Михаил Хазин о проблемах отношений Китая и США.
Современная ситуация представляется крайне нервной, обвалы рынков там, парад девальваций, то, сё … По этой причине хочется более или менее внятно объяснить, каков же механизм событий и что тут можно ожидать и сделать. И ключевой вопрос, который определяет ситуацию сегодня, это экономические отношения США и Китая.
Начались эти отношения в середине 70-х годов, когда для Китая (последний раз в истории) открыли рынки США. Однако самое интересное случилось в начале 80-х. Дело в том, что к середине 70-х стало окончательно понятно, что США проигрывают «соревнование двух систем» СССР. И им нужно что-то делать … Решение было найдено в том, чтобы запустить новую технологическую волну, которая позже получила название «информационна революция».
Беда в том, что для этого было необходимо не только найти деньги на запуск этого процесса (в этом проблем не было), но и в том, чтобы обеспечить спрос на новые «гаджеты» (хотя такого слова тогда еще не было). А у людей денег не было, депрессия 70-х, отягощенная инфляцией («стагфляция») не давала для этого возможности, И тогда были приняты два решения …
Первое – началось кредитование частного спроса, под новую модель возврата кредита, переход к схеме рефинансирования. Но и это бы не сработало, поскольку не было особых денег на обслуживание долга, люди, скорее, купили бы себе новые джинсы, чем не очень популярные гаджеты. И тогда США начали перенос производства ширпотреба в Китай …
Условно эта схема выглядела так. В 70-е граждане США покупали американские джинсы за 100 долларов (цифры условные, просто для иллюстрации), себестоимость которых была 90 (торговая наценка в условиях кризиса была низкая). После переноса производства в Китай они стали стоить в США 20 долларов, при себестоимости 4 доллара. 16 долларов чистой прибыль делились между производителем и посредниками из США в пропорции 1:3, то есть для китайского производителя обеспечивалась 100%-я прибыль, а посредник получал остальное. Кстати, вклад в ВВП США в этом случае оказывался больше, чем при производстве в США, перенос производства в Китай увеличивал ВВП США.
Но у потребителя в США оставались 80 долларов, которые можно было использовать для обслуживания кредита, на который был куплен тот самый гаджет … Схема получилась вполне законченная, нужно только добавить агрессивную рекламу и пропаганду – которая, впрочем, на фоне резкого снижения стоимости ширпотреба, оказалась куда более эффективнее, чем ранее. И схема эта оказалась успещной.
Эта схема действует до сих пор – уже после гибели СССР и разрушения ее экономического кластера. Но беда в том, что механизм стимулирования спроса и накопленные долги делают невозможным ее дальнейшее продолжение. И что делать дальше? Возвращать производство в США невозможно, поскольку оно дороже, чем в Китае и если это сделать, то вся инновационная промышленность довольно быстро рухнет …
При этом если даже ничего не делать, то проблемы все равно возникнут. Поскольку стимулировать спрос становится все труднее, потребители начинают делать ставку на самые дешевые товары – которые не американского производства. Кроме того, влияние Китая стало в мире настолько сильным, что США начали активно на него давить – а в такой ситуации зависимость от китайского импорта становится проблемой.
Для того, чтобы разорвать «пуповину», связывающую экономики США и Китая (а у последнего тоже проблемы, поскольку денег на то, чтобы стимулировать внутренний рынок для покупки товаров, которые сегодня идут на экспорт, тоже нет) нужны новые рынки. И США, и Китаю. При том, что рынок, по большому счету, только один – это Евросоюз. И каждый из главных мировых игроков разработал свой собственный план по захвату этого рынка.
Китай – новый «Великий шелковый путь», США – зону свободной торговли с ЕС, которая снимет все нетарифные барьеры на пути американских товаров на рынки ЕС. Разумеется, каждый из партнеров-соперников пытается разрушить планы конкурента – отсюда и Сноуден, и гражданская война на Украине. Но в последнее время заметились некоторые изменения в политике США.
Если еще пару лет назад США хотели решить все задачи одновременно, то сегодня ситуация изменилась. Все оставшиеся силы брошены на главную задачу – любой ценой заключить договор о зоне свободной торговли. Поскольку власти США поняли, что если она решена не будет, то поражение неизбежно. А в этом случае США всегда готовы пожертвовать чем угодно, лишь бы решить главную задачу. Кстати, в том числе и Украиной.
Отметим, что вопрос о том, будет ли она решена в случае создания этой зоны – на самом деле открыт. Точнее, в рамках экономиксистского понимания ситуации эта задача решается, а наш подход показывает (я уже как-то об этом писал), что и в этом случае не получается.
Для примера – почему идет такая атака на Россию и некоторые другие страны? А дело в том, что Россия, Турция и Китай поставляют в ЕС товаров каждый год примерно на 1 триллион долларов! И эти доллары должны идти в США! Поскольку американские товары дороже, нужно убедить жителей ЕС, что их «принципы» и «ценности» не дают возможности покупать дешевые товары у «изгоев». И соответствующая работа идет, причем очень активно. Ничего личного, только бизнес!
Есть только одна проблема! Обвал американских рынков не должен произойти до заключения соглашения о зоне свободной торговли! Иначе оно может и не состояться! Но, похоже, что ресурсов на то, чтобы «держать» ситуацию уже особо не хватает. Да и Китай, скорее всего, описанную выше коллизию понимает – и в этой ситуации может и ускорить падение рынков. Стратегия тут важнее тактики.
А вот после такого обвала считать ситуацию становится крайне сложно, поскольку все спокойные сценарии рушатся. И что делать? Здесь начинается работа кризисных менеджеров, которым еще нужно выстроить новые рычаги управления. И как будет выглядеть картина мира – большой вопрос. А потому – нынешняя осень будет очень интересной!
По информации: worldcrisis.ru