Почему не сбываются прогнозы?
«Руки Аллаха есть только в сознании Будды.
Но и сознание Будды все равно
находится в руках Аллаха».
(Экспертная оценка)
Отвечу сразу: потому что их высказывают. А теперь подробно.
Бесчисленное множество советологов не могло предсказать крах СССР и развал социалистической системы. Только одна французская политологиня уверенно предсказала это, но к ней не прислушались.
Столь же малый вес имеют прогнозы нефтяных цен в короткой перспективе. Есть давно и досконально изученные циклы колебаний сырьевой коньюнктуры, которые были по неведомой причине проигнорированы российскими начальниками, что привело РФ к тому разбитому корыту, перед которым мы сейчас находимся.
Для принятия стратегических решений высшим госруководством желательно иметь пять-шесть аналитических шарашек разного направления – агентурная разведка, техническая разведка(прослушка и хакерство), математическое моделирование, инсайт от шаманов, астрологов и экстрасенсов…
Кроме того надо иметь развитую структуру концептуальной разведки, которая распаковывает замыслы как врагов, так и друзей(хотя в политике друзей не бывает по определению). Концептуальная разведка в России или отсутствует напрочь, или существует в выдуманном мечтателями из ближнего президентского круга вроде Сечина вымышленном мире высоких нефтяных цен и стратегических американских партнеров.
Концептуальная разведка отвечает на вопрос: «Что задумал «Некто»(термин известного эксперта, известного под агентурным псевдонимом Буратино) на мировой шахматной доске».
Когда замыслы разгаданы – дело за стратегической разведкой, задача которой определить «когда, где, в какой последовательности и с какими союзниками «Некто» будет свои замыслы реализовывать».
Со стратегической разведкой в странах, которые допускают, чтобы им наносили «удары в спину», дело обстоит неважно, от слова совсем.
В чем причина такой ментальной лакуны в государственном механизме? Ответ лежит на поверхности. В России отсутствует корпоративный уровень стратегирования в интересах государства.
У нас есть госкорпорации и частные олигархические компании. Первые возглавляются людьми вроде Сечина и Миллера. Вторые – разнообразными Дерипасками и Абрамовичами.
По разным причинам разработка корпоративных стратегий и в тех и в других структурах крайне далека от реальных интересов государства, которое отнюдь не совпадает в последние годы с интересами лиц, возглавляющих государство. Это интересная, но находящаяся за пределами данного текста, тема.
Государственного уровня стратегирования -у нас нет по той причине, что государственные разведывательные структуры просто опасаются раздражать царя-батюшку чем-то, не совпадающим с его видением мира. Это приводит к таким ошибкам(которые, как известно, хуже преступления), как ликвидация аппарата (то есть агентурной сети) главного военного советника в Сирии, что сделало нас слепыми, глухими и изолированными от реальной ситуации в Сирии стратегическими аутсайдерами, которые внезапно попытались пробиться в первые ряды и были жестоко спущены на грешную землю.
Нужно учесть и существенную деградацию государственных разведывательных структур, вызванную недостатком финансирования, деидеологизацией и повальной коммерциализацией.
Это еще не ответ на вопрос «почему не сбываются прогнозы». Мы пока что на подступах к нему. К ответу.
Когда нет возможности долгосрочного прогноза и стратегирования, остается возможность рефлексивного реагирования на вызовы. Внешние и внутренние. Вот этим и увлекаются российские руководители. Безусловно, этот чревато тем, что сам становишься объектом рефлексивного управления противника. С этим приходиться мириться, ничего поделать невозможно. В стране слепых и одноглазый – король.
Но такая тактика дает возможность отражать удары на протяжении длительного времени. Пока сохраняется лояльность полицейских структур.
Если вдобавок лишить внутренних оппонентов возможности получать финансирование (внешнее и внутреннее), то ситуация в стране становится управляемой и подконтрольной Центру.
Из минусов – теряются внешние партнеры. Уже сейчас очевидно, что единственный стратегический проект России в ближнем зарубежье – ЕАЭС – нежизнеспособен. Из недавних реалий – Сербия провела массовую зачистку пророссийской клиентелы, то есть коррумпированных чиновников, арестовав 80 человек. Готовится вступить в Евросоюз. Приглашение Черногории в НАТО – тоже из этой «черной серии». Киргизия только что сообщила, что не считает Россию способной финансировать два инвестиционных проекта стоимостью в 3 миллиарда долларов и будет искать других инвесторов. Тут надо обязательно вспомнить о 60 миллиардах долларов на сочинскую олимпиаду и 20 – на будущий мондиаль. Которого нас скорее всего лишат.
Разваливается ближнее партнерское окружение России. На очереди – сама Россия. Это является частью долгосрочной стратегии Запада. Раздел РФ отвечает интересам США, Евросоюза и Великобритании. И отчасти – Китая.
Можем ли мы сделать прогноз о будущем развале России? Нет, потому что это было бы простым линейным экстраполированием нынешней ситуации на среднесрочную перспективу. А что, может случиться какая-то нелинейность?
Может. Но не при нынешнем руководстве. Любимый вождь не предпринимает никаких усилий по противодействию агрессивным внешним и внутренним трендам не потому, что не понимает их. Он просто осознает подавляющее превосходство Запада и рассчитывает выждать, не меняя ничего во внутренней политике, до тех времен, когда переменятся нефтяные тренды. Санкции тут ни причем. Потому что они опасны лишь в долгосрочной перспективе. Я имею в виду высокие технологии, от которых нас отключили.
Сейчас в России созданы мощные и эффективные техники подавления любого социального протеста. Недавнее решение любимого вождя о создании в критически важных с точки зрения сырьевой стратегии регионах(имеющих выход к морю) оперативных штабов по борьбе с терроризмом, – это важный шаг именно в этом направлении. Любые протестанты будут объявлены пятой колонной и пособниками террористов, и быстро обезврежены. Пути экспорта энергоресурсов за рубеж останутся в руках государства.
Никаких мобилизационных усилий не будет по простой причине – они не соответствуют интересам практически всего общества. Какое общество –такие и интересы. Это не относится к быстро растущей прослойке бедных и нищих россиян. Но их высшие слои общества игнорируют.
Итак, попробуем ответить на вопрос. Почему не могут сбыться никакие прогнозы относительно будущего России в среднесрочной перспективе.
Любой прогноз может быть основан либо на линейной экстраполяции, либо на вероятностной оценке взлета «черных лебедей», то есть нелинейном развитии ситуации.
Нелинейный расчет требует анализа «Big Data», то есть больших данных, что возможно лишь для государственных разведструктур США и Великобритании. Однако, публикуемые в открытой печати прогнозы таких американских структур, как СТРАТФОР, носят откровенно тенденциозный характер и рассчитаны на форматирование сознание обывателя (в том числе и из экспертного сообщества).
Но даже расчет всех возможных вариантов развития ситуации не поможет. Никто, даже подключившись к интерфейсу Вселенной, не может предсказать будущее. Оно неизвестно даже самой Вселенной, будь это Высокое Небо-Тенгри или Великий Предел – Дао.
Это заложено на уровне фундаментальных физических законов, главный из которых – принцип неопределенности Гейзенберга и вытекающие из него теоремы Геделя и Тарского.
Если бы было иначе, жизнь на Земле была бы неинтересной, и даже невозможной.
Тем не менее прогноз возможен. Если он самосбывающийся. Такая ситуация описана в фантастической трилогии Айзека Азимова «The Foundation». И в ряде произведений братьев Стругацких. И Азимов и Стругацкие работали в рамках поставленных перед ними серьезными структурами техзаданий.
К числу таких пророчески произведений можно отнести роман Глеба Боброва «Земля мертворожденных», где описано то, что произошло на Украине и Донбассе. В рамках какого техзадания писал Бобров, мне неизвестно. Но искать черты грядущего следует именно в таких текстах. Которые никто не воспринимает всерьез. Это не обязательно беллетристика. Катехизис мирового терроризма, книга Абу Бакра Наджи «Управление жестокостью» – именно такой артефакт, написанный на мой взгляд в рамках техзадания от могущественных глобальных акторов, которые имеют возможность менять сознание Будды. По крайней мере им так кажется.
Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики(Realpolitik), эксперт Академии военных наук
По информации: Живой журнал “Владимира Прохватилова”