Международный авиасалон МАКС-2015 не оправдал надежд
Авиасалон МАКС-2015 в подмосковном Жуковском завершил свою работу. Гости и участники салона не скупились на похвалы. МАКС по масштабам, наверное, первенствует в мире – даже при значительно сокращённой статической экспозиции. Эту масштабность да лихие полёты семи демонстрационных пилотажных групп можно отнести к плюсам МАКСа.
Минусов, увы, больше. Я побывал на подобных шоу в Ле-Бурже, на Фарнборо, в Кейптауне, Дубае и Абу-Даби, в Куала-Лумпуре и на острове Лангкави (Малайзия), в Нью-Дели, Сантьяго, Чжухае и Рио-де-Жанейро, в некоторых странах не по одному разу, и могу сравнивать. Вывод не очень весёлый: красочностью МАКС компенсировал коммерческую вялость. В Жуковском за шесть дней побывали около 405 тыс. посетителей – на 65 тыс. больше, чем в 2013 году. Но и в этом году с транспортной доступностью было не всё благополучно. Для перевозки такой массы людей было выделено 200 автобусов. Они челночили от железнодорожных платформ «Отдых» и «42-й километр», куда подходили дополнительные электрички, и от перехватывающей парковки при въезде в город. Машинам через Жуковский ход был закрыт – кроме местных жителей, предъявлявших паспорт с отметкой о регистрации, и обладателей спецпропусков, полученных от местной администрации и дирекции авиасалона. Зато МАКС охраняли 4 тыс. полицейских и военнослужащих внутренних войск МВД, вертолёт, аэростат и два катера, защищавшие аэропорт от проникновения нежелательных элементов со стороны Москвы-реки.
Не все флаги в гости Открывал аэрокосмическое шоу президент Путин. Он делает это с 1999 года. Не приезжал он в Жуковский лишь в 2013 году. Состояние дел в отрасли тогда оценивалось как аховое, и Путин продемонстрировал своё недовольство отечественными авиастроителями. Но на МАКС-2015 глава государства не приехать просто не мог: политическая ситуация требовала находить новых партнёров. Судя по всему, они были найдены: в Жуковском президент появился рука об руку с представителями нескольких арабских стран. Иран, с которого сняты санкции, свой стенд на МАКСе разместил между двумя российскими предприятиями. Из-за Ирана МАКС бойкотировали израильские фирмы. Мнение Олег ПАНТЕЛЕЕВ, руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт»: – К сожалению, официального рейтинга салонов нет, так как сложно выбрать критерии, по которым их следует ранжировать.
По сумме сделок МАКС-2015 будет смотреться очень скромно, примерно раз в 10 скромнее не самых больших международных форумов. Но по некоторым критериям МАКС выглядит если не рекордсменом, то уж точно игроком премьер-лиги. Например, по лётной программе. Среди международных аэрокосмических салонов она беспрецедентна, как и интерес к полётам со стороны посетителей выставки. В нынешнем году было намного меньше накладок в организации, это большой плюс дирекции и всем ответственным лицам. Количество иностранных компаний-участников снизилось по сравнению с прошлым МАКСом почти вдвое – 151 из 31 страны. Для сравнения: в Ле-Бурже было более тысячи участников из 50 стран. Отчасти эту разницу у нас компенсировали китайские компании, которых в этом году было в три раза больше.
Однако, если прислушаться к гостям из Поднебесной и узнать их цели, радости может поубавиться. «Мы надеемся, что в будущем много самолётов, произведённых китайской авиационной промышленной компанией, будет летать в небе России», – откровенничал вице-президент Харбинской авиационной промышленной компании Лю Гуанлинь. Впервые на МАКСе отсутствовала Украина, хотя два года назад соседских компаний было почти полсотни. Ни днепропетровского ракетного «Южмаша», ни запорожского двигателестроительного «Мотор-Сич» – от него были две его «дочки», российская и белорусская. А вот глава «Мотор-Сич» народный депутат Украины Вячеслав Богуслаев всё же попал в объективы фотокамер. Зато представлен был Луганский авиаремонтный завод.
Конечно, сказались политические проблемы: приехали в основном компании, работающие в сфере гражданской авиации. Хотя у нашего авиапрома перекос как раз в военную область. Представители Boeing и Airbus подчёркивали: Россия есть и останется очень важным рынком для их компаний. Ещё бы – российская компания ВСМПО-АВИСМА обеспечивает 30% титана только для Airbus. Путин пообщался среди прочих с делегациями Airbus и Safran. «Мы опасались, что ситуация с «Мистралями» ударит по нам, потому что всё это вызвало в России сомнения насчёт коммерческой надёжности Франции, – признался потом представитель Airbus. – Появление Путина на стенде нас успокоило. С политической точки зрения он мог пройти мимо и не обратить на нас внимания.
Но он пришёл. Мы же остаёмся в России…» На МАКС-2015 приехали представители ряда западных стран, участвующих в санкционном «наезде» на Россию. Только не стоит тешить себя их присутствием – вполне возможно, они прибыли как сотрудники научной разведки. Посчитали – прослезились По сумме контрактов МАКС никогда не дотягивал до европейских грандов. Планка Ле-Бурже и Фарнборо – около 60 млдр евро, наше шоу пока лишь тянется к 10 млрд, да и то в лучшие годы. В эту сумму включались и сделки между российскими компаниями, а также со странами третьего мира, платёжные способности которых в реальных деньгах весьма невысоки. Объём заключённых контрактов оказался значительно скромнее, чем на предыдущих выставках, – 2 млрд долларов против 16 млрд в 2013 году. Расходы на организацию МАКС-2015 увеличились на 10–15% в сравнении с предыдущим салоном, доходы же уменьшились. Хотя организаторы повысили цену на выставочные площади почти на 10%.
Дело отчасти в том, что многие российские компании из экономии сократили выставочные бюджеты. А вот китайцы размер арендуемых площадей увеличился почти втрое. Из-за экономии многие зарубежные фирмы участвовали в МАКСе вне рамок национальных экспозиций. Места неприехавших израильских и украинских компаний заняли экспоненты из Турции, Южной Африки и других государств. Стоимость сделок в сфере военно-технического сотрудничества, заключённых во время салона, не разглашается. Вообще, значительная часть соглашений, протоколов о намерениях и меморандумов заключена без раскрытия стоимости. Однако с учётом соглашений о сотрудничестве, имеющих инвестиционные обязательства, контракты и сделки МАКС-2015 оценены в 350 млрд рублей. Соглашения о продаже SuperJet100: пока всё вилами на воде писано.
На МАКС-2015 надежды были связаны главным образом с отечественным региональным самолётом SuperJet 100 производства «Гражданских самолётов Сухого» (ГСС). Все контракты по SSJ 100 были приурочены к салону. Главное событие – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и ГСС подписали твёрдый контракт на поставку 32 самолётов с опционом на 28 судов. ГТЛК на это выделены государственные средства. В дальнейшем самолёты будут переданы российским региональным авиаперевозчикам на условиях операционного лизинга. Такой контракт с ГТЛК на поставку 20 SSJ уже заключила авиакомпания «Ямал». «Бурятские авиалинии» и «Тувинские авиалинии» получат в лизинг 15 и 10 SSJ 100 соответственно.
Самолёты должны быть поставлены до 2017 года. Объёмы производства SuperJet 100 невелики: в перспективе – четыре десятка в год. Российские компании, которые даже на внутренних перевозках перешли на продукцию Boeing и Airbus, покупают SSJ 100 лишь под давлением правительства. У «Аэрофлота» из 153 бортов SuperJet 100 лишь десяток. Руководство авиаперевозчика обещает увеличить их число до 30. «Трансаэро» и S7 от отечественной новинки напрочь отказываются. Продвижение SuperJet 100 осложняется и санкциями на поставки иностранных комплектующих. Французских авионики и двигателей, например. На замену уйдёт много времени. За счёт вожделенного импортозамещения ОАК собирается снизить себестоимость SSJ 100 на 2,6 млн долларов в течение трёх лет (цена одного лайнера сегодня – 36 млн долларов).
Замена импортных комплектующих, однако, потребует дополнительных испытаний. По плану импортозамещения в гражданской авиации (2015–2022 годы) при производстве SSJ 100 предполагается заменить на отечественные 22 компонента. ГСС к этому готовы, но только если эти компоненты пройдут сертификацию. К импортозамещению у нас относятся шапкозакидательски. Но вот Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение», которая поставляет ракеты для ВВС, посетовал: мотор к нашей авиационной ракете Х-35 делало украинское предприятие «Мотор-Сич», стали делать отечественный движок – то из подшипников шарики летят, то корпус трескается… Мотор в серию всё же запустили совместными усилиями. Китайских компаний на МАКС-2015 было втрое больше, чем прежде. Однако, если прислушаться к гостям из Поднебесной и узнать их цели, радости может поубавиться: они хотят, чтобы в небе России летали их самолёты. В рамках авиасалона было подписано трёхстороннее соглашение между «Ильюшин Финанс», российской авиакомпанией Red Wings и камбоджийской Sky Angkor Airlines о передаче последней одного SSJ 100 в «мокрый лизинг» (то есть в аренду сдаётся самолёт с обязательством проводить на нём техническое обслуживание).
Вообще «Ильюшин Финанс» планирует увеличить заказ на Sukhoi Superjet с 20 до 32 машин. Казахстан и Белоруссия подписали предварительные соглашения и обещали приобрести по 20 SSJ 100. Кроме того, ГСС могут поставить SSJ 100 в Иран. Российско-китайский инвестиционный фонд, ОАК и New Century International Leasing (КНР) планируют создать лизинговую компанию для продвижения SSJ 100 в Китае и у его соседей. Но твёрдого соглашения о продаже самолётов опять же не подписано. Соглашения об экспорте самолётов в Мексику, Иорданию, Казахстан носят предварительный характер. Всё это, что называется, вилами на воде писано. Как любит говорить глава «Ростеха» Сергей Чемезов (сам не раз от него слышал), выставка – это смотрины, а «свадьба» потом. Слабое утешение: «Боинг» на МАКС-2015 не продал ни одного самолёта… Путину показали летающий топор. Для «прикола» сделано способное воспарить орудие или для дел полезных, не пояснили.
Лучшее – детям Знаменитый институт ЦАГИ, МФТИ, «ФАЛТ-Динамика», РСК «МиГ» и администрация города Жуковский подписали договор о создании молодёжного аэрокосмического образовательного центра «Высота». Молодёжь, правда, и без этого дерзает. Владимиру Путину в павильоне «От винта» с работами детей показали полутораметровый летающий топор. Несмотря на солидный размер, он весит всего 200 граммов. Для «прикола» сделано способное воспарить орудие русских ратников и ушкуйников или для дел полезных, создатели не пояснили. Злые языки говорят, что о «новинке» впервые узнали ещё в 1986 году то ли из журнала «Техника – молодёжи», то ли из «Юного техника».
Самолёты не проданы Как бы то ни было, но ближнемагистральный SSJ 100 всё же летает, а вот долгожданный ближне-среднемагистральный МС-21 (Як-242) полетит, как пообещали президенту во время конференц-связи на МАКСе, лишь в 2016 году. Сказано с очень большой долей откуда-то взятого оптимизма. Дело в том, что разработчик новинки – концерн «Иркут». Это крупнейший производитель истребителей Су-30СМ, Су-30МК и учебно-боевых Як-130. Напрашивается параллель: создание ракеты для подводных атомных крейсеров почему-то доверили не Государственному ракетному центру им. Макеева в Миассе, специализирующемуся на морской тематике, а Московскому институту теплотехники. Посадили не в свои сани. Потом пришлось с большими потугами доводить «Булаву». Не повторится ли история? Контрактов и соглашений по МС-21, который мыслится заменой Ту-154, на салоне подписано не было. Хотя ожидалось «твёрдое» соглашение между «Сбербанк Лизингом» и корпорацией «Иркут» на поставку 20 самолётов и опцион в 30 машин.
Два года назад, помнится, по МС-21 даже заключали какие-то соглашения. О них сейчас никто и не вспомнил. Продвижение на рынки МС-21 будет, вероятно, затруднено и тем, что этот самолёт – прямой конкурент китайского С919. Оба претендуют на место в нише узкофюзеляжных магистральных лайнеров. Правительство, боясь безысходности в отечественном авиапроме, пошло на гарантирование остаточной стоимости российских гражданских судов. Эти гарантии распространяются на первую сотню уже произведённых SSJ 100. Этот благой правительственный жест распространится и на МС-21. Цель – стимуляция спроса на отечественные крылатые машины.
Лизинговым компаниям и перевозчикам гарантируется: если стоимость купленных ими самолётов по истечении нескольких лет эксплуатации опустится ниже определённого уровня, им компенсируют разницу. Программа гарантирования остаточной стоимости рассчитана до 2025 года. В 2015 году на неё планировалось выделить 1 млрд рублей, затем фигурировала цифра 750 млн, в 2016 году она подпрыгнет до 3,5 млрд рублей, в дальнейшем выделение средств будет зависеть от продаж. Для спасения производства Sukhoi Superjet 100 государство выделяет 100 млрд рублей. Но при условии, что «Гражданские самолёты Сухого» со следующего года будут продавать не менее 30 лайнеров в год. Глава ГСС прогнозирует: в 2015 году будет выпущено около 40 самолётов. Но знающие люди утверждают: хорошо, если будет половина от заявленного. Ведь ещё не проданы произведённые самолёты. Часть их собираются передать казахской авиакомпании Scat. Сделка финансируется за счёт бюджета.
Напомним, долгов у ГСС – 1,75 млрд долларов. Банки требуют от ГСС твёрдых контрактов. В этом году стоимость контрактов на SSJ 100 превысила 1 млрд долларов. В 2013-м портфель заказов на Sukhoi Superjet 100 оценивался в 3,4 млрд долларов. Любопытно, что Михаила Погосяна, бывшего гендиректора ОАК и «отца» Superjet 100, на выставке не вспоминали прилюдно. Разве что в кулуарах. «МС-21» полетит в 2016 году, пообещали президенту с очень большой долей откуда-то взятого оптимизма. Военные контракты и их отсутствие На МАКС-2015 было подписано и несколько военных контрактов. Самый крупный – на поставку 48 истребителей Су-35 Минобороны России на сумму 100 млрд рублей.
В 2009 году такой же контракт (тоже 48 самолётов) обошёлся в 66 миллиардов. Четыре учебно-боевых самолёта Як-130 проданы Белоруссии – в дополнение к поставленной в 2013 году четвёрке. Белорусские военные получат и пять зенитных ракетных комплексов «Тор-М2К». Шасси этого модернизированного ЗРК выпускает Минский завод колёсных тягачей. Концерн ВКО «Алмаз-Антей» заключил с белорусами контракт на поставку радиолокационной станции «Противник-Г».
Акционерное общество «ГНПП «Регион» впервые продемонстрировало последнюю экспортную разработку авиационных средств поражения – корректируемую авиационную 250-килограммовую бомбу с осколочно-фугасной боевой частью. Она предназначена для поражения легкоуязвимой техники, железнодорожных узлов, военных складов и других целей подобного рода. Лазерная головка самонаведения определяет высокую точность применения боеприпаса – отклонение не превышает 5 метров. Новинка любопытна ещё и тем, что её носителем предполагается, в частности, истребитель пятого поколения. Его ещё называют перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА) и Т-50. Контрактов на поставку давно ожидаемого в войсках Т-50 не было.
Причину неготовности этой машины специалисты видят в отсутствии двигателя пятого поколения и современного бортового радара. То есть говорить о наличии у нас истребителя пятого поколения рановато. К слову, Китай ведёт разработку сразу двух машин пятого поколения. А США уж и вовсе заключают контракты и производят свой истребитель пятого поколения. Россия со своими перспективными разработками опять проигрывает в гонке новых моделей. Названа и одна из главных причин, не позволяющих нормально развиваться российскому ОПК, – ценовой диктат смежников-монополистов. Под этот МАКС принят закон, который утрясался и согласовывался два года, – о частно-государственном партнёрстве. Закон позволяет привлекать частный бизнес к модернизации авиации – гражданской и военной. С некоторой натяжкой сенсацией можно назвать закупку Египтом 52 ударных вертолётов Ка-52К «Катран».
В космической отрасли контракты на создание для Ирана и Белоруссии спутников дистанционного зондирования Земли получила российская корпорация ВНИИЭМ. Эта же компания будет совместно с британской Surrey Satellite Technology разрабатывать малый спутник. Твёрдый контракт ожидается в следующем году. Ещё одно соглашение – Россия с помощью ракеты-носителя «Днепр» выведет на орбиту испанский спутник PAZ. Это произойдёт до конца 2015 года. В рамках проекта «ЭкзоМарс» госкорпорация «Роскосмос» и Европейское космическое агентство (ЕКА) в 2016 году планируют запустить к Марсу орбитальный аппарат, а ещё через два года – робот-марсоход. Согласованы сроки реализации лунных миссий, в которых участвуют Россия и Европа. Аппарат «Луна-Глоб» стартует в космос в конце 2018 – начале 2019 года, а орбитальный аппарат «Луна-Ресурс» – в 2020 году.
Сроки миссии «Луна-Грунт» будут уточняться. ЕКА заинтересовано в сотрудничестве с Россией и в экспедиции к спутнику Марса – Фобосу. Если подытожить, то опять видим лишь планы, намерения. Были и новинки, что называется, в железе. «Российские космические системы» представили инновационные разработки и продукты космического приборостроения, спутниковой навигации, безопасности и дистанционного зондирования Земли. Самарский научно-технический комплекс им. Кузнецова показал жидкостный ракетный двигатель НК-39. НПО им. Лавочкина впервые представило широкой публике полномасштабные макеты разгонного блока «Фрегат-СБ», космического аппарата «Луна-Глоб» и малого космического аппарата для фундаментальных космических исследований с комплексом научной аппаратуры РЭЛЕК.
В павильоне «Роскосмос» РКК «Энергия» впервые представила выполненный из углепластика корпус командного отсека пилотируемого транспортного корабля нового поколения. Изделие, по форме напоминающее ступу, в ближайшие годы совершит полёт на Луну. Сенсаций не получилось С некоторой натяжкой сенсацией можно было бы назвать закупку Египтом 52 ударных вертолётов Ка-52К «Катран». Тех самых, что должны были комплектовать французские «Мистрали».
Центральный аэрогидродинамический институт показал публике модель гиперзвукового пассажирского самолёта, сделанную в рамках международного проекта HEXAFLY-INT. Предполагается, что это воздушное суперсудно будет летать на водородном топливе со скоростью 7– 8 тыс. километров в час – благодаря уникальной форме. Пассажиры будут путешествовать с повышенным комфортом. В Америку и обратно можно будет слетать за один день. Не привлекло внимания журналистов отечественное электрическое шасси для пассажирских самолётов.
На Западе над этим активно работают. Смысл новинки в том, что при рулении перед взлётом и после приземления двигатели самолётов отключаются и он катится благодаря электромоторам, встроенным в колёса. Не получилось сенсации и из ростеховского беспилотника «Чирок» с шасси на воздушной подушке. Итак, можно сказать: МАКС стал выставкой не столько достижений, сколько проектов, намерений и нереализованных планов. На мировом фоне В мире в ближайшие 20 лет прогнозируется продажа более 38 тыс. новых гражданских пассажирских самолётов.
Объединённая авиастроительная корпорация (ГСС – её «дочка») планирует объём продаж в 4,8 трлн долларов. Россия строит 30 пассажирских самолётов в год. В то время как один только Boeing выдаёт за тот же срок 500 штук. Однако Россия планирует совместно с Китаем разработать новый широкофюзеляжный самолёт на 250–280 мест. Подписать контракт страны намереваются до конца года, чтобы конкурировать с Boeing и Airbus. «В гражданской авиации у русских есть хорошие идеи, а у китайцев – деньги», – с опаской говорили представители европейской делегации на МАКСе.
«Нам нужно решить глобальную задачу и выпускать по 250–300 пассажирских самолётов в год», – горячо говорил президент ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко. Сделать это будет непросто по многим причинам. Генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов назвал одну из них: сегодня отечественные предприятия вынуждены закупать порошки сплавов зарубежного производства, поставляемые фирмами – производителями 3D-установок. А это в перспективе один из основных производственных компонентов авиастроения.
На МАКС-2015 было объявлено, что ОАК разделят на пять дивизионов: гражданской авиации, боевой, специальной, транспортной авиации и сервисный, куда войдут переданные от Минобороны 16 ремонтных заводов. Поможет ли реорганизация решению проблем, сказать сложно. Справка Экспозиции были развёрнуты в павильонах на площади 28 тыс. квадратных метров и на 8 тыс. квадратных метров на открытой площадке. Переговоры велись в 78 корпоративных шале. Мероприятие посетили более 50 официальных делегаций и 66 тыс. специалистов. Аккредитацию для работы на салоне получили около 4 тыс. журналистов из 580 российских и 158 зарубежных СМИ.
Впервые были открыты официальные аккаунты МАКС-2015 в крупнейших социальных сетях. Число подписчиков этих аккаунтов достигло 90 тыс. человек. В ходе более чем 50 конференций и круглых столов, участниками которых стали 2 тыс. человек, обсуждались актуальные вопросы развития авиационно-космической промышленности, новые технологии и проблемы подготовки персонала. В лётной программе за шесть дней приняли участие 90 летательных аппаратов, включая 42 самолёта в составе 7 пилотажных групп: «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Крылья Тавриды», «Русь», «Первый полёт» и Baltic Bees (Латвия). На статической стоянке было представлено 133 летательных аппарата, включая 20 воздушных судов Воздушно-космических сил России. Впервые в рамках лётной программы МАКС был проведён Фестиваль скорости YOKOHAMA, в ходе которого самолёты и вертолёты соревновались в динамике и манёвренности с гоночными автомобилями.
Николай Поросков
Фото: arms-expo.ru
По информации : ВЕРСИЯ