Элите приказано не дразнить «путинское большинство»
На фоне разговоров об истощении резервного фонда и снижении доходов населения власть меняет повестку. Парад на «Гелендвагенах» выпускников Академии ФСБ, кутеж российских футболистов в Монте-Карло, «царь-квартира» первого вице-премьера Игоря Шувалова и ботинки Дмитрия Медведева — часть этих сюжетов раскручивалась не только в соцсетях, но и в эфире федеральных телеканалов. Почему Кремль ослабляет цензуру, как будет реализована установка на сокращение аппетитов элиты и чего от верхов ждут низы — в материале «URA.Ru».
Вечеринка в Монте-Карло членов российской футбольной сборнойПавла Мамаева и Александра Кокорина с дорогим шампанским под гимн России вошла в прайм-тайм новостных программ всех федеральных телеканалов, от «Первого» до «Рен-ТВ». Несмотря на то, что сами футболисты отрицают свое отношение к организации вечеринки и многомиллионным тратам на нее, на скандал отреагировал даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, назвав веселье российских футболистов «тщеславным безобразием».
Массовый заезд выпускников Академии ФСБ на «Гелендвагенах» также вошел в телесюжеты с реакцией Кремля и ФСБ, хотя ранее подобные истории часто оставались на уровне интернет-СМИ и соцсетей, без выхода на более широкую российскую аудиторию. Эксперты факт корректировки информационной политики зафиксировали.
Замглавы Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов говорит, что внутриполитическая повестка не компенсирует проблем в экономике и не позволяет людям выпускать пар: «Поэтому внимание граждан переключается на такие безобидные для власти сюжеты.
В результате их раздражение расщепляется между разными темами, а власть остается в выигрыше, потому что ее политика не становится объектом претензий».
Один из кремлевских социологов рассказывает, что все последние закрытые исследования показывают стремительный рост общественного запроса на социальную справедливость: «И это не традиционная декларация людей за все хорошее против всего плохого. Снижение или стагнация доходов по стране формируют новые требования населения к элите по принципу „если падать, то вместе“», — говорит собеседник «URA.Ru».
Такие настроения приводят к пересмотру правил функционирования представителей российской элиты — это необходимо для сохранения политической стабильности.
Топ-менеджер одного из московских СМИ в разговоре с корреспондентом «URA.Ru» рассказал о недавнем совещании в администрации президента с «пулом» медийщиков. На нем были сформулированы новые требования к освещению деятельности власти: уровень потребления чиновников и политиков не должен злить беднеющее население.
«В тот момент, когда это выходит в публичную сферу, принципиально важным становится все: где представитель элиты отдыхает, где они живет, что ест, на какой машине ездит. И СМИ должны максимально публично это освещать, добиваясь комментариев у представителей власти», — говорит собеседник агентства.
Член научного совета ВЦИОМ Леонтий Бызов считает, что запрос на социальную справедливость в российском обществе появился с конца 90-х годов, после дефолта, «и с тех пор стабильно занимал первое место во всех опросах. Здесь ничего нового нет. Просто периодически, когда происходит что-то экстраординарное (террористические акты, события на Украине, в Крыму), внимание общества с социальной справедливости переключается на проблемы безопасности», — говорит социолог.
Директор Центра политологического анализа Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин полагает, что базовый запрос на стабильность в «нулевые» годы в 2010 году трансформировался в запрос общества на справедливость. «И для власти важно ответить на этот тренд, чтобы сохранить управляемость в стране», считает политолог.
В начале 2000-х население благодаря росту доходов воспринимало власть как эффективную, и то демонстративное потребление, которое было среди политической элиты, не вызывало такого раздражения у россиян, говорят опрошенные агентством эксперты. Вечеринки бизнесменов уровняМихаила Прохорова и Романа Абрамовича в Куршевеле, на которые собирались тогда многие российские политики, становились частью светской, а не политической хроники. Дачи и дома российских министров и депутатов в Испании, Швейцарии, Франции, Майями также перечислялись по итогам опубликованных деклараций без особого ажиотажа в СМИ.
Но парламентская кампания в 2011 году зафиксировала растущее раздражение в обществе по отношению к политикам и чиновникам. Именно поэтому лозунги оппозиции про «партию жуликов и воров» стали так популярны у электората. Тогда же появились первые разоблачения Алексея Навального о нецелевом использовании спецсигналов и спецтранспорта чиновниками и депутатами, данные о незадекларированной недвижимости политиков за рубежом. Ответом на новый общественный запрос стал пакет законов, принятый уже после выборов в Госдуму, направленный на национализацию для элиты. Среди них — закон о запрете для госслужащих владеть счетами и активами за рубежом.
Интересно, что, несмотря на широкое освещение в провластных СМИ истории с «Гелендвагенами» и вечеринки российских футболистов, ни один федеральный телеканал не выдал в своем эфире информацию о первом вице-премьере Игоре Шувалове и квартирах в сталинской высотке на Котельнической набережной, о которых заявлял ФБК Алексея Навального. Впрочем, собеседник «URA.Ru» в телекомпании «НТВ» рассказал, что «на Шувалова собран материал уже для целого фильма». «Но, видимо, нужна отмашка», — предполагает источник агентства. Напомним, ранее ФБК «обнаруживал» у чиновника незадекларированный Rolls-Royce.
При этом в правительстве Игоря Шувалова считают функционером высшей лиги. «Он не входит в ближний круг президента, но его ценят как аппаратного профессионала», — поясняет собеседник агентства в кабмине.
Политолог Павел Салин считает, что история с Шуваловым также вписывается в новый тренд власти по обузданию аппетитов элиты. Но, по его словам, базовой установкой в этом случае воспользовались аппаратные конкуренты первого вице-премьера: «Сейчас компромат о демонстративном потреблении на неформальном административном рынке пользуется наибольшим спросом и вызывает резонанс не только у населения, но и у людей, принимающих решения», — считает эксперт.
В политических кругах аппаратным противником Игоря Шувалова уже давно считается глава «Роснефти» Игорь Сечин. Собеседники агентства в правительстве также указывают на возможных интересантов информационной атаки в ФСБ — этот силовой орган в последнее время активизировал работу по очищению элиты от коррупции.
«В этом же ключе можно рассматривать шумиху в Сети вокруг обуви Дмитрия Медведева за 50 тысяч, на которую обратил внимание все тот же ФБК. Фонд Навального уже давно в правительстве и в Кремле воспринимается как площадка для борьбы компроматов и вбросов аппаратных противников», — рассказывает источник «URA.Ru» правительстве.
Социолог Леонтий Бызов полагает, что федеральные СМИ действительно учитывают выросший запрос у общества на социальную справедливость, но эксплуатируют эту тему, направляя в нужное русло: «Большее внимание уделяется коррупции на средних уровнях: арестовывают губернаторов, мэров и этим запрос на социальную справедливость власти удовлетворяют. Но так, чтобы это все не затрагивало высшие эшелоны».
При этом главным маркером эффективности подобных кампаний становится реакция Владимира Путина. Причем — необязательно публичная. Чиновники рассказывают, что это могут быть всего лишь два слова упрека в приватной беседе или переданные через посредников. А реакция президента обычно стыкуется с тем трендом, который актуален у самого «путинского большинства», считают опрошенные агентством социологи. «На одну и ту же информацию о чиновниках 10 лет назад Путин отреагировал бы одним способом — сейчас отреагирует гораздо жестче» — прогнозирует директор Центра политологического анализа Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин.
Растущий запрос на социальную справедливость — это, судя по всему, актуальный тренд не только для России, но и для всего мира. Журналист Юрий Сапрыкин, комментируя итоги Каннского фестиваля в «Телеграм», обращает внимание на актуальность кино о «маленьком человеке» и говорит, что вопрос справедливости становится главным в современной мировой политике: дискурс экономических свобод умер, теперь все игры западных политиков — вокруг слов «честность» и «справедливость». А значит, россйское общество в этом плане не самобытно, а вполне актуально, и его пожелания созвучны общемировым трендам.
Айсель Герейханова
Источник: “URA.RU”