Российский рынок минеральных удобрений может ждать национализация
После недавней ситуации вокруг возможной смены владельца «Тольяттиазота», на рынке возникли слухи, что миноритарный акционер может пойти на нестандартный шаг: передать контроль над своими активами государству. Эксперты уверены, что это тревожный звонок для всей отрасли и экономики.
Российский рынок удобрений сам по себе – один из самых стабильных в стране. Прибыльный, тесно связан с главными богатствами страны в виде природных ресурсов и мало зависит от импорта – всего на 0,7%, если верить исследованиям Intesco Research Group (на конец 2013 года). При этом внутренняя конкуренция между компаниями-гигантами жёсткая и всегда держит холдинги «ФосАгро», «Акрон», «Еврохим» и «Уралхим» в тонусе. Ежегодно огромные средства идут на развитие предприятий, модернизацию, внедрение новых технологий и поиск новых ресурсов для развития. Как результат, даже в посткризисные 2010 – 2011 годы отрасль достигла исторического максимума производства большинства видов удобрений: по данным исследователей «АзотЭкон Плюс» – 17,8 млн. тонн, при этом вырос и объём поставок непосредственно отечественному сельскому хозяйству – до 2,5 млн. тонн.
Появление в начале сентября информации о продаже мажоритарного пакета акций «Тольяттиазот» привело в активное движение весь сбалансированный и сложный механизм этого насыщенного рынка. «ТОАЗ» как крупнейший поставщик азота – точка пересечения многих интересов. В числе прочего, это давний желанный актив для миноритарного акционера предприятия – компании «Уралхим» во главе с Дмитрием Мазепиным. Контроль над «ТОАЗ» важен «Уралхиму» для укрепления собственной устойчивости на рынке, ведь на сегодняшний день холдинг остаётся одним из крупнейших перекредитованных должников в отрасли, совокупный долг эксперты оценивают более чем в $10 млрд. С появлением слухов о возможной продаже мажоритарного пакета «ТОАЗ» одному из крупных конкурентов, риски выйти из борьбы за этот актив для «Уралхима» взлетели многократно.
Не исключено, что Дмитрий Мазепин пойдёт на нестандартный шаг и привлечёт на поле борьбы нового крупнейшего игрока: государство. Такое развитие ситуации предполагают источники, близкие к компании «Уралкалий»: по их информации, через подконтрольную компанию Дмитрий Мазепин может вынести к обсуждению на самом высоком уровне проект национализации своего холдинга. При таком повороте он получит возможность уйти от высоких рисков перекредитования, останется при серьёзном доходе, сохранит положение – сможет занять в новообразованной госкорпорации должность президента или председателя совета директоров, и успешно обойдёт всех игроков рынка.
После «Уралкалия» и «Уралхима» национализация «Тольяттиазота», в котором Дмитрию Мазепину принадлежит почти 10% акций, становится лишь вопросом времени. Рынок предполагает, что далее цепочка в скором времени может дойти и до холдингов «ФосАгро», «ЕвроХима» и «Акрона». Дмитрию Мазепину это выгодно, поскольку окончательно уберёт с доски рынка сильных конкурентов, сейчас находящихся в куда более выгодном и перспективном положении. В случае национализации владельцам холдингов в добровольно-принудительном порядке предложат продать свои акции.
Подобный розыгрыш бизнес-активов, инициированный Мазепиным, скажется не только на отрасли. Изменения на рынке обязательно повлекут за собой экономику и социальную ситуацию в стране. Ведь отрасль минудобрений является образующей для многих городов
Приволжского, Северо-Западного и Центральных федеральных округов, составляет огромную долю налоговой базы регионов, не говоря о социальной нагрузке на предприятия. На первый взгляд кажется, что от национализации таких предприятий государство только выиграет из-за их значимости. Но что же на деле?
Известно, что государственные монополии не всегда показывают себя с лучшей стороны – велика коррупционная составляющая, «кумовство» при назначении управляющих, вопросы с эффективностью, не так важен фактор реальной социальной ответственности. Дополнительно можно ожидать и снижения инвестиционной привлекательности, а значит падения притока средств в развитие предприятий – государство больших вложений себе позволить не может. Всё это в целом негативно повлияет на доли российских предприятий на международном рынке – что критично, поскольку сегодня удобрения в структуре экспорта страны стоят на почётном третьем месте после топливно-энергетического комплекса и металлургии. Упадёт доходность – упадёт объём налоговых поступлений, а ведь именно в увеличении последних государство заинтересованно больше всего. Эксперты сходятся во мнении, что в настоящее время план Дмитрия Мазепина учитывает именно его интересы, а не экономики и государства в целом.
Сергей Ковалев
Фото: bfmsamara.ru