И финансировала ИГ
Лефортовский суд Москвы вчера рассмотрел ходатайство следствия о продлении ареста студентки Астраханской медицинской академии Саиды Халиковой и удовлетворил его. По версии следствия, студентка стала очередной жертвой вербовки со стороны ИГ, для которого она собирала денежные средства. В частности, силовики зафиксировали, как она перечислила структурам ИГ 43,6 тыс. руб. В правоохранительных органах говорят о том, что подобные вербовки становятся массовыми: СКР, напомним, на днях начал проверку обстоятельств вербовки и переправки в Турцию студентки МГУ Варвары Карауловой, которая в группе из 18 человек пыталась нелегально попасть в Сирию.
Заседание Лефортовского суда, рассматривавшего ходатайство следственного управления ФСБ о продлении срока ареста Саиды Халиковой, проходило в закрытом режиме. По словам адвоката обвиняемой Сабира Агаева, следователь привел вполне стандартный набор доводов, мотивируя свое требование тем, что, находясь на свободе, студентка может скрыться, уничтожить улики по делу, а главное — продолжить заниматься преступной деятельностью. Защитник настаивал, что доводы следователя не подкреплены конкретными доказательствами и являются лишь его предположениями. Адвокат предлагал ограничиться любой мерой пресечения, не связанной с содержанием в СИЗО. “Кроме того, я указывал, что в заключении у моей клиентки резко ухудшилось здоровье: она страдает анемией, из-за чего у нее упал уровень гемоглобина в крови,— добавил господин Агаев.— Даже во время рассмотрения ходатайства из-за слабости подследственная не могла долго стоять перед судьей, как того требует порядок поведения сторон в судебном процессе”.
Адвокат Агаев также доказывал суду, что его клиентка обвинена в “содействии террористической деятельности” (ст. 205.1 УК РФ) необоснованно. “Саида Халикова не отрицает, что перечисляла деньги на благотворительность,— заверял защитник.— В частности, всегда признавала, что 43,6 тыс. руб. в прошлом году перечислила на нужды благотворительного фонда, помогающего “нуждающейся мусульманской молодежи””. Когда же выяснилось, что под видом пожертвований на самом деле проводился сбор средств для “Исламского государства” (ИГ), Саида Халикова, по словам адвоката, разругалась с администратором сирийского сайта — Дарьей Иценковой, якобы представлявшей благотворительный фонд. Последняя, кстати, ранее проживая в Астрахани и, обучаясь в той же медицинской академии, была лично знакома со студенткой Халиковой, приняла в России ислам, а затем уехала в Сирию.
По некоторым данным, помимо Дарьи Иценковой по делу проходит еще одна студентка той же медакадемии, которая помогала в сборе средств “на благотворительность”. Любопытно, что большая часть денег была получена студентками благодаря торговле на базаре мылом, которое они варили собственноручно из сырья, поставляемого Иценковой.
В результате судья не принял доводы защиты, продлив арест Саиде Халиковой до 15 сентября. Адвокат сразу сказал, что это решение обжалует. “Моя клиентка медик,— заявил защитник.— И поэтому хорошо знает состояние своего здоровья, которое ухудшается с каждым днем, между тем следствие продвигается медленно”.
Тем временем силовики отмечают, что вербовка граждан России со стороны ИГ ведется все активнее. “”Исламское государство”, как и другие террористические организации, активно привлекает в свои ряды граждан России, стран СНГ и многих других государств мира, прежде всего сосредотачивая усилия на работе с молодежью и национальными меньшинствами,— сказал вчера журналистам секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.— Анализ имеющейся у нас информации о ситуации на Ближнем Востоке дает основания полагать, что возникают новые очаги террористической активности. Как следствие — международные террористические организации продолжат осуществлять вербовку и переправку в них новых рекрутов”. Последний скандал произошел на днях со студенткой МГУ Варварой Карауловой, которая внезапно уехала в Турцию, где в группе из 18 человек попыталась перейти границу с Сирией, чтобы, как предполагается, присоединиться к боевикам ИГ. СКР, как сообщал “Ъ”, начал расследование обстоятельств вербовки и переправки девушки в Турцию.