Конкурсы на телевидении — главный двигатель российской эстрады
Сегодня в эфире “Первого канала” пройдет финал певческого соревнования “Голос” — самой азартной из программ, в которых соревнуются артисты эстрады, если не считать “Евровидения”. Еженедельное мелькание в эфире крупного федерального канала по идее гарантирует музыкантам зрительский интерес, а рынку — новую артистическую кровь, в которой он давно нуждается. Но 2015 год разочаровал тех, кто возлагал на “Голос” самые большие надежды. БОРИС БАРАБАНОВ рассказывает о том, как менялся популярный телевизионный бренд.
Первые три сезона “Голоса” стали безусловной удачей “Первого канала”, за немаленькие деньги купившего лицензию “The Voice” у голландцев. Секрет успеха на первый взгляд был в том, что канал рискнул показать зрителям новые молодые лица, которые, как принято считать, аудитории не нужны и только сажают “цифры”. Формат предполагал наличие четырех судей-наставников, и именно они держали внимание публики. Квартет, состоявший из Леонида Агутина, Александра Градского, Пелагеи и Димы Билана, оказался близким к идеалу. Телезрителям были предложены настоящий конфликт и настоящее развитие характеров с совершенно неожиданными открытиями и поворотами — все, как в хорошем рейтинговом телесериале. Главное действо разворачивалось не на сцене, а в президиуме. По окончании третьего сезона жюри было решено сменить. Любимое зрителями шоу ждали большие перемены. И эти перемены были приняты публикой в штыки.
В кресле “мэтра” остался Александр Градский. Место “блондинки”, условной Кристины Агилеры, заняла Полина Гагарина, незадолго до этого успешно выступившая на “Евровидении”. На роль “звезды молодого поколения” был приглашен рэпер Баста (Василий Вакуленко), а на роль “звезды средних лет” — Григорий Лепс. Баста поначалу вел себя крайне скромно. Полина Гагарина серьезно уступала Пелагее в артистизме и эрудиции и вообще в гораздо большей степени соответствовала хрестоматийному образу блондинки. Григорий Лепс перенес в кадр все свои сценические шутки-прибаутки, совершенно не собираясь ничего менять в своем образе, и на старте четвертого сезона выглядел довольно странным дяденькой. Четверо наставников с трудом находили пути взаимодействия, драматургия откровенно не складывалась. Стоит добавить, что и команды после периода слепых прослушиваний подобрались далеко не столь колоритные, как в прошлые сезоны.
Однако уникальность формата “Голоса” как раз состоит в том, что этот формат способен вытянуть даже средний состав жюри и участников. К концу сезона уже и Полина Гагарина нашла какие-то правильные ноты, и Григорий Лепс увлекся происходящим и выглядел по-настоящему глубоким и неравнодушным продюсером, а Баста дал аудитории “Первого канала” такой широкий спектр музыки, который иным способом она может найти, разве что изучая профильные паблики “ВКонтакте”.
Сегодня публику ждут выступления четырех финалистов, и лидерами выглядят двое. Певец Михаил Озеров — крупный мужчина с безграничными вокальными возможностями, позиционирующий себя как уличный певец и уже принявший ангажемент в театре своего наставника Александра Градского. Отец Фотий, в миру Виталий Мочалов,— насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, регент монастырского хора. Шансов, конечно, больше у иеромонаха Фотия — не только в силу его вокальных данных, но и просто потому, что в данном случае симпатии публики усилены социальным статусом героя, как это было, скажем, в итальянском “Голосе”. В 2014 году там победила сестра Кристина Скуччия, и вряд ли этот факт остался незамеченным продюсерами русского “Голоса”. Тем более что нашу версию проекта патриотически настроенные граждане стали все чаще обвинять в обилии вражеского англоязычного пения. Так вот вам, получите.
Наставник отца Фотия (странно, конечно, звучит — “наставник отца”) Григорий Лепс отдает себе отчет в том, что, даже если его подопечный выиграет, он не сможет позволить себе большой тур по городам и выступления на корпоративах, хотя это и выглядит вполне естественно для исполнителя, на котором сфокусировано столько внимания. Но дело даже не в том, что Фотий не поедет с гастролями по стране. Дело в том, что 2015 год открыл глаза многим промоутерам и гастрольным импресарио на грустный факт. На нынешнем историческом этапе съемки в “Голосе” совершенно не гарантируют успешную концертную историю.
По итогам сезона 2014 года, на пике проекта, для участников “Голоса” забивались лучшие площадки, их объединяли в крупные и мелкие гастрольные бригады в расчете на то, что новые лица и новые имена интересны публике не только как часть телепроекта, но и как повод отправиться в кассу за билетом. Этого не произошло. В первой половине 2015 года запланированные сольные и сборные концерты участников “Голоса” отменялись десятками. Может быть, наиболее яркий пример — отмена большого шоу в петербургском Ледовом дворце. Если представить себе некую единую “афишу России”, то из всех трех завершившихся сезонов “Голоса” в ней по большому счету закрепилось всего несколько имен: Наргиз Закирова, Антон Беляев, Севара Назархан, наверное, двое из трех победителей — Дина Гарипова и Сергей Волчков. Есть несколько участников “Голоса”, закрепившихся в понятных амплуа с ограниченной, но верной аудиторией или получивших работу в том же театре Александра Градского. Но большая часть выпускников “Голоса” либо вернулась на клубный уровень, либо пропала с радаров.
В начале 2016 года на экраны выходит фильм “Голоса большой страны”, снятый целиком под впечатлением успеха первых сезонов шоу. Его продюсеры явно затевали проект, исходя из той же иллюзии успеха, которая сложилась у организаторов концертов. Но если взглянуть на афишу, лица вспомнятся, а вот имена — далеко не все.
Есть только один артист, чей успех еще до финала можно считать свершившимся фактом по итогам четвертого сезона. Это певица Варвара Визбор, которая даже не прошла в основное состязание. К внучке Юрия Визбора во время слепых прослушиваний не повернулся ни один из судей, и этот факт, имевший место на пике антипатии к новому жюри, вызвал грандиозную волну недовольства в интернете, которая чудесным образом обратила на певицу внимание массмедиа. Не знаю, как насчет больших туров по стране, но на частные вечеринки ее уже зовут вполне активно. Музыкант зарабатывает своим трудом и талантом. Если рядом окажется хороший менеджер — это может быть надолго.
Борис Барабанов
Фото: muzobzor.ru
По информации: Коммерсант.ru