполагаемых изменений”. Глава Счетной палаты упрекнула авторов ОННП и в том, что документ не содержит плана его выполнения, а также не дает отраслевого среза налогового законодательства, “что особенно актуально, когда мы ставим задачу импортозамещения”. Также Татьяна Голикова назвала три проблемы, которые, по ее мнению, обойдены вниманием в “Основных направлениях…”. Это отсутствие подходов к борьбе с “миграцией налогоплательщиков из субъекта в субъект”. “Зачастую это обусловлено не экономической деятельностью, а уклонением от уплаты налогов, в связи с чем необходимо законодательно ограничить такие возможности”,— заявила госпожа Голикова. Вторая забытая тема — введение института налогового консультирования, третья — необходимость сокращения растущей налоговой задолженности в бюджеты (на 1 апреля 2015 года она составила 1,263 трлн руб.).
Завершил парламентские слушания их главный вдохновитель — глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. Он привычно обрушился на Минфин с образной критикой. “Из всех существующих глобальных вызовов авторы ОННП видят только один — активное использование законных и незаконных способов минимизации налоговых обязательств. То есть негодяи-налогоплательщики не хотят платить налоги. Все остальное — отток капитала, снижение инвестиций, замедление темпов экономического роста — видимо, вызовы гораздо меньшие,— подытожил депутат.— Если сравнивать “направления” с покойником, то с каждым годом он выглядит все лучше, потому что с ним работают все более опытные гримеры”.
Бизнес разошелся во мнениях по поводу КГН
Контекст
Правительство обсуждает возможность продления моратория на образование новых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) еще на три года — до 2019 года, сообщил вчера глава Минфина Антон Силуанов. Напомним, поправками к Налоговому кодексу на 2015 год приостановлена регистрация договоров о создании новых КГН, а также пополнение состава уже образованных групп. Выдвинувшая год назад это предложение Счетная палата тогда обосновала его необходимостью борьбы с манипулированием прибылью.
По словам господина Силуанова, после введения режима КГН налог на прибыль перераспределился между регионами — у 53 из них поступления возросли, а у 32 — снизились. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера в Госдуме высказался за сохранение КГН как элемента налоговой стабильности — по его словам, снятие моратория необходимо. Глава же СИБУРа Дмитрий Конов счел институт КГН “избыточным”. По его словам, возможность зачета в рамках группы убытков в одних регионах против прибыли в других “вымыла региональную базу и не создала эквивалентной базы на уровне страны в целом”.
Глава РСПП Александр Шохин вчера высказался против продления моратория, напомнив, что нормы о КГН вводились в 2012 году “в пакете” с законом о трансфертных ценах (создав КГН, холдинги не только упрощают уплату налога на прибыль, но и избегают жестких правил контроля над трансфертным ценообразованием). Поэтому, по его словам, если уж продлевать мораторий, то аналогичные решения было бы справедливо принять и в отношении контроля за трансфертным ценообразованием в части внутренних сделок.
Комментируя разногласия вокруг КГН, Марк Ровинский из адвокатского бюро “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры” поясняет, что эта опция недоступна для массового бизнеса — ею могут воспользоваться лишь крупные игроки. При этом КГН — добровольный институт, компания может отказаться от него. “Даже для крупных компаний он может оказаться невыгодным — в таком случае КГН, как правило, намеренно не создается”,— отмечает господин Ровинский. В частности, создание КГН может “расстроить” отношения компаний с региональными властями, добавляет Вадим Зарипов из “Пепеляев групп”. По всей видимости, поскольку для крупных компаний важно сохранять лояльные отношения с региональными властями, выбивающееся из общего настроя крупного бизнеса вчерашнее заявление главы СИБУРа связано именно с этим.