Эстон Кохвер вернулся в Эстонию, Алексей Дрессен приехал в Россию
В минувшую субботу состоялся обмен сотрудника эстонских спецслужб Эстона Кохвера, осужденного в этом году в Москве за шпионаж, на Алексея Дрессена, отбывавшего в Эстонии срок за шпионскую деятельность в пользу России. Оба уже вернулись домой. Не исключено, что подобная практика в будущем будет применена и в отношении осужденных украинскими и российскими судами по уголовным делам, связанным с событиями в Донбассе.
Обмен сотрудника эстонской полиции безопасности (КаПо) Эстона Кохвера на экс-офицера этого же ведомства Алексея Дрессена состоялся 26 сентября на границе между странами, на КПП «Куничина гора» в Псковской области, на мосту через реку Пиуза. В тот же день оба встретились со своими семьями. В Таллине была проведена пресс-конференция, в которой приняли участие министр внутренних дел Ханно Певкур и гендиректор КаПо (входит в МВД) Арнольд Синисал. Пришел на нее и Эстон Кохвер, который, поблагодарив за поддержку «всех-всех-всех», ушел уже через минуту-другую. После этого господин Синисал сообщил, что в данный момент господину Кохверу предоставлен отпуск, после которого он сам решит, продолжит ли работать в ведомстве.
Что касается Алексея Дрессена, то он вчера с супругой и товарищами по работе отпраздновал свой 49-й день рождения.
Бывший офицер КаПо Алексей Дрессен (он служил в МВД Эстонии еще в советские времена) и его жена Виктория в июле 2102 года были признаны Харьюским судом Таллина виновными в госизмене в форме шпионажа в пользу России. Офицер получил 16 лет заключения, Виктория — 6 лет условно (ей позволили выехать в Россию раньше). Кроме того, суд обязал осужденного выплатить €142,9 тыс., полученных в качестве «криминального дохода», а также конфисковал квартиру, бывшую в собственности супругов, и около €23,6 тыс. наличными, найденные в ходе обыска. Сведения о том, какую именно информацию передавал в Россию господин Дрессен, противоречивы. По данным одних источников, он передал большое количество документов, касающихся работы западных спецслужб, в частности, британской МИ-6, в Эстонии, а также помог выявить в России агентов, работающих на иностранные разведки. Именно ценностью переданных господином Дрессеном сведений и объясняется суровость вынесенного ему приговора. В свою очередь, бывший гендиректор КаПо, ныне депутат эстонского парламента Райво Аэг утверждает, что господин Дрессен занимался в основном темой экстремизма и терроризма в Эстонии, что не представляло особого интереса для российских спецслужб. Господин Аэг вчера выразил удивление, что для обмена был выбран именно Алексей Дрессен, а не, скажем, также отбывающий срок за шпионаж в пользу России Владимир Вейтман. В свою очередь, директор таллинского Балтийского центра исследований России Владимир Юшкин предположил, что выбор в пользу Алексея Дрессена мог быть связан и с тем, что в 2007 году он был назначен одним из кураторов операции КаПо по подавлению массовых волнений, связанных со сносом Бронзового солдата (памятника советским воинам). Однако операция по сути провалилась.
О том, что Эстона Кохвера могут обменять, заговорили практически сразу — поскольку ни он, ни его защита обжаловать приговор не стали, при этом адвокат осужденного сообщил, что решение о подаче жалобы должен принять МИД Эстонии. Что касается действий российских властей, то совершать такого рода обмены позволяет федеральный закон «О внешней разведке», в котором говорится, что «государство обязано всемерно содействовать безусловному освобождению сотрудника кадрового состава органа внешней разведки Российской Федерации и членов его семьи, задержанных, арестованных или осужденных за пределами территории Российской Федерации в связи с осуществлением разведывательной деятельности». В связи с этим опрошенные “Ъ” источники в силовых структурах, отмечая законность и обоснованность подобных обменов, не исключают, что в скором времени они будут применяться и в отношении осужденных украинскими и российскими судами по уголовным делам, связанным с событиями в Донбассе.