Под собственные докризисные стандарты
Как стало известно “Ъ”, на пике кризиса на авторынке АвтоВАЗ вспомнил о действующих еще с 2013 года стандартах дилерской сети и начал аудит шоу-румов. Дилеры признают, что не соблюдали некоторых критериев, но до сих пор завод это не беспокоило. Дополнительные расходы на реконструкцию каждого салона участники рынка оценивают в 100-150 млн руб. На АвтоВАЗе ужесточение политики объясняют обновлением модельного ряда.
АвтоВАЗ усиливает контроль за соблюдением своей дилерской сетью стандартов автоконцерна, рассказали “Ъ” несколько региональных дилеров Lada. Ряд собеседников “Ъ” считает, что, кроме того, АвтоВАЗ планирует ввести и новые требования. Так, гендиректор “Симбирска-Лады” Валерий Шурыгин заявил, что документ с новыми требованиями предъявлен не был, но о них сообщалось по телефону. Например, пол салона должен быть не мозаичный, как сейчас, а выложен специальной плиткой серого цвета. Другой дилер уверяет, что согласовывал с АвтоВАЗом высоту потолка в шоу-руме, но теперь от него требуют ее увеличить.
Уральские автодилеры Lada уверяют, что пожелания “не соотносятся с реалиями рынка”, а доход, необходимый для существенных инвестиций в шоу-румы и увеличения их площадей, отсутствует. По оценкам участников рынка, инвестиции в реконструкцию одного салона должны составить 100-150 млн руб. “Нам прямо сказали: либо вы исполняете новый чек-лист, либо покинете рынок, а ваш дилерский договор, например, будет отдан бывшим дилерам GM (в марте автоконцерн принял решение практически полностью уйти с российского рынка.— “Ъ”)”,— утверждает один из дилеров.
На АвтоВАЗе признают, что проводят аудит дилеров на соответствие стандартам, принятым еще в 2013 году, но новых нормативов нет. Многие требования не предполагают больших инвестиций, говорят в компании, уточняя, что, несмотря на несоответствие требованиям, “контракты дилеров останутся действующими до конца года”. “Ранее модельный ряд АвтоВАЗа не развивался столь интенсивно, а сейчас запланирован запуск сразу нескольких новинок, поэтому в компании считают необходимым уделить особое внимание дилерским центрам с возможностью разместить не менее 12 автомобилей в салоне”,— сообщил “Ъ” вице-президент по продажам и маркетингу Денис Петрунин. Но если у дилера нет ресурсов или желания развиваться вместе с брендом, то он неконкурентоспособен, считает господин Петрунин. Топ-менеджер добавил, что АвтоВАЗ получил много предложений о сотрудничестве от бывших дилеров GM, но “компания заинтересована авторизовать только тех кандидатов, которые увеличат проникновение бренда на рынок”.
Ряд опрошенных “Ъ” дилеров подтверждает, что некоторые требования ими не соблюдались, но на АвтоВАЗе до прихода в компанию прошлой осенью Дениса Петрунина не обращали на это внимания. Собеседники “Ъ” в отрасли полагают, что рано или поздно необходимо привести дилерскую сеть в соответствие нормам, но в кризис жесткая стандартизация может отсеять тех, кто не готов к инвестициям. Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в РФ, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе–апреле упали на 37,7%, до 516 тыс. штук, продажи Lada — на 29%, до 91,4 тыс. машин. В мае, по данным компании, падение составило 33%, до 22,8 тыс. автомобилей.
Президент “Фаворит Моторс” Владимир Попов утверждает, что у других брендов подобных проблем нет, поскольку концерны детально излагают требования в договорах с дилерами. Но он добавляет, что если концерн вводит новое требование, например связанное с ребрендингом, то оно правомерно, а если дилер не справляется, то нужно его менять. Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала” согласен, что “раз дилеры взяли на себя обязательства, то есть все основания для того, чтобы они все-таки выполнялись”.