Личный «потоп» Виктора Ишаева

Дальневосточная трагедия, как апофеоз карьеры бывшего губернатора, министра и полпреда Президента

 424

Последствия потопа

Сначала об ужасных последствиях паводка, с которым Дальний Восток борется уже более месяца.

Общий ущерб от наводнения, по предварительным данным, оценивается более чем в 30 миллиардов рублей, в зоне затопления находятся около 40 тысяч человек. В ликвидации последствий участвуют 30 тысяч человек и около 5 тысяч единиц различной техники.

17 сентября министр по делам чрезвычайных ситуаций России Владимир Пучков заявил о том, что спасательная операция в зоне затопления на Дальнем Востоке вступила в завершающую стадию.

– Силы и органы РСЧС провели полномасштабные аварийно-спасательные работы, и правительственная комиссия по ликвидации последствий стихийного бедствия выполнила все возложенные на нее задачи, – отметил Пучков на совещании в Хабаровске.

Что в итоге? По оценкам вице-премьера и нового полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, назначенного на этот пост, вместо в одночасье уволенного Виктора Ишаева, 135 тысяч жителей Дальнего Востока пострадали от наводнения. Кроме того, по его словам, от паводка в округе пострадали 14 тысяч домов, 1600 километров дорог, 174 моста, 825 социально значимых объектов. Во временных пунктах размещены 2396 человек, 1858 из них живут в отапливаемых помещениях, предназначенных для длительного пребывания. А всего за время стихийного бедствия были эвакуированы 32,5 тысяч жителей Дальнего Востока. Проводится вакцинация населения, территории дезинфекцируются.

Из федерального бюджета для выплат компенсаций пострадавшим во время стихийного бедствия были выделены 12,5 млрд рублей. Однако сами выплаты почему практически не производятся. Как заявил генпрокурор Юрий Чайка, в ходе работы комиссии в Комсомольске-на-Амуре, на встрече с жителями выяснилось что из ста человек выплаты получил только один.

Генпрокурора поддержал и полпред Юрий Трутнев:

– Это не просто поручение, – сказал он, говоря о распоряжении правительства от 5 сентября о выплатах пострадавшим. – Это вопрос выживания для людей. Прошу об этом помнить.

Кроме того, Трутнев потребовал, чтобы новое жилье пострадавшим от паводка было предоставлено не позднее чем через год. А глава Минрегиона заявил, что стоимость нового жилья для пострадавших от паводка не должна превышать 30 тысяч рублей за квадратный метр.

Огромный урон вода нанесла и сельскому хозяйству Дальнего Востока, затопив и уничтожив культуры на площади более 370 тысяч гектар. По данным пресс-службы Минсельхоза России, только по прямым затратам предварительный ущерб составил 3,1 миллиарда рублей.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин пообещал президенту Владимиру Путину, что в течение месяца, начиная с 16 сентября, в пострадавших регионах Дальнего Востока естественная монополия будет продавать топливо по льготным ценам.

Не оправдал доверия

Президент Владимир Путин прилетел на Дальний Восток в ночь на 30 августа. Практически весь следующий день летал над затопленными городами и поселками, встречался с людьми, слушал. А 31 августа снял со всех должностей Виктора Ишаева – полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе, совмещавшего эту должность с руководством Министерством по развитию Дальнего Востока. Правда, президент, оглашая эту новость, заметил, что «это решение не связано непосредственно с ситуацией с наводнением», и даже поблагодарил Ишаева за работу, но многие поняли, что эти слова – не более чем фигура речи, дань многолетним кремлевским традициям.

Предпосылки к сильным паводкам на Дальнем Востоке были очевидны еще в июле, когда ежедневные дожди приносили тройную норму осадков. Об этом в середине августа говорил начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ Владимир Степанов. В результате емкости водохранилищ были переполнены, почва переувлажнена. Август, как выразился Степанов, ничего позитивного в этом не принес. В итоге за месяц выпала годовая норма осадков.

Паводки на Дальнем Востоке были всегда, говорят географы. Многие населенные пункты находятся в потенциальной зоне подтопления. Поэтому еще в прежние времена здесь было построено много дамб, плотин и других гидротехнических сооружений. Но они оказались не готовы к напору стихии.

– В Приморье 1200 километров защитных дамб, – говорит Николай Бортин, доктор географических наук, директор Дальневосточного филиала ФГУП «Российский НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов». – Из них примерно 40% разрушено либо не отвечает требованиям защиты.

В результате под напором воды многие плотины и дамбы смыло. И хотя МЧС уже десяток лет било по этому поводу тревогу, к спасателям никто не прислушивался. В первую очередь – руководители регионов, в том числе и самый главный «начальник» на Дальнем Востоке – бывший полпред президента Ишаев.

Виктор Ишаев был назначен полпредом в 2009 году президентом Дмитрием Медведевым. Спустя три года – в мае 2012-го – ему еще доверили и руководство новым Министерством по развитию Дальнего Востока. А до этого он на протяжении 18 лет – с 1991 по 2009 – был бессменным губернатором Хабаровского края.

Когда Ишаев перебирался из губернаторского кресла в полпредское, Хабаровский край являлся одним из самых проблемных в стране. Социально-экономическая ситуация в регионе была на грани, обвал был практически во всех ведущих отраслях края: в лесной, горнорудной, строительной… Долги по зарплате превышали 400 миллионов рублей. Зато подконтрольные губернатору компании процветали. При этом еще и ходили многочисленные слухи о связях губернатора с криминальными авторитетами, о его разнопрофильном бизнесе, среди которых называли и артель по добыче золота и платины, и аэропорт Хабаровска, и присвоение многочисленных земельных угодий и другие. Упоминали и о многомиллионных счетах в офшорах… А об отношении Ишаева к людям очень красноречиво говорит один случай: за то, что его автомобилю не уступила дорогу другая машина, губернатор стрелял из пистолета в «обнаглевшего» водителя. По счастью, мимо.

Тем не менее, президент Медведев доверил такому человеку и должность полпреда президента, и руководство новым министерством.

Правда, уже через полгода «руления» Минвостокразвития, кресло под новоиспеченным министром закачалось. В ноябре 2012 года Путин, уже снова став президентом, жестко раскритиковал деятельность Ишаева, сказав, в частности, что деятельность министерства не оправдывает своего предназначения.

И действительно, получилось как по Жванецкому: Министерство по развитию Дальнего Востока есть, а этого самого развития – нет. Более того, перенеся свой многолетний «опыт» управления Хабаровским краем на весь Дальний Восток, Ишаев добился примерно таких же результатов, как и в оставленном им регионе.

Но в тот раз пронесло.

А еще в том же 2012 году был еще и саммит АТЭС во Владивостоке, в подготовку которого государство вложило миллиарды, а в результате дороги смывало первым же дождем. Зато на личных счетах некоторых дальневосточных руководителей появились суммы с многими нулями на конце. Ишаев же, как полпред и как министр, можно сказать, вдвойне отвечал за этот саммит. Опять не получилось. Тоже вдвойне.

Апофеозом же карьеры Виктора Ишаева стало наводнение. Мудрый Ной, согласно библейским преданиям, начал строить свой ковчег еще задолго до потопа. Ишаев, конечно, не Ной, но он, как «начальник» Дальнего Востока, обязан был прислушаться к прогнозам синоптиков и словам спасателей из МЧС об аномальных осадках, несущих потенциальную угрозу, проверить состояние дамб, плотин и других гидротехнических сооружений. Да и чисто по-человечески, – если ты отвечаешь за население, живущее на огромной территории, а на этой территории неделями идут проливные дожди, нужно подумать о том, как уберечь людей от напасти.

Впрочем, про отношение Ишаева к людям уже упоминалось.

Геннадий Шалаев

На фото:  Бывший полпред Президента РФ в ДФО Виктор Иванович Ишаев

Ранее

Уполномоченный по правам ребенка выступил против «секспросвета среди детей»

Далее

Почти 800 человек вышли на свободу по экономической амнистии

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru