Производители пива добровольно ограничат объем пластиковых бутылок
Крупнейшие производители пива в России с 1 июля 2016 года добровольно перестанут выпускать пиво в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л, в которой сейчас продается примерно четверть всего российского пива. Такой шаг, рассчитывают участники рынка, позволит прекратить дискуссию о полном запрете пластиковой упаковки. Двумя годами ранее пивовары уже согласились отказаться от использования ПЭТ-тары объемом свыше 2,5 л.
О решении с 1 июля следующего года прекратить выпуск пива в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л, вчера объявил Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции, который объединяет 80 компаний, включая крупнейших пивоваров Carlsberg, Anheuser-Busch InBev, Heineken, Efes (на всех них приходится более 90% российского рынка пива). Принятое решение в Союзе назвали непростым: это реакция “на сигналы представителей органов государственной власти в целях принятия приемлемого и окончательного решения затянувшейся дискуссии вокруг ПЭТ-упаковки”.
Запрет на реализацию пива в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л с 1 июля 2016 года прописан в одной из последних редакций законопроекта с поправками в 171-ФЗ “О госрегулировании производства и оборота алкоголя”. Законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении в июне прошлого года, второе чтение запланировано на осень. Однако, согласно документу, после 1 июля предполагается дальнейшее сокращение объемов ПЭТ-тары вплоть до 0,5 л (точные сроки не указаны), что, по сути, означает полный запрет на реализацию пива в пластике.
Глава совета директоров “Сан ИнБев” (“дочка” AB InBev) Андрей Губка говорит, что сейчас в ПЭТ-тару более 1,5 л разливается 23,9% пива отечественного производства (всего, по оценке союза, в ПЭТ-тару сейчас разливается около 50% российского пива). Отказ от ее использования, по его словам, приведет к “достаточно негативным последствиям”: пивной рынок может сократиться на 10% к 2017 году. “Конечно, часть объемов перейдет в ПЭТ-упаковку меньших форматов, но последствия такого шага обернутся удорожанием пивной продукции, что в совокупности с сокращением покупательской способности приведет к падению спроса”,— соглашается представитель Heineken Кирилл Болматов. В прошлом году, по данным Росстата, выпуск пива в стране сократился на 8,6%, до 816 млн дал. По данным Carlsberg (контролирует пивоваренную компанию “Балтика”), в первом и втором кварталах 2015 года рынок пива в России падал на 9% в натуральном выражении. Акции компании, отчитавшейся вчера же за первое полугодие, подешевели на бирже на 9%.
МПБК “Очаково”, который не входит в союз, не получал приглашения присоединиться к инициативе по ограничению ПЭТ-тары и поддерживать ее не будет, сказал “Ъ” гендиректор комбината Юрий Антонов. “Не считаем ее целесообразной”,— пояснил он, отметив, что у “Очаково” сейчас 79% разливаемого пива продается в ПЭТ-таре объемом свыше 1,5 л.
Менеджер крупной пивоваренной компании утверждает, что союз уже проинформировал правительственные структуры о своей инициативе. Так, на прошлой неделе, по его словам, она обсуждалась на встрече представителей отрасли с руководством Росалкогольрегулирования (РАР). Представитель ведомства подтвердил это. Глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков заявил “Ъ”, что предлагал прописать в законопроекте запрет на реализацию алкоголя в ПЭТ-таре в объеме более 0,5 л с 2020 года, однако настаивать на этом он не будет: “Думаю, что сначала нужно принять закон по ограничению 1,5 л, а потом уже, если будет необходимость, вернуться к вопросу о дальнейших ограничениях пластиковой тары”.
Пивовары ранее уже добровольно ограничивали объемы ПЭТ-тары, стремясь тем самым избежать полного запрета на ее использование. С января 2014 года они отказались от выпуска пива в пластике объемом более 2,5 л (для продукции крепостью более 6 градусов ПЭТ-тара была ограничена 2 л).