Бюджетная пустота

 

Правительство не знает, что делать, а помощник президента Андрей Белоусов предлагает  планировать бюджет только на год вперед

Августовские события на нефтяном рынке заставили правительство взять еще месяц на бюджетные проектировки. Экстренный бюджет, разрабатываемый по предложению администрации президента, будет действовать только в 2016 году. Очевидных преимуществ это не дает ни Минфину, ни Минэкономики, ни соцблоку правительства. Основная проблема, которая решается таким образом,— еще четыре недели можно не принимать решения о пересчете бюджета на 2016 год на цену нефти в $40 за баррель.

Премьер Дмитрий Медведев вчера поручил правительству внести в Госдуму предложения о правке Бюджетного кодекса, позволяющие представить бюджет Госдуме не 1 октября, а на 25 дней позже и в измененном виде: у Белого дома появится право полностью расписать его не в формате 2016-2018 годов, а только на 2016 год. По крайней мере для федерального бюджета и внебюджетных фондов бюджетная трехлетка пока отменяется.

Причина происходящего очевидна — августовское падение цен на нефть на 20% с последующим отскоком к уровням $50 за баррель: непредсказуемость объема нефтяных доходов даже на 2016 год делает слишком рискованным утверждение трехлетних гострат, в первую очередь в рамках госпрограмм. Как пояснил “Ъ” замминистра финансов Максим Орешкин, однолетний бюджет-2016 разрабатывается “фактически с нуля”, а не на основе базовых показателей 2015 года и представленного ранее в проекте (см. “Ъ” от 27 августа) прогноза Минэкономики, который, как ожидается, на этой неделе будет обсуждаться в правительстве. Он предполагает два сценария — базовый при цене нефти в $55 за баррель и пессимистичный при цене в $40.

По данным “Ъ”, ни в Минфине, ни в Минэкономики не видят принципиальных выгод от возврата к годовому бюджету. По данным “Ъ”, это инициатива помощника президента Андрея Белоусова, утвержденная у Владимира Путина, и собеседник “Ъ” в ведомствах называет идею “чисто политическим решением”. В Минфине уточняют: революционной однолетка вряд ли будет. По словам помощника министра финансов Светланы Никитиной, фактически бюджет текущего 2015 года уже является однолетним — “получатели могут распоряжаться только теми средствами, которые уже выделены”. Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров отмечает: переход на однолетний бюджет — вопрос здравого смысла. “Сегодня прогноз на второй-третий год следующей трехлетки — это уже даже не научная фантастика”,— сказал он “Ъ”.

Отсрочка с внесением в Госдуму бюджета на целых 25 дней важна психологически: волатильность на рынке нефти заставит пересчитывать бюджет в сентябре по цене нефти в $40 за баррель, стабилизация увеличит шансы на однолетний бюджет с ценой в $50-55. Минфин успеет представить правительству собственный долгосрочный бюджетный прогноз до 2030 года. Над ним сейчас, по словам господина Орешкина, активно работают в министерстве, “в нем будут учтены сценарии и Минфина, и Минэкономики” и спрогнозированы параметры бюджета на 2016-2018 годы. По словам замминистра, отказ от трехлетки позволит “без спешки” корректировать госпрограммы. “Дискуссия идет, мы попытаемся разобраться в ситуации, в том числе с потолками бюджетных программ к концу текущего года”,— говорит он.

По словам Андрея Макарова, сдвиг сроков внесения бюджета в Госдуму позволит “найти механизмы”, чтобы годовой формат бюджета не нанес ущерба отношениям в рамках трехлетних госконтрактов. Парламент будет интересовать и все связанное с бюджетами регионов на 2016 год, включая идею предоставления им трансфертов в виде единой субсидии.

Дмитрий Бутрин, Вадим Вислогузов, Елена Киселева, Анастасия Мануйлова

Фото: kazanfirst.ru
По информации: Коммерсант.ru

Ранее

Минэкономики не верит в малый бизнес

Далее

Допросили альпиниста

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru