Почему власть согласилась на референдум по возвращению железного Феликса.
В четверг Мосгоризбирком одобрил подготовку референдума по переносу памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянку. Власти не боятся создания прецедента по проведению референдума, потому что не верят, что у коммунистов, инициаторов голосования, хватит сил собрать летом необходимые 146 тыс. подписей (или 2%) московских избирателей.
Сейчас памятник, свергнутый в 1991 году демократическими активистами, хранится в парке «Музеон». С 2000 года уже шесть раз поднимался вопрос о возвращении памятника Железному Феликсу на свое историческое место перед зданием ФСБ на Лубянской площади в Москве. Поэтому вопрос по референдуму коммунисты продавливали долго и с большим трудом. В феврале 2014 года комиссия Мосгордумы по монументальному искусству единогласно отвергла возвращение памятника на Лубянку. Коммунисты обжаловали это решение в суде. В мае Мосгорсуд признал решение избиркома незаконным и обязал комиссию повторно рассмотреть вопрос о референдуме.
На последнем заседании в среду Мосгордума (МГД) отклонила сразу все три вопроса референдума: по отношению к образовательной и медицинской реформам и скандальному пункту о возвращении памятника основателя ВЧК. Фракция КПРФ в ответ хлопнула дверью. Однако без участия коммунистов депутаты МГД неожиданно вернули в повестку третий вопрос, по Дзержинскому.
Это было в среду. На следующий день, в четверг, прошло заседание Мосгоризбиркома (МГИК), который одобрил решение по референдуму. «За» проголосовали 8 членов МГИК из 14.
«Я предполагал, что МГИК дали команду, и они вывесили на свой сайт в повестку вопрос об отклонении референдума, — говорит депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин. — Но по ходу моего выступления и слов Клычкова (депутат Мосгордумы от КПРФ. — «Газета.Ru») члены комиссии «поползли». Они увидели, что вопрос юридически чисто сформулирован. Тем более вчера МГД утвердила вопрос, значит, из-под МГИК выбили почву для его отклонения. Так что вопрос непросто проходил».
Рашкин упомянул и солидарность ряда депутатов-единороссов в МГД, которые работали в КГБ и ФСБ и «уважали Дзержинского как личность». «Они открыто поддержали возвращение памятника на заседании, не скрывали симпатий, и это, конечно, сыграло роль», — признается коммунист.
При согласии регистрировать инициативную группу сработала сословно-корпоративная логика российской власти, думает глава Политической экспертной группы Константин Калачев. «Среди руководителей страны наверняка много желающих вернуть его на Лубянку, другое дело — тема неконсенсусная. Это не тема народной повестки», — объясняет политолог.
«Коммунисты выходили с обескураженными лицами»
Источник «Газеты.Ru» в Мосгоризбиркоме уверяет, что для коммунистов ход властей с поддержкой референдума по одному вопросу был неожиданным: с заседания МГИК в четверг «коммунисты выходили с обескураженными лицами», поскольку были уверены, что получат отказ по всем трем вопросам. Когда же по одному из них получили разрешение, «поняли, что теперь придется собирать подписи». А процедура сбора подписей, продолжает источник, дело недешевое: «Надо платить сборщикам подписей, тем, кто будет их проверять, брошюровать подписные листы. Одним партийным активом здесь не обойдешься. А кто даст коммунистам на все это деньги?»
Теперь главная интрига в том, хватит ли КПРФ оргресурса на сбор подписей. И будут ли власти «резать» подписи по надуманным основаниям, если коммунистам хватит ресурса.
За месяц инициативной группе нужно собрать более 146 тыс. подписей (2% избирателей Москвы). В случае признания подписей действительными в столице пройдет референдум по скандальному вопросу. Уполномоченным инициативной группы был назначен глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.
Рашкин обещает: партия подписи соберет, для этого будет использован 6-тысячный московский актив. То есть даже одна подпись от человека в день даст нужный результат. Но оговаривается — при желании избирком забракует подписи по формальным основаниям.
«Я на триста процентов уверен, что москвичи поддержат возвращение Дзержинского. Это символ честности, порядочности, борьбы с коррупцией, а «Единая Россия» пусть себе восстанавливает министра обороны Анатолия Сердюкова как такой символ, — иронизирует коммунист. — Думаю, что власти вообще могут перед референдумом провести заседание комиссии при мэрии по памятникам и вернуть Дзержинского указом, уйдя от прецедента референдума».
Причина, по которой коммунистам позволили проводить референдум, очень проста, убеждает источник в Мосгоризбиркоме: «Все прекрасно понимают, что собрать 146 тыс. подписей в Москве за один месяц, летом, нереально: жители либо на дачах, либо в отпусках».
Калачев также уверен, что собрать столько подписей без серьезных ресурсов невозможно. А вкладывать их в столь противоречивый референдум не имеет смысла.
«Первый вариант бесплатный — работать исключительно на волонтерах, но так подписи не собрать. А второй вариант — сделать это вопросом жизни и смерти, использовать все ресурсы, как при регистрации партийного списка в Госдуму, — но КПРФ его вряд ли использует. Поэтому будет первый вариант с драматургией: активисты Компартии будут долго собирать подписи, затем их отбракуют. Референдум вряд ли состоится, если коммунистам не помогут подписи собрать. Это напоминает историю эсэров с провалившимся референдумом по платной парковке», — рассуждает Калачев.
Партия будет серьезно бороться за сбор подписей, а не просто пиариться, парирует источник в КПРФ. Более того, Рашкин и его коллеги-депутаты даже отменили свой поход на Эльбрус уже третий год подряд. Раньше помешали выборы мэра и в Мосгордуму.
«Партия не уходит в горы и остается на земле. Собирать подписи будет в основном партийный актив. По Москве это от 3 тыс. до 6 тыс. человек. Но скорее будет 3 тыс. — учитывая сезон отпусков.
Мы не уверены, что справимся своими силами, так что привлечем людей не из партийного актива. В том, что соберем 146 тыс. подписей, сомнений нет, все процедурные моменты постараемся соблюсти, но переживаем, будут ли они признаны при выборочной проверке», — говорит информированный собеседник в партии.
Если коммунистам действительно не хватит волонтеров, им придется значительно вложиться в референдум. Один из политтехнологов сказал «Газете.Ru», что одна подпись будет стоить коммунистам 1$. Сбор осложняет его оппозиционный характер и условия летнего периода.
«Если перевести в рубли, то технологи называют вполне щадящую цену, — комментирует Калачев. — В реальности бывает со всеми накладными расходами и дороже. Предполагаю, что вряд ли меньше 100 руб. за подпись».
Кто станет бенефициаром
Главная задача коммунистов, указывает источник в КПРФ, создать прецедент выноса вопросов на суд граждан. А вопрос про Железного Феникса хоть и не первостепенный, но для коммунистов «идеологически и символически важный».
КПРФ может стать бенефициаром этой истории, считает бывший депутат Мосгордумы и главред «Моссовета» Юрий Загребной. Например, при хорошей организации сбора подписей — укрепить сетку для следующих выборов, тем более в следующем году будет не только кампания в Госдуму, но и в муниципальные собрания.
Возвращение Железного Феликса на Лубянку будет зависеть в первую очередь от руководства страны. Накануне Дмитрий Песков заявил, что не знает об отношении Владимира Путина к личности Дзержинского, хотя в Кремле и осведомлены о референдуме. В 2014 году президент Владимир Путин вернул дивизии Внутренних войск имя Дзержинского, в свое время отобранное у нее Борисом Ельциным. До этого в 2013 году президент заявил, что вопросы возвращения памятников Сталина и Дзержинского должны решать региональные власти.
По информации: www.gazeta.ru