Чем запомнился телеканал НТВ за время руководства скандального гендиректора
Вчера стало известно, что Владимир Кулистиков покидает пост генерального директора НТВ. Он руководил телеканалом почти 11 лет. Этот период запомнился как «жёлтым» эфиром и «закручиванием гаек», так и торжеством отечественных сериалов и свободой высказываний. «Йод» вспоминает самые яркие вехи правления Кулистикова.
Впервые бывший корреспондент арабского телеканала «Аль-Хаят» и сотрудник радио «Свобода» Владимир Кулистиков пришел на НТВ в 1996 году. За четыре года он вырос с заместителя главреда службы информации до заместителя генерального директора. В 2001 году Кулистиков ушел руководить отделом информации на телеканале «Россия» и был заместителем председателя ВГТРК. На НТВ тем временем менялись руководители.
Летом 2004 года Николай Сенкевич сменил пост генерального директора НТВ на аналогичный пост в «Газпром-Медиа», и новым главой канала назначили Кулистикова. Писали, что Сенкевич за полгода работы успел ввестина телеканале цензуру и вынудить уйти с него Леонида Парфёнова.
Кулистиков начал бодро. На следующий день после назначения он закрыл ток-шоу Савика Шустера «Свобода слова». Шустер стал главой дирекции документальных фильмов телеканала, проработав на этой должности меньше года.
В качестве причин закрытия гендиректор называл низкие рейтинги, старость зрителей передачи и затратность производства. При этом по интересу у аудитории «Свобода слова» постоянно входила в пятёрку лучших программ на НТВ со средней долей 20% (доля от всех смотрящих телевизор в данный момент). Позднее Шустер рассказал, что его передачу обвинили в «расшатывании государства».
Пусть не обижаются на меня мои «новые-старые» коллеги, но из некоторых программ, порой даже из новостей, ушла объективность. Сложилась картина, обратная той, которая имеет место в обществе. Преобладающими стали голоса и оценки тех, кто потерпел неудачу в политике и бизнесе и склонен в этой неудаче винить кого угодно — президента, Россию и её «отсталый народ». Это придало каналу оттенок маргинальности, что, с одной стороны, оттолкнуло от него людей, принимающих решения, а с другой — негативно сказалось на рейтингах.
После теракта НТВ устроил пятичасовой благотворительный марафон «SOSТРАДАНИЕ» в помощь осетинскому городу. На нём в прямом эфире выступали известные русскоязычные музыканты и медиаперсоны.
В первом при Кулистикове сезоне на НТВ с телеканала «Культура» перешла передача «Школа злословия». Оправдывая название, Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова на протяжении 10 лет навязывали жёсткий разговор известным деятелям культуры, науки и политики. За это время на НТВ вышло около 350 выпусков, но не все записанные. По сведениям Толстой, по разным причинам в эфир не вышли, в частности, разговоры с Антоном Носиком, Евгенией Альбац, Александром Поткиным, Евгением Сатановским, Николаем Фоменко.
Постепенно гостей, которых знает широкая аудитория, становилось меньше, а выход передачи переносился всё глубже в ночь. Год назад она была закрытапо экономическим причинам, оставшись символом одной из немногих передач на НТВ Кулистикова «для интеллигенции».
Целевая аудитория НТВ — платёжеспособные мужчины. На них рассчитана сетка вещания, которая во времена Кулистикова заполнялась отечественными сериалами про «ментов» и криминал. Ставка была оправдана — НТВ лидировал среди трёх больших федеральных каналов («Первый» и «Россия») по привлечению мужской аудитории, интересной для рекламодателей.
Рейтинг сериалов был стабильно высок, а «Легавый», «Карпов», «Глухарь», «Братаны», «Литейный», многочисленные «Менты» своими названиями олицетворяли канал, на котором их показывали. Для тех, кто смотрит вечером, сериалы пожёстче, а для дневной аудитории помягче — детективы без сцен насилия вроде «Мухтара» и «Суда присяжных».
Самым успешным сериалом времён Кулистикова стал «Глухарь» о буднях работников московского ОВД. Такая жизнь милиции второй половины «нулевых» интересовала больше трети телезрителей. В 2009-2010 годах он был стабильным лидером среди всех передач. А главный герой сериала майор Глухарёв в исполнении обаятельного Максима Аверина стал всенародным героем. Основные сезоны «Глухаря» закончились сценой расстрела подполковником 11 человек на улице.
«Глухарь» породил «спин-оффы» («Карпов», «Пятницкий») — другие истории с персонажами из «Глухаря», которые также стали успешными.
Слава НТВ при Кулистикове опиралась не только на сериалы, но и на развлекательно-информационное вещание. В 2006 году была создана дирекция праймового вещания во главе с бывшим шеф-редактором программы «Намедни» Николаем Картозией. Команда отвечала за ряд снискавших славу передач, которые стали эталонами «таблоидного» телевидения.
«Программа Максимум», «Русские сенсации», «Чистосердечное признание» с первых секунд в эфире претендовали на широко открытые глаза телезрителей. Темы разнообразные — от криминала до попсы. Всё, что сможет привязать зрителя к экрану. И они привязывались — рейтинги НТВ шли вверх.
По наследству редакции праймового вещания досталась передача «Профессия — репортёр», которая вместе с «Программой Максимум» и послужила основой для создания дирекции. Получасовые репортажи на серьёзные темы разбавлялись развлекательными.
Моральная сторона контента Кулистикова, считающего телевизор простым «бытовым прибором», интересовала несильно.
Многие из таких передач формально были документальными фильмами. Например, «Ванга возвращается. Секретный архив прорицательницы», который не просто прошёл с успехом, а занял первое место в Москве в сезоне 2010/2011, обогнав даже новогоднее поздравление президента Медведева, и второе в России (уступив Медведеву). Её посмотрел каждый пятый москвич (а доля достигла 43%).
Показывались и более серьёзные авторские документальные фильмы, в том числе, на спорные темы. Среди многосерийных докфильмов долгожитель — проект «Следствие вели», в котором актёр Леонид Каневский повествует о громких и неизвестных криминальных делах советской эпохи. Получились документальные детективы, которых на сегодняшний день уже более 300 штук.
Делали большие документальные фильмы и журналисты с НТВ. Павел Лобков — о науке, Глеб Пьяных — о расстреле в Новочеркасске, Владимир Чернышёв — о событиях 1993 и 1917 годов, Катерина Гордеева — о раке, Алексей Пивоваров — о начале Второй Мировой войны и генерале Власове. Это лишь некоторые из них. Отличие от других каналов в яркости повествования, которая позволила не ставить документальные фильмы в ночную сетку.
ПОЛИТИКА УБЕЖДЕНИЙ
Во второй половине «нулевых» политика из эфира не ушла. Для её особых ценителей по субботним вечерам с 2005 года выходила «Реальная политика» с Глебом Павловским и Максимом Кононенко. Павловский позднее открытопризнал, что «РП» была «чисто пропагандистской передачей». Хотя и в 2008 году он не скрывал перед зрителями: целью ставил появление «новой системы власти» и доказательство, что Путин — «первая кадровая удача русской культуры за последние сто лет в политике» и незаменим.
В 2012 года подобную авторскую вечернюю передачу про политику по выходным попытались возродить Анатолий Вассерман и Егор Холмогоров, но не очень удачно.
Да Кремль — это либеральнейшая и самая европейская институция в нашей стране! И я вам скажу, что, может быть, упомянутые вами люди будут когда-нибудь с тоской вспоминать о временах либерала и европейца Путина. Вы знаете, какова роль Кремля и какова роль президента Путина?! Он охраняет вот это антисистемное меньшинство от гнева большинства.
Соловьёв покинул НТВ со своими передачами в 2009 году, перейдя на ВГТРК. По версии телеведущего, Кулистиков вызвал его к себе и сказал: «Замечательная программа, напиши, пожалуйста, заявление об уходе». Точной причины Соловьёв не знает, но предполагает, что это связано с недовольством кого-то «наверху» его высказываниями на радио.
В Кремль, я думаю, руководитель каждой большой компании должен ходить сам, для того чтобы знать ситуацию в высших эшелонах власти и быть рядом с этими важными источниками информации. Это нужно для многих вещей: для обеспечения благоприятной внешней среды, для развития собственной корпорации, для информационной работы. Потому что можно ли себе сегодня представить более важного ньюсмейкера, чем президент Путин?!
Отставке мэра Москвы Юрия Лужкова в связи с «утратой доверия» в 2010 году предшествовала передача «ЧП. Расследование», полностью ему посвященная. Раньше «мочить» Лужкова было не принято. Например, специальный репортаж Андрея Лошака о нарушениях при строительстве в Москве был снят с эфира летом 2008 года.
Осенью 2010 года НТВ купило передачу «Нереальная политика», которую вели Тина Канделаки и Андрей Колесников, приглашая для беседы политиков и представителей культуры.
Закрылась «Нереальная политика» со скандалом в ноябре 2011 года. С эфира были сняты сразу два выпуска подряд, а Канделаки отказалась вести её дальше. В одном злополучном выпуске после протеста студентов журфака МГУ против Дмитрия Медведева журналисты дали слово бывшему декану факультета Ясену Засурскому и активистке Вере Кичановой. Другой выпуск с участием Ксении Собчак и прокремлёвского активиста Никиты Томилина был посвящён главе «Росмолодёжи» Василию Якеменко, которого телеведущая засняла в дорогом ресторане «Марио». Это не единственный известный акт цензуры на НТВ той осени.
Главное развлекательное шоу с уклоном в новости на российском телевидении начала 2010-х — «Центральное телевидение» с Вадимом Такменёвым. Это не просто итоговый еженедельный выпуск новостей, а сюжеты и репортажи с оригинальной и ироничной подачей. Казалось, что «ЦТ» позволено больше, чем другим телеканалам и новостным передачам на НТВ, чьё содержание менялось вместе с политической ситуацией в стране.
Кульминацией свободы слова в версии «Центрального телевидения» стал откровенно издевательский сюжет о «Прямой линии» народа с тем, о ком нельзя говорить в протестном декабре 2011 года.
Отметим, что через неделю после выхода передачи в Администрации президента поменялись ответственные за внутреннюю политику, по некоторым сведениям, курировавшие НТВ. Владислава Суркова (отсюда выражение «сурковская пропаганда») сменил Вячеслав Володин, а информационная политика канала вскоре изменилась.
Ранее в конце 2009 года состоялась премьера нового ток-шоу. «НТВшники» — своеобразная «Свобода слова» времён Медведева. Здесь можно было увидеть дискуссию об обществе и политике. Вели передачу сразу несколько лиц НТВ: Алексей Пивоваров, Антон Хреков, Павел Лобков, Антон Красовский, Павел Селин. Приглашенным ведущим несколько передач был Леонид Парфенов, ушедший с телеканала в 2004 году незадолго до назначения Кулистикова.
За два года вышло почти 80 выпусков на самые разные темы от музыкальной эстрады до пропаганды гомосексуализма, от хамства в очередях до «России без Путина». Известно, что одну из передач об уже упомянутом скандале вокруг Василия Якеменко сняли с эфира. Во время перевыборной кампании 2012 года на НТВ схлестнулись «Болотная площадь» и «Уралвагонзавод». В передаче свободно дали высказаться персоне нон грата на других каналах Борису Немцову и эмигранту Евгению Чичваркину.
Предвыборная политическая оттепель закончилась закрытием «НТВшников» в июне 2012 года. За полгода до этого с телеканала ушёл Картозия. В третьей срок президентства Владимира Путина НТВ вступал, потеряв по политическимпричинам Павла Лобкова и Катерину Гордееву и окончательно приобретая имидж «реакционного канала», которые «мочит» несистемную оппозицию.
Формат «Чрезвычайного происшествия» пригодился не просто для критики оппозиции, а начала настоящих уголовных дел. Знаменитой стала серия передач «Анатомия протеста» о «пятой колонне» (за неё отвечала дирекция правового вещания). Первая часть вышла после президентских выборов и рассказывала, как оппозиция якобы устраивала проплаченные провокации, курировалась американским посольством и готовила «оранжевую революцию». Осенью в передаче показали кадры встречи представителей «Левого фронта» с грузинским политиком Гиви Таргамадзе. Они легли в основу дела Сергея Удальцова об организации массовых беспорядков на иностранные деньги, по которому политика приговорили к 4,5 годам лишения свободы.
По словам Лобкова и источника журнала «Афиша», непосредственные создатели подобных фильмов, озвученных голосом Сергея Полянского, напрямуюподчинялись генеральному директору НТВ.
Но НТВ все равно попадало в идеологические скандалы. В 2012 году под давлением «патриотической» общественности телеканал не стал в День Победы показывать фильм «Четыре дня в мае» с историей о красноармейцах в конце Великой Отечественной войны. Затем 22 июня министр культуры Владимир Мединский потребовал убрать из сетки фильм о лагере для заключённых времён войны. На что Кулистиков ответил стихотворением и демонстрацией эпопеи «Падение Берлина» 1949 года (в котором Сталин триумфально прилетает в побеждённый Берлин), но раскритикованный фильм с эфира не снял.
Министр Мединский, Вы новатор крепкий:
Такие в твиттер бложат и постят.
А приглядишься — сталинские щепки
Из Вашего компьютера летят.
Хотите, мы программы все прикроем,
Все саги о ментах и о братве?
А, может быть, хотите стать героем
Скандальных спецпроектов НТВ?
У нас для всех припасены подарки,
У нас любому есть что вставить в счет.
Когда нас в бой ведет товарищ Маркин,
Не то что Сталин — Бэтмен не спасет.
Из фильма Такменёва страна узнала, что Путин пьёт чай из термоса даже на рабочем месте и предпочитает засиживаться допоздна.
С юмористическим сегментом передач у НТВ, правда, отношения не сложились. Несколько проектов так и не смогли выдержать борьбы с конкурентами с других телеканалов. Но в 2013 году НТВ удивило юмористической передачей, посвящённой Путину. В кальке с британских сериалов «Да, господин президент!» не сказать, что высмеивали, а, скорее, иронизировали над лидером государства, который скетч-шоу посмотрел ещё до эфира. Путина играл пародист Дмитрий Грачёв, но недолго — вышел всего один выпуск.
— Медведь-шатун для сельских жителей пострашнее ягуара.
— То есть вы его застрелили?
— Застрелить каждый может. А его спать уложил. Должен быть порядок. Медведи зимой должны спать.
В отличие от передач Соловьёва и Толстого в «Списке Норкина» слово предоставлялось зрителям в студии. Запомнились «беженцы с Донбасса», которые нападали на гостей с относительно оппозиционной позицией по войне на Украине.
В остальном «Список» несильно отличался от политических обсуждений на других каналах: поддерживаемая ведущим провластная точка зрения против нескольких умеренных оппозиционеров «для битья». Вышло, что главным либералом в передаче стала помощник главреда «Эхо Москвы» Леся Рябцева.
Кулистиков покидает телеканал в непростое время. Его средняя доля аудитории падает уже пятый год подряд. Сразу на 30% по сравнению с началом прошлого года упали продажи рекламы. Источник «Ведомостей» утверждает, что в этой ситуации «Газпром-Медиа» отказался утверждать смету на производство новых сериалов и шоу. Неназванный топ-менеджер холдинга связывает падение рейтинга со стареющей мужской аудиторией. Якобы для исправления ситуации канал переориентируют в сторону женщин. Источник «Интерфакса» отмечает, что Кулистиков уходит по личным причинам. У него проблемы со зрением, из-за которых он не может «полноценно выполнять свои обязанности». Сам генеральный директор свое увольнение пока не комментирует.
Могут быть и политические причины отставки. Так, источник «Радио Свобода»не исключает, что причиной смены гендиректора стал «относительный либерализм» Кулистикова. Он слишком активно поддерживал Дмитрия Медведева, который, напомним, до 2008 года возглавлял совет директоров «Газпрома». Об этом же, но с точки зрения зрителя, говорит телекритик Юрий Богомолов: «НТВ сильно проиграло и „Первому каналу“, и каналу „Россия“ по части своего наступления на Украину». Заметно, что без учёта новостей, о ней рассказывали 2-3 дня в неделю, при 5-7 днях у конкурентов.
Если Кулистиков уйдёт в нынешнем году, то его стаж на позиции гендиректора будет меньше, чем у коллег Олега Добродеева (ВГТРК) и Константина Эрнста («Первый»). Но его вклад в историю НТВ это уже не отменит.
Фото: siliconrus.com
По информации: yodnews.ru