Глава регионального Росприроднадзора стоит на страже интересов металлургических компаний, защищая их от обвинений в нарушении экологии
Если бы автор книжки про Чиполлино и известного детского стихотворения «Чем пахнут ремесла?» попал сегодня в Челябинск, он был бы сильно удивлен неприятно стойким амбрэ. Потому что столица Южного Урала пахнет сероводородом. Однако дело не в городской свалке, которая вот уже несколько лет как переполнена. Большой, даже основной «вклад» вносят металлургические предприятия. Но чиновники этого, как говорится, в упор не видят.
Вообще-то для столицы Южного Урала жалобы на выбросы – не редкость. Однако в начале октября вонь окутала полгорода. Пахло сероводородом. Жители начали звонить во все инстанции. Только в приемную экодвижения «Моя планета» в ночь на 8 октября было совершено более 110 звонков. В основном звонили люди, проживающие в районе «Мечела», «ЧЭМК» и других заводов. «Сероводород есть в выбросах крупных металлургических предприятий, однако исполнительные органы власти региона не имеют возможности контролировать их», – заявила министр экологии Челябинской области Ирина Гладкова.
Полученные данные были направлены в Росприроднадзор. Однако областное управление этой структуры оперативно заявило, что проверять никакие заводы они не будут – оснований нет. Стоит отметить, что 8 октября общественник Николай Дейнеко, почувствовав неприятный запах, также пытался сподвигнуть управление Росприроднадзора провести проверку. Однако его разговор с ответственным дежурным ведомства нельзя назвать конструктивным. «Звоню. Берет трубку некто Севастьянов. Выслушивает меня и отвечает, что передаст информацию начальнику утром. Я ему говорю, что утром будет уже поздно, что именно сейчас необходимо выехать, сделать замеры и зафиксировать это нарушение. На что он мне отвечает, что у них нет возможности выехать, так как нет для этого сил и средств», – написал Дейнеко на своей страничке в Facebook.
Проверку по факту Росприроднадзора начал спустя…полторы недели! Правда, к тому моменту аврал случился второй раз. 20 октября, когда жители вновь почувствовали запах тухлых яиц (с ним иногда сравнивают запах сероводорода), они стали массово жаловаться в надзорный орган. Проверка, проведенная на следующий день, выявила источник загрязнений воздуха. Им, по словам Росприроднадзора, оказалась городская свалка. Интересно, что в областном министерстве экологии данное заключение оказалось неделю спустя. Почему проблема не была озвучена министру экологии устно, что мешало в день проверки направить в министерство электронное сообщение или факс для оперативного реагирования, остается загадкой.
Но в минэкологии с чиновниками Росприроднадзора не согласились. Сотрудники министерства взяли данные со стационарных постов «ГорЭкоЦентра» за дни, когда проходила проверка Росприроднадзора, и увидели, что они никаких превышений допустимого объема вредных веществ зафиксировано не было. «Вообще нас очень удивило, что источником распространения сероводорода назвали именно городскую свалку. Это объект площадной, а не труба, из которой струится дым. В случае с трубой выбросы могли «лечь» на некотором расстоянии от источника. Если же речь идет о площадном объекте, превышение прежде всего должны были показать посты на границах со свалкой», говорит г-жа Гладкова.
В том же убежден и глава управления экологии Челябинска Сергей Антипов. При этом чиновник не отрицает, что со свалкой нужно что-то делать. «Проблема со свалкой в городе действительно существует, и она известна, – заявил он в беседе с местными СМИ. – Она работает с 1949 года, на сегодняшний день там захоронено 11 млн тонн коммунальных отходов. Если изначально она была далеко за пределами Челябинска, то теперь чуть ли не в центре города. Мы понимаем, что свалка уже выработала свой ресурс, но другого места захоронения отходов у нас пока просто нет».
Возникает вопрос: почему челябинский Росприроднадзор с завидным постоянством пытается убедить всех, начиная с рядовых жителей до областных министерств в том, что во всем виновата помойка? Ответ прост. По мнению источников в администрации области и. о. руководителя управления Росприроднадзора по Челябинской области г-н Латыпов очень боится наказывать металлургические предприятия за выбросы и предпочитает все списать на свалку. Публичные выступления Галиуллы Латыпова действительно часто вызывали недоумение и критику со стороны журналистов и чиновников. Так, в июле 2013 года, когда разразился очередной экологический скандал, он заявил, что проверка предприятий не выявила превышений предельно допустимых вредных концентраций веществ в воздухе. В качестве источников загрязнения он назвал… автомобильные выхлопы. А на следующий день на сайте структуры появилось официальное сообщение о том, что «ЧЭМК» выданы и взяты на контроль предписания об устранении нарушений законодательства, а также «решается вопрос о привлечении к ответственности ОАО «ЧЭМК» как юридического лица и виновных должностных лиц предприятия». Завершается сообщение следующей фразой: «Росприроднадзор подчеркивает, что никаких комментариев о ходе и о результатах внеплановой комплексной проверки ОАО «ЧЭМК» ни электронным, ни печатным средствам массовой информации не давалось».
Иными словами, автомобили оказались не причем, вина за происшествие лежала на комбинате, а Галиуулы Латыпов банально вводил общественность в заблуждение. Многие ожидали, что после этого с Латыповым распрощаются, но в ноябре 2013 года он был назначен и. о. руководителя ведомства. Избавиться от приставки ему не удалось до сих пор. И это, как считают некоторые источники, стало причиной его осторожного поведения по отношению к крупным предприятиям. Ведь публичные войны с металлургами, напомним, стоили кресла экс-губернатору Михаилу Юревичу. Поэтому можно то и дело услышать, как Галиулла Латыпов на заседаниях экологических советов и других мероприятиях рассказывает о том, что местные промышленники снижают выбросы, а вот журналисты поступают неправильно, когда устраивают шум вокруг ситуации с экологией.
По мнению министра экологии Ирины Гладковой, споров, кто виноват в том, что челябинцам нечем дышать, не происходило бы, если б все предприятия области, осуществляющие выбросы, имели автоматические посты, подобные тем, что есть у «ГорЭкоЦентра». В этом случае не возникало бы сомнений, кто и когда открыл трубу. По закону подобное оборудование должно появиться к 2018 году на всех заводах, однако уверенности в том, что так и будет, нет. Тем более, когда на страже интересов металлургов стоит целый глава ведомства, преданность которого владельцам металлургических компаний, быть может, имеет весьма материальное объяснение.
Олег Фомин
Фото: 74.ru
По информации: Общая газета